Бенедиктов Владимир Григорьевич
Ф. Я. Прийма. В. Г. Бенедиктов
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Бенедиктов Владимир Григорьевич
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1983
Обновлено: 01/09/2006. 125k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Об авторе
Скачать
FB2
Оценка:
5.35*8
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Ф. Я. Прийма
В. Г. Бенедиктов
----------------------------------------------------------------------------
В. Г. Бенедиктов. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание
Л., "Советский писатель", 1983
Составление, подготовка текстов и примечания Б. В. Meльгунова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
----------------------------------------------------------------------------
Появление в середине 1835 года в Петербурге небольшой по объему книги
"Стихотворений" В. Г. Бенедиктова (1807-1873) сопровождалось огромным
успехом, - тем более ошеломляющим, что до этого молодым автором ни одного
произведения, по крайней мере, подписанного его полным именем, не было
опубликовано. "Вся читающая Россия упивалась стихами Бенедиктова, -
вспоминал впоследствии его современник и биограф Я. П. Полонский. - Он был в
моде - учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим, девицы их
переписывали, приезжие из Петербурга, молодые франты, хвастались, что им
удалось заучить наизусть только что написанные и еще не напечатанные стихи.
Бенедиктова. И эти восторги происходили именно в то время, когда публика с
каждым годом холодела к высокохудожественным произведениям Пушкина,
находила, что он исписался, утратил звучность - изменил рифме и все чаще и
чаще пишет белыми стихами". {Полонский Я., Владимир Григорьевич Бенедиктов.
- В кн.: Стихотворения В. Бенедиктова. Посмертное издание под редакцией Я.
П. Полонского, т. 1, СПб.-М., 1883, с. XIX-XX.}
Но если средний читатель встретил стихотворения Бенедиктова
восторженно, то мнение о них критики единодушием не отличалось: одни журналы
находили молодого поэта равновеликим Пушкину и даже в чем-то его
превосходящим; другие же, находя талант Бенедиктова заурядным, сомневались в
том, что феноменальный успех его стихотворений будет сколько-нибудь
продолжительным. Не прошло и десятилетия, как напряженные споры вокруг имени
Бенедиктова улеглись, и он занял со временем довольно прочное место как
представитель "эффектного" романтизма и поэт "второго литературного ряда".
Как поэту второстепенному, историки литературы уделяли ему мало внимания, а
в обобщающих работах о литературе XIX века облик его зачастую подвергался
бесцеремонному искажению. Тенденциозно интерпретировалась поэзия Бенедиктова
даже в специальных работах о нем, примером чему может служить статья Б. А.
Садовского "Поэт-чиновник", напечатанная в одиннадцатом номере "Русской
мысли" за 1909 год. Между тем роль Бенедиктова в развитии русской поэзии
достойна иной оценки. И самый триумф поэта в 30-е годы прошлого века, и
последовавшее за ним "падение" славы писателя исключительно поучительны в
историко-литературном отношении. Определить в поэтическом наследии
Бенедиктова признаки, детерминированные эстетическим климатом 1830-х годов,
с одной стороны, и своеобразием личности и биографии поэта - с другой,
представляет для нас также немаловажный интерес.
Родился Бенедиктов в Петербурге, но его отроческие годы прошли в
Петрозаводске, куда был назначен на должность советника губернского
правления его отец, выходец из низшего духовенства Смоленской губернии,
получивший дворянское звание лишь в результате своего продвижения по
государственной службе. Формированию нравственного и духовного облика
будущего поэта немало способствовала его мать, происходившая из семьи
придворного служителя (кофешенка). На развитие поэтического воображения
Бенедиктова в ранние годы заметное влияние оказала суровая природа
Олонецкого края, о чем мы можем судить по таким стихотворениям поэта, как,
например, "Озеро" ("Я помню приволье широких дубрав; Я помню край
дикий...").
В двенадцатилетнем возрасте Бенедиктов поступает в четырехклассную
Олонецкую губернскую гимназию. Здесь гимназический учитель И. Ф. Яконовский,
с увлечением читавший ученикам курс российской словесности и сам "грешивший"
сочинением стихов "на случай", первый пробудил у будущего поэта охоту к
стихотворству. В 1821 году, четырнадцати лет, Бенедиктов успешно заканчивает
гимназию и в связи с поступлением в средние классы Второго кадетского
корпуса в Петербурге покидает Петрозаводск.
На протяжении шестилетнего обучения в кадетском корпусе Бенедиктов
продолжал свои поэтические опыты, хотя ни со стороны преподавателей, ни в
товарищеской среде сочувственного отношения к себе они не встречали. "Жаль,
- писал в связи с этим Я. П. Полонский, - что Бенедиктов не поступил в
университет, так как едва ли не в одних наших университетах, даже и в то
время, мелькали искорки кой-каких идей, - во всяком случае, взгляды на науку
и жизнь были шире и требовательнее. Мы говорим жаль, потому что нельзя
писателю иметь влияние на своих современников, если сам он в ранние годы ни
разу не подчинялся никаким влияниям и не побеждал их собственным умом своим.
Что же может быть благотворнее влияния идей, разрабатываемых умственными
силами всего человечества?" {Полонский Я., Владимир Григорьевич Бенедиктов,
с. V.}
D конце 1827 года Бенедиктов заканчивает корпус первым учеником и
произведенный в прапорщики, получает назначение на службу в лейб-гвардейский
Измайловский полк. Через три года беспорочной службы его производят в
поручики, а вскоре в составе одного из подразделений помянутого полка его
отправляют в охваченную пламенем восстания Польшу. Впечатления от бивачного
быта и двух-трех незначительных стычек с повстанческими отрядами были
отображены молодым офицером-поэтом в его стихотворных набросках, известность
которых не выходила, впрочем, за пределы узкого круга его товарищей по
службе.
В 1832 году, незадолго перед этим удостоенный награждения орденом св.
Анны 4-й степени ("За храбрость"), Бенедиктов добровольно уходит в отставку.
Будучи дворянином по сословной принадлежности и разночинцем по своему
положению в обществе, человеком обеспечивающим себе средства к существованию
собственным трудом, он добивается зачисления на гражданскую службу по
Министерству финансов, которая требовала большой отдачи сил и не создавала
ни малейших условий для взлетов поэтического творчества. "Бенедиктов, -
писал Я. П. Полонский, - был человек 30-х годов и носил на себе печать
этого, по преимуществу бюрократического, времени. Он не был тем гением,
который, по словам Лермонтова, прикованный к канцелярскому столу, непременно
бы с ума сошел. Обладая математическими способностями, памятью цифр и
верностью счета, Бенедиктов не только мог спокойно служить в государственном
банке, но и быть одним из лучших, ценимых начальством, чиновников. На
Бенедиктова мы смотрим, каким он был, и не обязаны смотреть как на человека,
каким он мог бы быть при других обстоятельствах или при иных душевных и
телесных качествах". {Полонский Я., Владимир Григорьевич Бенедиктов, с.
IX-X.}
Это любопытное признание Я- П. Полонского страдает, однако, некоторой
недосказанностью. Да, Бенедиктов был сформирован 30-ми годами, на
общественно-литературную жизнь которых наложил неизгладимую печать деспотизм
Николая I. К наиболее характерным явлениям литературного быта 1830-х годов
А. И. Герцен относил пресмыкательство Булгарина и Греча перед царским троном
и "проповедь комфорта и чувственных удовольствий" "Библиотекой для чтения"
О. И. Сенковского. {Герцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т., т. 7, М., 1956, с.
215 и 220.} Самые невинные проблески независимой общественной мысли гибли в
ту пору под сапогом самодержавия. 1830-е годы явились периодом, когда
дворянская революционность угасала, а революционность разночинская
находилась в стадии своего утробного развития. Правда, уже в середине 1830-х
годов передовое разночинство заявит о своем существовании в статьях В. Г.
Белинского, однако массовое осознание разночинством своей демократической
общественной миссии проявится лишь двумя десятилетиями позднее.
Промежуточностью социального бытия полуразночинца Бенедиктова были во
многом обусловлены и его общественно-эстетические взгляды. С одной стороны,
он постоянно ощущал свою отчужденность от образа жизни и предубеждений
привилегированных слоев общества, а с другой - сформировавшая его среда,
служба преуспевающего чиновника и специфическая образованность отнюдь не
побуждали его в ту пору к поискам высоких общественных идеалов.
Симптоматично все же, что одним из первых петербургских литераторов, с
которым познакомился и близко сошелся Бенедиктов по освобождении от
армейской службы, был К. А. Бахтурин (1809- 1841), человек нелегкой судьбы.
Знакомство это было значительным событием в жизни Бенедиктова, поскольку оно
расширяло его "провинциальные" представления о литературной жизни обеих
столиц.
Разночинец не только по образу жизни, но и по происхождению, Бахтурин
несколько лет служил в гусарах. Уйдя в 1832 году в отставку, он поселяется в
Москве, где через посредничество В. В. Пассека знакомится с членами
герценовского кружка Н. П. Огаревым и Н. М. Сатиным. Переселившись в 1833
году в Петербург, Бахтурин приобретает вскоре известность как поставщик
адресованных массовому зрителю пьес для Александрийского театра и как
представитель столичной театрально-литературной богемы. Утверждению
известности этого деятельного молодого литератора немало способствовало и
то, что для его мелодрамы "Молдаванская цыганка" музыкальный номер был
написан М. И. Глинкой. Материальная необеспеченность и рассеянный образ
жизни Бахтурина помешали развитию его творчества, в котором обнаружились,
впрочем, и его бесспорная одаренность, и симптомы оппозиционных по отношению
к существующему режиму настроений (стихотворение "Рим" и др.). {Подборку
поэтических произведений К. А. Бахтурина и содержательную биографическую
справку о нем, написанную В. С. Киселевым, см. в кн.: "Поэты 1820-1830-х
годов", т. 2, "Б-ка поэта" (Б. с), Л., 1972, с. 344-361.}
Не исключена возможность, что проявлениями некоторой оппозиционности
"грешил" в 1830-е годы и Бенедиктов. Позднее в стиховорении "7 апреля 1857",
осуждая николаевское царствование, он скажет:
Ты ж, Русь... Творец к тебе был гневен;
Была мертва ты тридцать лет...
Однако для характеристики идейных позиций поэта в 1830-е годы эти стихи
могут быть привлечены лишь с большой оговоркой, go всяком случае, если в
дружеских признаниях той поры Бенедиктову и приходилось порой выражать
крамольные мысли, то в своем поэтическом творчестве он намеренно
воздерживался не только от прямой или даже завуалированной характеристики
николаевского режима, но и от простых соприкосновений с политической темой.
В 1833 году Бахтурин знакомит Бенедиктова с молодым литератором П. П.
Ершовым (1815-1869), обучавшимся в то время в Санкт-Петербургском
университете и завершившим свою стихотворную сказку "Конек-горбунок",
широкой известности и успеху которой задолго до ее полного издания (1856)
немало способствовал ректор университета П. А. Плетнев.
Сразу же после выхода из военной службы встретился Бенедиктов с
приятелем своим по Петрозаводску Вильгельмом Ивановичем Карлгофом
(1796-1841), третьестепенным поэтом, снискавшим, однако, в писательских
кругах известную репутацию как хозяин литературного салона, среди
посетителей которого мы найдем имена А. Ф. Воейкова, Л. А. Якубовича, И. И.
Панаева, А. В. Никитенко, Н. В. Кукольника, Евстафия Бернета и других
литераторов. С благоговейным трепетом произносилось в салоне В. И. Карлгофом
и его женой Елизаветой Алексеевной Карлгоф (урожденной Драшусовой) имя
Дениса Васильевича Давыдова. 28 января 1836 года по случаю приезда Дениса
Давыдова в Петербург В. И. Карлгоф дал ужин, на котором присутствовали
Пушкин, Жуковский, Вяземский, Крылов. Культ Дениса Давыдова в салоне
супругов Карлгоф, надо полагать, нашел известное отражение как в
эстетических взглядах, так и в творчестве Бенедиктова.
С деятельностью литературного салона супругов Карлгоф был связан ряд
событий в творческой биографии В. Г. Бенедиктова, в том числе и такое
знаменательное, каким явилось издание первой книги стихотворений поэта. "Мой
муж, как и я, - вспоминала впоследствии Е. А. Карлгоф, - страстно любил
поэзию и был увлечен стихами Бенедиктова; он носился с ними, как с
неожиданно найденным сокровищем, прочитал их многим литераторам, которым они
также чрезвычайно понравились, и все радовались появлению в русской
литературе нового поэта с таким выдающимся дарованием. Несмотря на огромный
успех, который имели в гостиных стихотворения Бенедиктова, он не решался
печатать их, тем более что находился тогда в довольно стесненных
обстоятельствах и не имел на это средств. Мой муж взялся напечатать на свой
счет <...> Печатание, потом появление стихотворений Бенедиктова меня
чрезвычайно занимали. Томик его стихотворений скоро был раскуплен, и они
имели необыкновенный успех. О них везде говорили, их клали на музыку, учили
наизусть. Во всех журналах их расхвалили, только в Москве Белинский их
отделал, на что я очень негодовала.
Все желали познакомиться с новым поэтом. Жуковский, который жил тогда в
Зимнем дворце и принимал по субботам, написал мужу премилую записку, прося
его привезти непременно Бенедиктова. Успехи поэта чрезвычайно нас радовали.
В скором времени Бенедиктов сам уже приступил ко второму изданию.. ."
{"Жизнь прожить - не поле перейти. Записки неизвестной". - "Русский
вестник", 1881, Ќ 9, с. 141-142.}
Что же представлял собой первый сборник молодого поэта?
Обращает на себя внимание ученический характер многих стихотворений,
вошедших в книгу. Со всей очевидностью сказалось это на цикле сонетов,
надуманных по содержанию и слабых по исполнению. Поэт не избежал
стилистической монотонии, явно недооценив сложность избранной им формы. О
налете ученичества или подражательности молодого Бенедиктова свидетельствуют
также и довольно частые у него обращения к архаической лексике и фразеологии
(_очеса, ланиты, всемощная десница, стрелы Феба_ и т. п.), а также нередкие
реминисценции из поэтов предшествовавшей поры: образ крокодила, таящегося на
дне сердца (стихотворение "Бездна") - из К. Н. Батюшкова; "О, не играй
веселых песен мне... владычица младая!" (стихотворение "N. N-ой") - из А. С.
Пушкина; образ моря, на дне которого погребено "много сокровищ"
(стихотворение "Море") - из Н. М. Языкова и т. д.
Существенная особенность поэтического почерка молодого Бенедиктова
состояла также в тенденции к описательности, о чем можно судить отчасти даже
по названиям отдельных его стихотворений: "Облака", "Ореллана", "Озеро",
"Вулкан", "Комета", "Гроза" и т. п.
Ветра прихотям послушный,
Разряжённый, как на пир,
Как пригож в стране воздушной
Облаков летучий мир!
("Облака")
Конь кипучий бежит, бег и ровен и скор,
Быстрина седоку неприметна!
Тщетно хочет его опереться там взор:
Степь нагая кругом беспредметна.
("Степь")
Взгляните, как льется, как вьется она -
Красивая, злая, крутая волна!
Это мчится Ореллана,
Величава, глубока,
Шибче, шибче - и близка
К черной бездне океана.
("Ореллана")
Взгляни на небеса: там стройность вековая.
Как упоительна созвездий тишина!
Как жизнь текущих сфер гармонии полна, -
И как расчетиста их пляска круговая!
("Комета")
Отдавая себе отчет в том, что описание явлений природы как самоцель
ведет к художественным утратам, Бенедиктов обходил эту опасность: картина
природы, как правило мастерски написанная, сопровождалась у него сравнением,
изображением внутреннего мира человека. Иногда дидактический смысл подобного
сравнения не имел достаточной творческой мотивировки ("Радуга", "Две реки"),