ДУХ И МАТЕРИЯ (Против материализма) Издание "Посредник". М. 1899
Эта книжка представляет собой "Сборник избранных мест из сочинений, выясняющих вопросы об отношении духа к матери, души к телу и веры к знанию". Здесь мы находим целый ряд статей, по большей части небольших отрывков из различных авторов и старых, и современных. Здесь мы имеем отрывок из Декарта, и из Беркли, Шопенгауэра, и из современных: Дюбуа Реймона, Льва Толстого (его неизданные сочинения), проф. Грота, Лопатина и других.
Задача сборника, главным образом, отрицательная: показать, что материалистическое мировоззрение в настоящее время не может считаться состоятельным. "Цель этого издания, -- по словам составителя, -- состоит в опровержении материализма как ложной системы мировоззрения, а не как науки о свойствах материи".
Эту задачу чисто отрицательного свойства сборник выполняет вполне хорошо, поскольку разумеется, это можно сделать при помощи хрестоматии. Здесь мы не имеем систематического доказательства несостоятельности материализма, а просто сборник отдельных статей. Мы вполне разделяем взгляд составителя на то, что в настоящее время необходимо убедить читателей в том, что материализм есть отжившее мировоззрение, чтобы тем самым побудить читателей искать других путей для построения мировоззрения. Но в действительности составитель сборника идет дальше. Он пытается наметить и возможное иное мировоззрение. Так, напр[имер], в статье проф. Лопатина намечается и возможное решение вопроса о природе души и духовной субстанции. Статья эта очень интересна, но она уже выходит за пределы поставленной задачи, так как пытается дать положительное решение вопроса.
В общем замечается отсутствие системы. В сборнике есть статьи, которые мы считали бы излишними, напр[имер], проф. Цингера: "О недоразумениях во взглядах на основания геометрии", потому что взгляд на неэмпирическое происхождение геометрических аксиом не имеет никакого отношения к материализму. Во всяком случае, в такой коротенькой статье даже и выяснить отношения этого вопроса к вопросу о материализме нельзя, а потому чтобы не пестрить книжки, её можно было бы не помещать: она может вызвать недоумение у всякого читателя. Точно так же непонятно отношение к материализму в заметке о буддизме японского священника.
Мы находим также, что такой сложный вопрос, как вопрос об отношении знания к вере, не может быть решен такой коротенькой статьей, как статья Бакунина "Вера и знание". Так как такая статья не может дать никакого представления о таком вопросе, то лучше бы её совсем не помещать. Непонятны также некоторые из афоризмов. Напр[имер], афоризм, приписываемый Сократу, в действительности принадлежащий Платону, оторванный от всего прочего не может пояснить неопытному читателю, что в этом случае речь идет о целесообразности в природе, и это нужно считать недостатком сборника, так как он предназначается для начинающих. В этом смысле сборник очень выиграл бы, если бы подвергся значительному сокращению.
В общем, сборник интересен и, наверное, с пользою будет прочтен многими читателями. Мы бы при этом выразили пожелание, чтобы читатель, ознакомившись с этим сборником, пожелал бы ознакомиться с каким-нибудь систематическим сочинением по этому вопросу, потому что самостоятельная работа есть единственное условие для уяснения ходячего материализма.
("Мир Божий", 1899, No 12, декабрь, с. 89-90; без подписи)