Бердяев Николай Александрович
Гаральд Геффдинг. Философские проблемы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Николай Александрович БЕРДЯЕВ

ГАРАЛЬД ГЕФФДИНГ. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Перевод с немецкого Рафаила Соловьева. Москва. Книгоиздательство "Творческая мысль". 1905. Цена 60 коп.

   К философским проблемам Геффдинг относит четыре проблемы: психологическую, или иначе проблему личности, теоретико-познавательную, или проблему о достоверности принципов познания, космологическую и проблему оценки, распадающуюся со своей стороны на две -- этическую и религиозную. В основе всех их, однако, думает он, лежит одна и та же проблема о соотношении единства и многообразия. Задача его книжки и состоит в том, чтобы вскрыть во всех указанных проблемах эту основную философскую проблему, показать на конкретных случаях невозможность разрешить её и таким образом выдвинуть на вид, что философские задачи никогда не перестанут волновать человеческий ум. В области психологии, утверждает он, наша философская мысль не в силах создать цельное понятие личности из отдельных элементов психической жизни; в области теории познания она не в силах доказать достоверность, объективность принципов познания, открыть такие принципы, которые были бы способны победить качественное разнообразие явлений; наконец, так же бесплодны её попытки разрешить окончательно и прочие проблемы.
   Если нужно признать заслугу за Геффдингом в том отношении, что ему удалось свести все философские проблемы к одной основной, именно к вопросу, как возможно внести в многообразие единство, то, кажется нам, его скептическое разрешение этой основной проблемы, его утверждение, что мы никогда не будем в силах окончательно схватить многообразие в единстве, что, следовательно, наше познание навсегда останется недостоверным, а все коренные вопросы нашего ума -- неразрешимыми, зависит от его теоретикопознавательной точки зрения. Если мы будем, как делает автор, исходить из противоположения познающего субъекта и многообразия мира явлений, то, конечно, для нас будет непонятно, как возможно познание. Но эта непонятность только и свидетельствует о неудовлетворительности занятой автором позиции, о неправильности его точки зрения.

("Мир Божий", 1905, No 6, июнь, с. 95; подпись: N. N.)

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru