Бердяев Николай Александрович
Оскар Уайльд. Душа человека при социализме

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод М. А. Головкиной. Книгоиздательство "Дилетант", Москва, 1907.


Николай Александрович БЕРДЯЕВ

ОСКАР УАЙЛЬД. ДУША ЧЕЛОВЕКА ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ [716]

Перевод М. А. Головкиной. Книгоиздательство "Дилетант", Москва, 1907

   Большой интерес представляет этюд Оскара Уайльда, в котором знаменитый индивидуалист высказывает свое отношение к социализму. Уайльд очень тонко, тоньше многих социалистов, понял, что положительный смысл социализма -- в выявлении индивидуальности во всем её внутреннем своеобразии. "Истинное совершенство человека не в том, говорит Уайльд, что он имеет, а в том, что он есть. Частная собственность мешала проявиться истинному индивидуализму и создала ложный индивидуализм" [717]. "Человек думал, что главное -- это иметь, не подозревая того, что главное -- это быть" [718]. И действительно, в капиталистическом строе и во всяком строе, основанном на частной собственности на орудия производства и землю, достоинство человеческой индивидуальности определяется не тем, что она есть по внутренним своим качествам, а тем, что у неё есть, социальными вещами, доставшимися ей не по заслугам. Очень хорошо у Оскара Уайльда подмечена та социально-психологическая истина, что в мятеже, в борьбе, к которой сейчас принуждает огромную часть человечества безобразный социальный строй, истощаются индивидуальные силы, ослабляется творчество. Уайльда постоянно мучит вопрос о Христе, и он говорит о Нем: "Когда Иисус говорил о бедных, он просто разумел людей, не развивших своей индивидуальности" [719]. Это очень глубокая мысль: богатые, это те, индивидуальность которых определяется тем, что они имеют, внешними вещами, а не тем, что они суть сами по себе, т. е. не имеющие индивидуальности. "Чтобы быть подобным Христу, нужно быть совершенно и абсолютно самим собой" [720], т. е. не зависеть от социальных предметов, от богатства и бедности. По упованию О. Уайльда, в социалистическом обществе "государство будет делать то, что полезно. Индивидуум будет делать то, что прекрасно" [721]. Уайльд далеко стоял от социалистического движения и социалистических теорий, многое понимал лучше самих социалистов, но недостаточно видел двойственность социализма. В одной своей полосе социализм служит выявлению и освобождению индивидуальности, утверждению подлинной иерархии индивидуальных душ путем свержения ложной социальной иерархии, но есть в социализме стихия, враждебная личности, и особенно она сильна в марксизме. Вторая половина этюда Уайльда посвящена характеристике психологии художника в его отношении к публике и защите индивидуализма в искусстве. Все это уже известно и в значительной степени устарело. Оригинально и хорошо то, что и в самом конце говорит О. Уайльд против сентименталистов и в защиту радости: "Всякое сочувствие прекрасно, но сочувствие страданию -- его наименее прекрасная форма: сочувствие радости увеличивает сумму радости в мире, сочувствие же горю не уменьшает суммы горя" [722]. В будущем "человек будет испытывать радость при виде радостной жизни других" [723]. Религия О. Уайльда есть эстетизм и "новый индивидуализм", "новый эллинизм" [724], для которых, по его мнению, работает социализм. Боюсь, что "новый" индивидуализм и эллинизм в достаточной мере стар, и преодоление этого эллинического индивидуализма, синтез индивидуализма и универсализма есть религиозная потребность эпохи. Перевод заглавия этюда Уайльда "Душа человека при социализме" плохо звучит, лучше было бы "Душа человека и социализм".
   

Примечания

   716 Книга. 1907, No 9, с. 12-13 (переиздание: Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1998 год. М., 1998, с. 300-302).
   717 {1*} Ср. перевод О. Кириченко: "Истинное совершенство человека определяется не тем, что у него есть, но тем, что он сам собой представляет. Частная собственность, разрушив истинный Индивидуализм, создала взамен Индивидуализм мнимый" (Уайльд О. Избранные произведения в 2-х тт. М., 1993, т. 2, с. 349; курсив автора).
   718 {2*} "Теперь он [человек] не стремится к развитию, он устремлен к выгоде. При этом внушается, будто самое главное -- иметь, чтобы человек забыл, что самое главное -- быть" Там же).
   719 {3*} "Говоря о нищих, Иисус... по сути дела, имеет в виду тех, кто личностью не является" (Там же, с. 352; курсив автора).
   720 {4* }"...всякий, кто избирает жизнь по образцу Христа, всецело и безусловно пребывает самим собой" (Там же, с. 354).
   721 {5*} "Государство должно производить полезные вещи. Индивидуум должен создавать прекрасное" (Там же, с. 356; курсив автора).
   722 {6*} "Всякое сочувствие -- благо, однако сочувствие к боли наименее положительный из видов сочувствия. [...] Следует помнить: если сочувствие радости способствуем преумножению радости на земле, сочувствие боли не умаляет самой боли (Там же, с. 371; курсив автора).
   723 {7*} См. там же с. 371 (переводы совпадают дословно).
   724 {8*} Статья О. Уайльда заканчивается словами: "Новый Индивидуализм -- это новый Эллинизм" (Там же, с. 374).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru