БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА -- древнейшая из слав. литератур. Ее возникновение во 2-й пол. 9 в. связано с деятельностью учеников слав. просветителей Кирилла и Мефодия. Длительное время она развивалась преим. в форме церковно-дидактич. соч., созданных Климентом Охридским, Константином Преславским, Иоанном Экзархом, Козьмой Пресвитером и Черноризцем Храбром, написавшим трактат "О письменах" в защиту слав. азбуки и права писать на слав. языке литургич. сочинения. Развивалось также устное нар. творчество, возникла апокрифич. лит-ра -- апокрифы, сказания, бытовавшие в богомильской среде. В них отражались противоположные офиц. лит-ре взгляды широких масс, нар. представления о добре и зле, о справедливости. Таковы апокрифы "Слово об Адаме и Еве", "Хождение богородицы по мукам", "Вопросы святого Иоанна и ответы Христа", "Видение Исаево", "Прение Иисуса с диаволом" и др. Из произв. богомильской лит-ры, смыкавшейся с апокрифической, известны "Катарский требник" и "Тайная книга".
Представителями ср.-век. Б. л., носившей также религиозно-дидактич. характер, были Феодосий Тырновский, Евфимий Тырновский, творившие в 14 в. Учениками последнего были Григорий Цамблак (1364 -- ок. 1419), создавший "Похвальное слово Евфимию", а также много житий и проповедей, и Константин Костенечский (14 -- нач. 15 вв.), написавший "Сказание о буквах" и др. сочинения. К концу 14 в. в лит-ре наблюдаются отход от мистицизма, обращение к фактам современности, усиление демократизма. Повести "Троянская притча" и "Александрия" явились памятниками светской лит-ры средневековья. Завоевание в конце 14 в. Болгарии османскими турками затормозило развитие Б. л. на неск. веков. Но и в этих условиях в 15--18 вв. выступали талантливые писатели -- Поп Пейо, Матей Грамматик и др. В период средневековья и до нач. 19 в. популярностью пользовались т. н. дамаскины -- сб-ки повестей, нравоучений, сказаний, написанные по образцу проповедей греч. епископа Дамаскина Студита, затем дополнявшиеся и изменявшиеся разными авторами. Дамаскины и богатейший фольклор -- юнацкие, гайдуцкие и историч. песни, баллады, легенды, сказки -- широко бытовали в нар. среде.
Нац. возрождение Болгарии, начавшееся в конце 18 в., было периодом, когда шло, все более усиливаясь, разложение феод. отношений, происходил переход к новым, капиталистич. отношениям. Процесс этот с наибольшей отчетливостью выражался в ширившемся нац.-освободит. антифеод. движении, в борьбе народа за гос., нац. и культурную самостоятельность. Эта эпоха была новым этапом в развитии Б. л. Она отразилась в трудах Паисия Хилендарского (1722--98) и его последователя Софрония Врачанского (1739--1813), способствовавших культурно-нац. возрождению болг. народа. Деятели Б. л. 1-й пол. 19 в. -- В. Априлов (1789--1847), Н. Возвели (конец 18 в. -- 1848), П. Берон (конец 18 в. -- 1871), К. Фотинов (конец 18 в. -- 1858) и др. -- ставили своей задачей служить развивающейся культуре и нар. просвещению: они были авторами не только лит. произв., но и первых учебных пособий для нар. школы. В 30-е гг. 19 в. появляются первые болг. стихотворцы -- Д. Попский, К. Огнянович, А. Кипиловский, Г. Пешаков и др. В 40-х гг. развивается сентиментальная поэзия; ее представитель Н. Геров (1823--1900) именно в эту пору ввел в Б. л. силлабо-тонич. стихосложение. В это же время зарождается периодич. печать и газетное дело.
Национальная Б. л. вполне сформировалась в 50--70-х гг. 19 в. -- в период подъема нац.-освободит. борьбы, закончившейся освобождением страны от тур. поработителей (1878). Лит-ра развивалась как духовное оружие этой борьбы; ее гл. чертой был демократизм. Она опиралась как на традиции предшествующей письм. лит-ры, так и на устное нар. творчество, к-рое в это время интенсивно собиралось и издавалось. Огромную роль в культурном возрождении болгар и становлении нац. Б. л. сыграла рус. демократич. лит-ра, связи с к-рой в этот период чрезвычайно усилились. Мн. болг. писатели учились в России, воспитывались на произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского. В этот период складываются осн. лит. роды -- поэзия, проза и драма. Выступают поэты Д. Чинтулов (1822--86), Петко Р. Славейков (1827--95), Г. С. Раковский (1821--67), Н. Козлев (1824--1902), Х. Ботев (1849--1876), И. Вазов (1850--1921); прозаики -- В. Друмев (1841--1901), Л. Каравелов (1835--79), И. Блысков (1839--1913); драматурги -- Д. Войников (1833--78), В. Друмев. В 50-е -- нач. 60-х гг. 19 в., на первом этапе формирования нац. болг. лит-ры, характерны искания новых путей, отход от церковно-религ. мировоззрения и дидактич. лит-ры. В эти годы возникает революц. романтизм, имевший своей почвой борьбу против феодализма и нац. гнета, выражавший революц. тенденции эпохи (творчество Д. Чинтулова, Г. С. Раковского, П. Р. Славейкова, Н. Козлева и др.). В ряде произв. тех лет обнаруживались и элементы реализма в изображении действительности.
Конец 60-х -- 70-е гг. -- второй этап в формировании Б. л. Бурно развивается болг. периодическая печать (газ. "Свобода" и "Независимость" Каравелова, "Гайда" и "Македония" П. Р. Славейкова, "Дума" и "Знаме" Ботева и др.). В лит.-критич. статьях Ботева и Каравелова, а также Н. Бончева находила обоснование эстетика болг. реализма, близкая эстетике рус. революц. демократов. В лит-ре происходил процесс дальнейшего развития романтизма и одновременно углубления реалистич. тенденций, что отразилось в прозе Каравелова, в творчестве П. Р. Славейкова, молодого Вазова и выдающейся лирике Ботева. Важнейшей особенностью болг. реализма, формировавшегося в условиях подъема нац.-освободит. борьбы, был его романтич. пафос, героич. романтика революц. подвига.
С конца 70-х гг. после русско-тур. войны и образования нац. болг. гос-ва в стране быстро развиваются капиталистич. отношения, обостряется классовая борьба, начинается массовое разорение крестьянства, формируется пролетариат, зарождается социалистич. движение. В 1891 создается болг. с.-д. партия. Б. л. приобретает новые черты. В ней идет процесс идейно-эстетич. размежевания; происходит борьба различных лит. течений: высокого развития достигает критич. реализм, зарождаются и развиваются, с одной стороны, модернизм, с другой -- пролет. лит-ра.
В реалистич. лит-ре первых лет после освобождения Болгарии ярко проявляются черты, связывающие ее с реализмом эпохи болг. возрождения. Появляются крупные произв., посвященные нац.-освободит. борьбе 70-х гг., Апрельскому восстанию 1876 (роман И. Вазова "Под игом", его же лирико-эпич. цикл "Эпопея забытых", поэма П. Славейкова "Кровавая песня"). С этой же темой связано возникновение мемуарной лит-ры ["Записки о болгарских восстаниях" З. Стоянова (1851--89), "В темнице" К. Величкова (1855--1907)].
С 90-х гг. усиливаются социально-обличит. тенденции, наступает пора расцвета критич. реализма как гл. направления в лит-ре. Его представляют крупные художники слова, к-рые объединяются вокруг демократич. журналов "Денница", "Летописи", "Демократически преглед" и др. В их творчестве звучат антибурж. мотивы. В лит-ре создается образ буржуа-накопителя, образ карьериста и приспособленца (в повести И. Вазова "Эпоха -- кормилица "великих" людей", в цикле рассказов и фельетонов А. Константинова "Бай Ганю"), широко развиваются сатирич. жанры. На развитие болг. сатиры благотворное влияние оказало творчество Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Крупными сатириками были А. Константинов (1863--97), И. Вазов, С. Михайловский (1856--1927), Г. Кирков (1867--1919), подвергшие беспощадному осмеянию нравы бурж. общества -- погоню за наживой, деспотизм, корыстолюбие. Михайловский выступал с баснями, эпиграммами, стихотворными памфлетами; Кирков развивал жанр фельетона и короткого сатирич. рассказа. Новым в произв. Киркова была их социалистич. идейная основа. Эти писатели создали обобщенные картины жизни болг. буржуазии конца 19 -- нач. 20 вв. Нек-рые наиболее типич. образы стали нарицательными (напр., Бай Ганю).
Разорение и обнищание крестьянства -- одна из осн. тем в творчестве писателей-реалистов конца 19 -- нач. 20 вв. В повестях и рассказах писателей-народников Т. Влайкова (1865--1943), Х. Максимова (1867--1902) созданы правдивые картины непосильного труда народа, но ограниченность реализма этих авторов сказалась в идеализации патриарх. прошлого. Тема крестьянства глубже раскрыта в творчестве других писателей-реалистов: в рассказах и повестях Елина-Пелина (1878--1949) и А. Страшимирова (1872--1937), в стихах Вазова, П. Яворова (1877--1914), Ц. Церковского (1869--1926). Сб. стихов Вазова "Песни скитальца" и небольшие поэмы Яворова "На ниве" и "Град", а также нек-рые стихи К. Христова (1875--1944) представляют высокие образцы гражд. лирики, проникнутой мотивами социальной скорби. Под влиянием крест. волнений в нач. 20 в. в лит-ре появляются героич. мотивы. В стихах и прозе Елина-Пелина, Страшимирова, Яворова, Церковского, Михайловского возникает образ крестьянина-бунтаря. Это был новый положительный герой, отличающийся от героя писателей-народников -- пассивного мечтателя. Связь писателей, представителей болг. критич. реализма, с обществ. борьбой демократич. классов была источником жизненного содержания и многообразия форм их произв. В прозе осн. жанрами были роман и в особенности рассказ. Жанр короткого социально-гуманистич. рассказа очень характерен для творчества крупнейших писателей эпохи: Елина-Пелина, Страшимирова, правдиво показавших жизнь крестьянства, для Г. Стаматова (1869--1942), выступившего беспощадным обличителем бурж. морали и духовной нищеты бурж. интеллигенции. В поэзии преобладала гражд. лирика. В начале 20 в. интенсивно развивается драматургия, чему способствовало расширение сети театров. В 1907 состоялось открытие Болг. народного театра. В репертуар вошли историко-революц. драмы Вазова ("Под игом", "Отверженные"), его сатирич. комедии, социально-бытовые драмы Страшимирова ("Вампир" и "Свекровь").
В нач. 20 в. выступила группа писателей, деятельность к-рых характеризовалась глубокой противоречивостью: Пенчо Славейков (1866--1912), Яворов (во второй период творчества), Д. Дебелянов (1887--1916) и др. В условиях ожесточенных классовых битв эти писатели, лишенные ясных идейных ориентиров, стремились отстраниться от обществ. борьбы, порой ограничивали себя постановкой морально-психологич. проблем. Потеря связей с жизнью народа иногда приводила к тому, что они оказывались в лагере декадентского иск-ва. Вместе с тем в большой части своего творчества они сохранили худож. объективность, создали правдивые произв. Таковы мн. стихи из цикла "Сон о счастье" и нек-рые нравственно-философские поэмы Пенчо Славейкова, мн. лирич. стихи Яворова после 1903 и др. Глубокий психологизм, тяга к изображению внутр. мира человека в творчестве названных писателей придавали болг. реализму этого периода новые черты и особенности.
Реализм развивался в борьбе с модернизмом, тенденции к-рого обнаруживаются уже в 90-х гг. 19 в. Как течение болг. модернизм (с его осн. формой -- символизмом) сформировался между 1905--18. Разрыв с нац. лит. традицией, субъективистское восприятие мира, культ ирреального, подсознательного -- характерные его черты. Модернизм представляли нек-рой частью своего противоречивого творчества Пенчо Славейков и Яворов. Позже, в 10-х гг. 20 в., представителями болг. символизма были Т. Траянов (1882--1945), Н. Райнов (1889--1954), Л. Стоянов (р. 1888), Г. Милев (1895--1925), Н. Лилиев (1885--1960) и др. Эти писатели группировались вокруг журн. "Мисъл", "Художник", "Звено".
Новым явлением лит. процесса конца 19 -- нач. 20 вв. было рождение пролет. лит-ры. В творчестве ее представителей -- Д. Полянова и Г. Киркова -- впервые был создан образ нового положительного героя -- рабочего, социалиста. Это была лит-ра революц. призыва, страстной мечты о социалистич. будущем. В ней (прежде всего в поэзии и прозе Полянова) преобладали революц.-романтич. черты; одним из характерных ее жанров была революц. песня. В непосредственной связи с развитием пролет. лит-ры находится лит.-критич. деятельность Д. Благоева (1855--1924), заложившего основы марксистской эстетики в Болгарии. Произв. пролет. писателей и критиков публиковались в социал-демократич. печати -- журн. "Ново време", газ. "Работнически вестник" и др.
После первой мировой войны начинается новый период в истории Б. л. (1918--44). Под влиянием Октябрьской революции и революц. событий в Болгарии символизм как течение распадается. Мн. поэты, принадлежавшие ранее к этому течению, порывают с ним и переходят в лагерь революц. лит-ры: Х. Ясенов (1889--1925), Милев, Л. Стоянов и др. Борясь против реакц. бурж. лит-ры, против эстетского формализма, растет демократич. лит. лагерь. Активизируется, сближаясь с народом, ряд писателей критич. реализма; одним из ведущих направлений становится пролет. лит-ра, наиболее глубоко отразившая революц. дух эпохи. В 20-е гг. утверждаются осн. черты нового метода -- социалистич. реализма. В поэзии Х. Смирненского (1898--1923), проникнутой коммунистич. партийностью, жизнь раскрывается в широкой историч. перспективе; в его стихах создан образ пролет. революционера, активного преобразователя мира на новых началах. В своем развитии социалистич. реализм все более обогащался: если в 20-х гг. в социалистич. лит-ре преобладали стихотворные жанры, то в 30-х гг. в ней значительное место занимают жанры прозы: повести и романы Г. Караславова (р. 1904), К. Велкова (1902--60). Более конкретным и многосторонним становится образ пролет. революционера в поэзии Х. Радевского (р. 1903), М. Исаева (р. 1907) и в особенности Н. Вапцарова (1909--1942). Характерной чертой болгарской прогрессивной литературы этого периода является ее ярко выраженная антифашистская направленность. Эти мотивы с особой силой звучали в творчестве Милева (поэма "Сентябрь"), Страшимирова (роман "Хоровод"), Л. Стоянова (публицистич. статьи, рассказы и повести), А. Разцветникова (сб. стихов "Жертвенные костры"), М. Марчевского (р. 1898), К. Белева (р. 1908), О. Василева (р. 1904), Г. Белева (р. 1889), А. Тодорова (р. 1906), Н. Фурнаджиева (р. 1903) и др. Все лучшее в поэзии, прозе и драматургии этих лет принадлежало перу писателей-демократов, различными сторонами своего творчества связанных с народом. К демократич. писателям того времени, кроме названных, относятся также Й. Йовков (1880--1937), А. Каралийчев (р. 1902), С. Загорчинов (р. 1889), С. Костов (1879--1939), С. Минков (р. 1902), Е. Багряна (р. 1893), Ламар (р. 1898).
Важным звеном в развитии прогрессивной лит-ры 20--40-х гг. была марксистская лит. критика, крупнейшими представителями к-рой являлись после Д. Благоева Г. Бакалов (1873--1939) и Т. Павлов (р. 1890). Острая идеологич. борьба привела к расширению периодич. печати. Изданиями общедемократич. характера были -- "Пламък", "Ведрина", "Наши дни", "Искусство и критика" и др.; революционно-пролетарскими -- "Червен смях", "Младеж", "Нов път", "РЛФ", "Наковалня" и др.; эстетско-формалистскими -- "Везни", "Хиперион", "Златорог".
Большинство болг. демократич. писателей, особенно те, кто был непосредственно связан с деятельностью Болг. коммунистич. партии, активно участвовали в освободит. борьбе народа. Они смело выступали против полицейского произвола и монархо-фашистов. Во время Движения Сопротивления фашизму (1941--44) героически погибли талантливые поэты Вапцаров, Ц. Спасов, Х. Кырпачев и др.
Коренные изменения в обществ. жизни страны, наступившие в результате нар.-демократич. революции 9 сент. 1944, выдвинули новые задачи перед лит-рой. Коммунистич. партия Болгарии внимательно и бережно помогает Б. л. в ее поступательном движении. Большую роль играет Союз болг. писателей, издающий ряд своих органов (журн. "Септември", "Пламък", газ. "Литературен фронт"). Лит. процесс после революц. преобразований шел под знаком укрепления и дальнейшего развития лит-ры социалистич. реализма. Гл. чертой совр. Б. л. является то, что она развивается на основе глубокого восприятия марксистско-ленинского учения и слияния со стремлениями и интересами народа. В лит-ру все более входит новый герой -- строитель социалистич. общества. С момента освобождения страны от монархо-фашистов создано немало высокохудож. произв., в к-рых отражается современная жизнь Болгарии, по-новому освещается историч. прошлое, разрешаются вопросы социалистич. морали.
Характерной чертой совр. Б. л. является интенсивное развитие прозы, особенно романа, ставшего ведущим жанром. Это свидетельствует о стремлении болг. писателей к широкому эпич. охвату действительности. Большое место занимает историч. роман -- в этом выражается тяга писателей к переосмыслению прошлого ("За свободу" С. Дичева, "Железный светильник", "Преспанские колокола", "Ильин День" Д. Талева). Созданы романы о героич. борьбе болг. народа против капиталистич. гнета и фашизма: "Табак" Д. Димова (р. 1909), "Обыкновенные люди" Г. Караславова, "Путь" С. Даскалова (р. 1909), "На жизнь и смерть" Д. Ангелова, "Иван Кондарев" Е. Станева, "Конец Делийских" Е. Манова и др. Появились значит. романы, посвященные строительству новой Болгарии: "МТ-станция", "Село Ведрово", "Золотое руно" А. Гуляшки (р. 1914), "Сухая равнина" П. Вежинова (р. 1914), "Семья ткачей" К. Калчева и др. Многие из этих произв. переведены и широко известны за рубежами Болгарии.
Повесть и рассказ -- малые эпич. жанры -- также широко представлены в совр. Б. л. ("Нонкина любовь" И. Петрова, "Шахтеры" И. Мартинова, "Далеко от берегов" П. Вежинова, "Есть счастье..." Л. Александровой и др.; сб-ки рассказов "Новоселы", "Председатель сельсовета", "Жатва" К. Григорова, "Человек на углу" Б. Райнова, "Народный защитник", "Строители республики" А. Каралийчева и др.).
Успешно развиваются также поэзия, драма, лит. критика. В многообразном творчестве поэтов отражаются не только интимная жизнь, судьбы простого человека, ломка крест. психологии, но и такие темы, как строительство социализма в городе и деревне, борьба за мир, дружба между народами, проблема семьи, любовь к родине. Все эти темы и мотивы широко представлены в творчестве Е. Багряны, Л. Стоянова, В. Петрова, М. Исаева, Н. Марангозова, Н. Фурнаджиева, А. Муратова, К. Пенева, Б. Димитровой, Г. Джагарова, В. Ханчева и др. В области сатиры и юмора, в жанрах фельетона, памфлета, рассказа, басни успешно творят С. Минков, П. Незнакомов, Челкаш, Х. Радевский и др. Болг. драматургия обогатилась пьесами: "Первый удар" К. Кюлявкова, "Царская милость" и "Иван Шишман" К. Зидарова, "Тревога" и "Счастье" О. Василева, "Вера" Т. Генова и др. В них раскрываются проблемы новой социалистич. морали, взаимоотношения людей в новой Болгарии, изображается борьба против фашизма. В области марксистской эстетики, лит-ведения и критики работают акад. Т. Павлов, П. Зарев, Г. Цанев, П. Динеков, Б. Делчев, П. Данчев, В. Велчев, С. Королев, Г. Димитров-Гошкин, В. Иосифов, Я. Молхов, И. Руж, Э. Петров и др.
Периодика. Периодич. печать в Болгарин возникла в эпоху нац. возрождения. Наиболее крупными прогрессивными изданиями этого периода были газ. "Гайда" (1863--68) и "Македония" (1866--72) -- редактор П. Р. Славейков. В "Гайде" печаталось много лит. материалов. Первый лит. журн. -- "Български книжици" (1858--62); его направление продолжал журн. "Читалище" (1870--75). Революц.-демократич. печать была представлена газ. "Свобода" (1869--72) и "Независимость" (1873--74) -- издатель и редактор Л. Каравелов; "Дума на българските емигранти" (1871) и "Знаме" (1874--75), издававшимися Х. Ботевым. Эти издания были трибуной материалистич. эстетики той поры. Наиболее важными для развития болг. лит-ры конца 19 -- нач. 20 вв. были журналы общедемократич. направления, издававшиеся И. Вазовым, -- "Наука" (1881--84), "Зора" (1885), "Денница" (1890--91), социал-демократич. журн. "День" (1891--96) и "Дело" (1894--95). Марксистским журналом было "Ново време" (1897--1923), орган болг. с.-д. рабочей партии (редактор Д. Благоев). В нем сотрудничали пролет. писатели Г. Кирков, Д. Полянов и др. Журн. "Мисъл" (1892--1907; редактор К. Крыстев) объединял крупнейших писателей своего времени (П. Славейков, А. Константинов, Т. Влайков, С. Михайловский, П. Яворов и др.). Идейно-эстетич. платформа журнала была весьма противоречивой; с нач. 1900-х гг. он стал проводником модернизма.
В условиях революц. подъема, наступившего под влиянием Октябрьской революции, наиболее значит. роль сыграли пролет. журн. "Червен смях" (1919--23) -- редакторы К. Кюлявков, Х. Ясенов, Д. Полянов; "Нов път" (1923--25) -- редактор Г. Бакалов; революц. журн. "Пламък" (1924--25) -- редактор Гео Милев, "Наковалня" (1925--32) -- редактор Д. Полянов. Журналом формалистич. направления был "Златорог" (1920--43) -- редактор Вл. Василев; однако в нем в 20--30-е гг. печатались также писатели различных лагерей. В 30-е гг. крупную роль сыграли газ. "РЛФ" ("Рабочий литературный фронт") -- ред. Х. Радевский, журн. "Звезда" (1932--34), "Мисъл" (1936), издававшиеся Г. Бакаловым. В народно-демократич. Болгарии издаются лит.-худож. и критич. журн. "Септември" (выходит с 1948), "Пламък" (с 1957), "Родна реч" (с 1957), газ. "Литературен фронт" (с 1944), "Народна култура" (с 1957), лит.-теоретич. журн. "Литературна мисъл" (с 1957) и др.
Литература:
Очерки истории болгарской литературы XIX--XX вв., М., 1959;
Курс лекций по истории зарубежных литератур XX в., т. 1, М., 1956;
Марков Д. Ф., Болгарская поэзия первой четверти XX в., М., 1959;
Державин К. Н., Болгарский театр, М. -- Л., 1950;
Ерихонов Л., Русские революционные демократы и общественная мысль южных славян в 60--70-х гг. XIX века, М., 1950;
Димитров Г., За литературата, изкуството и науката, С., 1949;
Павлов Т., За марксическа естетика, литературна наука и критика, т. 1--2, С., 1954--55;
Пенев Б., История на новата българска литература, т. 1--4, С., 1930--36;
Развитие на българската литература. Сб. статей, под ред. на П. Зарев и О. Бояджиев, т. 1--2, С., 1952;
Зарев П., Българска литература, С., 1950;
Цанев Г., Страници от историята на българската литература, С., 1958;
Минков Ц., Очерки по българска литературе, С., 1948;
Велчев В., Въздействието на руската класическа литература за формиране и развитие на българската литература през XIX век, С., 1958;
Константинов Г., Български писатели. Биографски и библиографски данни, С., 1947;
Умикян А. и Шор В., Болгарская литература. Библиографический указатель, Л., 1948;
Народная Республика Болгария. Историческая библиография, т. 1--1944--1947 гг., М., 1954; т. 2--1948--1952 гг., М., 1958.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 673--679.