Бласко ИбаньесВисенте [Vicente Blasco Ibañez, 1867-1928] -- один из популярнейших современных испанских писателей, хорошо известный и в России по переводам его многочисленных романов. Родился в семье негоцианта, должен был стать коммерсантом. Семнадцати лет бежал из дому и занялся журналистикой, бедствуя и голодая (эта пора его жизни изображена им затем в ром. "La horda").
Первый роман его "Arroz y tartana" (Бесшабашная жизнь) появился в 1894, но прошел незамеченным, как и следующий "Flor de Mayo" [1895], ныне всемирно известный. Славу Б. И. завоевал своим романом "La barraca", переведенным тотчас же на французский язык. С тех пор Б. И. напечатал свыше тридцати романов, ряд сборников рассказов и новелл, несколько описаний своих путешествий, перевел на испанский яз. много произведений европейской художественной и исторической литературы. Наряду с литературной деятельностью Б. И. вел энергичную и упорную общественно-политическую работу, неизменно защищая и пропагандируя программу республиканско-демократической партии. Свыше тридцати раз, несмотря на звание депутата, он подвергался тюремному заключению, несколько раз высылался из Испании, пока в 1923, после утверждения диктатуры Примо де Ривера и разгрома республиканской партии, не эмигрировал во Францию. Оттуда, в сотрудничестве с рядом эмигрантов-республиканцев, Б. И. вел энергичную борьбу с фашистским режимом в Испании; выпустил, в частности, нашумевший политический памфлет "Разоблаченный Альфонс XIII".
Романы Б. И. можно разбить на следующие группы: 1. бытовые романы, рисующие жизнь и труд населения провинции Каталонии (родина писателя). Наиболее известны из них: "Arroz y tartana" (Бесшабашная жизнь, 1894), "La barraca" (Проклятый хутор, 1898), "Entre Naranjos" (В апельсинных садах, 1900) и "Canas y barra" (Тростник и ил, 1902); 2. социальные романы: "El catedral" [1903], "El intruso" [1904], "La bodega" [1905] и "La horda" [1906] (русские перев. под назв.: "Толедский собор", "Отцы иезуиты", "Винный склад", "Дикая орда"); 3. психологические романы, из к-рых наиболее значительны: "Sangre y arena" (Кровь и песок, 1908), "Los muertos mandan" (Мертвые повелевают) и "Luna Benamor"; 4. романы из эпохи империалистической войны: "Los catro jinetes de Apocalipsis" (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916) и "Mare nostrum" (Наше море, 1918). Особняком стоит античный роман "Куртизанка Сонника".
По приемам своего письма Б. И. -- типичный натуралист; французская критика считает его подражателем Золя. В сравнительно отсталой экономически Испании в 90-х гг. прошлого столетия и в начале XX в. не было еще налицо тех социально-экономических условий, при которых могло бы создаться утонченное "модернистское" искусство [оно явилось позже, в лице Пио-Бароха(см.)]. Эстетика Б. И. диаметрально противоположна эстетике модернистов. Он видит цель искусства в возможно точном и всестороннем изображении внешней среды, в которой живут и действуют отдельные личности и народные массы. Жанровые картины быта -- одна из самых сильных сторон творчества Б. И. Подобно Золя, он всесторонне, почти научно изучает темы своих произведений. Б. И. -- яркий представитель испанской либеральной мелкой буржуазии. Этим объясняется обличение в его произведениях "болезней" современной Испании, в особенности столь ненавистного Б. И. клерикального режима. Этим же обусловливается интерес Б. И. к изображению трудящихся классов в своих романах (крестьянство, рыбаки, рабочие и т. д.) и социальных низов столичных центров. Наиболее удачны у Б. И. страницы, посвященные психологии масс: психические токи, возникающие среди зрителей боя быков ("Кровь и песок"), среди молящегося населения гибнущего города ("В апельсинных садах"), наконец, среди охваченного восстанием народа ("Винный склад", "Вторжение") -- изображены у Б. И. с мастерством, не уступающим Золя. С другой стороны, любимой темой Б. И. является борьба сильной и свободомыслящей личности против гнета бытовых и социальных условий. Эти личности -- или предприниматели, добивающиеся богатства и могущества, или завоеватели политической власти, или наконец артисты и художники. Б. И. -- романтик индивидуализма, в плане к-рого он разрешает все социальные и психологические конфликты в своих романах. В этом отношении Б. И. -- наследник испанских революционно-буржуазных традиций начала XIX в.; при блестящем знании и понимании родного быта, национальной психологии всех классов испанского общества он все же не сумел распознать в современности основных путей социальной борьбы. Новеллы Б. И. ("Должностное лицо" и др.) -- обычно психологические этюды, изображающие острые душевные конфликты; динамичность фабулы, как и везде у Б. И., не играет большой роли.
Б. И. был одним из тех представителей либеральной европейской интеллигенции, к-рые по почину Ромэна Роллана, Анри Барбюса и др. выступили с воззванием в защиту Советской республики; он никогда не упускал случая выразить свое сочувствие Октябрьской революции.
Библиография:
I.
Полн. собр. сочин., изд. "Современные проблемы" (16 тт., М., 1910-1912) и "Сфинкс" (16 тт., М., 1910-1911).
Многие его произведения ("Проклятый хутор", "Мертвые повелевают", "Вторжение", "Кровь и песок") издавались отдельно (в изд. Антик, "Всемирная лит-ра", "Мысль", "Космос", Гиз и др.). Позднейшие изданы Гизом и др.:
Солнце мертвых, перев. Д. Выгодского, Гиз., М., 1926;
Земля для всех, перев. его же, изд. "Книжные новинки" Л., 1926;
В апельсинных садах, перев Т. Герценштейн, М., 1927.
II.
Дионео, Б. И., "Русское богатство", кн. 6 и 7, СПБ., 1910;
Фриче В. М., Б. И., "Новый журнал для всех", кн. XXIX, СПБ., 1911;
Игнатов С., Б. И. в русск. переводах, "Печ. и рев.," 1927, IV;
Выгодский Д., Б. И., "Звезда", 1928, II;
Zamocois E., Mis contemporaneos (Мои современники), B. J., Madrid, 1910 (есть русск. перев.);
Pitollet C., V. B. I., ses romans et le roman de sa vie, P., 1921.
К. Д.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 503--506.
Исходный текст здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-5031.htm
II.
БлáскоИбáньес (Blasco Ibáñez), Висенте [21 или 29.I.1867, Валенсия, -- 16.I.1928, Ментона] -- исп. писатель. Род. в семье коммерсанта. Окончил юридич. ф-т. В 1885 выступил в печати как журналист. Став лидером леворесп. движения в Валенсии, издавал газ. "El Pueblo" ("Народ", 1891), подвергался преследованиям, неоднократно находился в изгнании за границей. В 1898--1909 -- деп. парламента от респ. партии, сблизился с социалистами. Позднее перешел на умеренно либеральные позиции. В годы 1-й мировой войны (1914--18) активно выступал в защиту Антанты. В 1923, после установления в Испании воен. диктатуры, эмигрировал во Францию. Неоднократно высказывался в поддержку молодого Сов. государства.
"Рассказы" (Москва, 1957).Обложка М. Клячко.
В 1894 Б. И. начал публиковать серию "валенсианских" романов и рассказов, обычно относимых к "областнической" лит-ре. Но, в отличие от писателей-"областников", идеализировавших патриарх. быт исп. провинции, он с позиций мелкобурж. демократии решает общенац. социальные проблемы: разоблачает развращающую власть денег (роман "Бесшабашная жизнь" -- "Arroz y tartana", 1894), бурж. парламентариев (роман "В апельсиновых садах" -- "Entre naranjos", 1900), сочувственно изображает народ и доказывает социальную несправедливость общественного порядка (романы "Майский цветок" -- "Flor de mayo", 1895, "Хутор" -- "La barraca", 1898, "Ил и тростник" -- "Cañas y barro", 1902; сб-ки "Валенсианские рассказы" -- "Cuentos valencianos", 1896, "Осужденная" -- "La condenada", 1900). В ранних романах этого цикла ощущается влияние натурализма; в наиболее зрелом из них -- романе "Хутор" Б. И. предстает как мастер критич. реализма. Творчество 1903--05 сам писатель охарактеризовал как социально тенденциозное. В романах "Толедский собор" ("La catedral", 1903), "Непрошенный гость" ("El intruso", 1904), "Винный склад" ("La bodega", 1905), "Орда" ("La horda", 1905) поднимаются коренные вопросы исп. жизни того времени, в т. ч. проблема революции. В этих романах движущим началом стал социальный антагонизм между народом и его угнетателями; тем самым Б. И. преодолел привычную схему семейно-бытового романа, пронизал свои произв. публицистичностью. В 1906--09 Б. И. создал цикл философско-психологич. романов: "Нагая маха" ("La maja desnuda", 1906), "Кровь и песок" ("Sangre y arena", 1908), "Мертвые повелевают" ("Los muertos mandan", 1909), "Луна Бенамор" ("Luna Benamor", 1909). Отказавшись от изображения значит. обществ. конфликтов, он сосредоточил внимание на психологич. анализе переживаний одинокой одаренной личности, пришедшей в столкновение с обществом. Грубо тенденциозное, порой шовинистич. освещение событий 1-й мировой войны определило худож. неудачу романов "Четыре всадника Апокалипсиса" ("Los cuatro jinetes del Apocalipsis", 1916), "Наше море" ("Mare nostrum", 1918) и др. Многочисл. романы 20-х гг. значительно уступают прежним произв. Б. И. ("Земля для всех" -- "La tierra de todos", 1922, "Его морское святейшество" -- "El papa del mar", 1925, и др.). Наиболее интересен роман "В поисках Великого Хана" ("En busca del Gran Khan", 1928, посмертно), посвященный личности Христофора Колумба.
Сочинения:
Obras completas, v. 1--40, Valencia, 1923--24;
Obras completas, t. 1--3, Madrid, 1958;
в рус. пер. --
Полное собр. соч., т. 1--16, М., 1910--12;
Избр. произв., т. 1--3, М. -- Л., 1959 (см. вступ. ст. З. И. Плавскина).
Литература:
Хохлов Ю. М., Б. И. -- исп. писатель-демократ, "Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та", Кафедра зарубежной лит-ры, 1955, т. 121;
Gascó Contell E., Genio y figura de B. I..., Madrid, [1957];
Bělič O., Vicente Blasco Ibáñez, Praha, 1953;
Pitollet C., Vicente B. I., ses romans et le roman de sa vie, P., 1921.
З. И. Плавскин.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 637--638.
Исходный текст здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6371.htm