Бомарше Пьер-Огюстен Карон
Бомарше: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Бомарше Пьер-Огюстен-Карон

   (Beaumarchais) -- знаменитый французский драматург и публицист, род, 24 янв. 1732 в Париже. Сын часовых дел мастера, он первоначально занялся ремеслом отца, но в то же время ревностно изучал музыку. Его музыкальные таланты и разговорный дар доставили ему доступ в высшее общество, где он успел завязать пригодившиеся ему впоследствии большие связи. Он ухитрился также попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе, и благодаря женитьбе на двух богатых вдовушках (Франк и Левек), которые обе умерли очень скоро, а также сотовариществу с банкиром Дювернэ сделался обладателем значительного состояния. В 1764 он отправился по денежным делам в Мадрид и здесь убил на дуэли испанского писателя Клавиго (см. это сл.), обольстившего его сестру, что послужило сюжетом трагедии Гете "Клавиго". Но посреди своих торговых спекуляций Б. выступил перед публикой с двумя пьесами, "Eugénie" (1767) и "Les deux amis" (1770), из которых на сцене удержалась только первая. После смерти своего компаньона Дювернэ Б. начал тяжбу с его наследником, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость и талант. Тяжба разбиралась в парламенте, и предметом ее было требование неуплаченного долга, заявленное наследником Дювернэ. Чтобы добиться доступа к докладчику Гецману, Б. поднес жене его богатый подарок. Когда процесс был проигран, ему возвратили подарок, кроме 15 луидоров, которые пошли секретарю Гецмана. Отсюда возник новый процесс (1773) по обвинению в клевете и покушении на подкуп. Б. был признан судом первой инстанции граждански нечестным и приговорен к клеймению. Тогда он написал в свою защиту знаменитые "Mémoires" (1774); затем "Suite de mémoires" (1778), в которых сумел придать своему личному делу характер защиты общих прав человека и гражданина. В то же время он беспощадно разоблачил злоупотребления тогдашнего правосудия и тем расположил в свою пользу общественное мнение. Эти мемуары -- образец подобного рода произведений по мастерству изложения, силе, наивности и оригинальности слога, по тонкости и язвительности сатиры, остроумнейшей диалектике и огню, который еще и теперь захватывает и увлекает читателя. Парламент увидел себя вынужденным отменить приговор первой инстанции и как-нибудь замять это дело посредством соглашения. Симпатии публики к Б. выросли еще больше после представления классических театральных комедий его, "Севильский цирюльник" (1775) и "Свадьба Фигаро" (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. "Свадьба Фигаро" выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что с этой пьесой взвилась занавесь революционной драмы. Когда началось восстание сев.-американских колоний, Б. с большим уменьем принял на себя заботу о доставлении им военных припасов, нажив на этом миллионы. Замешанный в новом процессе (1781) за пособничество в уводе жены Корнманна, Б. нашел себе превосходного противника в Баргассе. Он снова выпустил "Мемуары", но уже без прежнего успеха. Процесс он выиграл, но на этот раз публика была не на его стороне. Вдобавок опера "Tarare" (1787) пошатнула его славу как писателя, а комедия "La mère coupable" (1792), стоявшая в тесной связи с "Фигаро", встретила очень холодный прием. Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные издержки (Б. завел для этого издания даже особую типографию в Кэле), принесло Б. почти около миллиона убытку. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя поставку 60000 ружей республиканскому войску. От наказания он избавился только бегством в Лондон, а второй раз в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. Свое поведение в этом деле Б. пытался обелить в "Mes six époques", предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий народа. Умер 19 мая 1799 года. Собрания его сочинений изданы: Бокье, "Thêatre de В.", с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье ("Oeuvres complètes", Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.). См. L. de Loménie, "В. et son temps" (Пар., 1856, 2 ч.); Huot, "В. en Allemagne" (1869); Bettelheim, "В." (Франкф., 1886); русский перевод трилогии А. Чудинова (СПб., 1890).
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   БОМАРШЕ Пьер Огюстен Карон [Pierre Augustin Caron de Beaumarchais, 1732-18/V 1799] -- французский писатель. Сын часовщика, обучился часовому делу и в 20 лет сделал усовершенствования в часах. Знаменитый часовой мастер, к-рому он рассказал о своем изобретении, попытался присвоить его себе, но Б. возбудил процесс против него в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность. Получив доступ в Версаль, отказался от своей профессии. В 1757 женился и прибавил к своей фамилии прозвище Бомарше. Музыкально одаренный, он занялся игрой на арфе и сделал некоторые усовершенствования в этом инструменте. Благодаря этому Б. стал преподавателем музыки у дочерей Людовика XV; живой и необыкновенно остроумный, он имел у них большой успех. Пользуясь своим положением, он оказал важную услугу крупному финансисту Пари-Дювернэ. В благодарность за это Пари-Дювернэ сделал Б. соучастником в своих финансовых предприятиях. Б. очень увлекся финансовыми спекуляциями. В то же время Б. получает важную должность, связанную с исполнением судейских функций. В 1764 он едет в Мадрид, где заставляет испанского литератора Клавиго, отказавшегося жениться на его сестре, написать заявление, в к-ром тот признает себя виновным в нарушении данного им слова. В Мадриде он пережил массу приключений. Один в чужой стране, окруженный врагами, Б. не растерялся; ему удалось проникнуть к министрам, к королю и добиться удаления своего противника от двора и лишения должности (эта история послужила сюжетом для пьесы Гёте "Клавиго"). В то же время он в Мадриде участвует в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии. По возвращении в Париж Б. дебютировал в 1767 пьесой "Евгенией", имевшей некоторый успех. В 1770 он выпустил драму "Два друга", которая не имела никакого успеха. В этом же году умер его покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Б., но обвинили последнего в обмане. В первой инстанции Б. выиграл дело, но во второй -- проиграл. Согласно обычаю того времени, он перед разбором своего дела с наследниками Дювернэ посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман. Но дело было решено не в его пользу; тогда г-жа Гезман вернула ему подарки за исключением 15 луидоров. Он воспользовался этим поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья обвинил его в свою очередь в клевете. Тогда Б. выпустил свои мемуары, где беспощадно обличались судебные порядки тогдашней Франции. Мемуары имели шумный успех и создали ему большую популярность. 26 февраля 1774 процесс окончился; судья Гезман лишился должности, а жена его и Б. получили "большой выговор". Но в 1776 Б. был восстановлен в правах, а в 1778 выиграл дело с наследниками Дювернэ. В 1775 был поставлен "Севильский цирюльник", в 1784 -- "Женитьба Фигаро", в 1792 -- "Виновная мать". С 1792 до 1796 ему пришлось скитаться по Европе; в 1796 он вернулся обратно в Париж, где и умер.
   Из произведений Б. лит-ое значение имеют мемуары, "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро". Мемуары написаны с замечательным мастерством. Вольтер был от них в восторге. Б. сумел придать своему делу политическое значение. Одна мысль обратиться к публике была тогда чрезвычайно смелой; в мемуарах он раскрывает все язвы тогдашнего судопроизводства, показывает публике все стадии судопроизводства и вводит так. обр. принцип публичности в судебное дело. С лит-ой стороны мемуары Б. отличаются своими портретными характеристиками, которые читаются с захватывающим интересом.
   В "Севильском цирюльнике" выводится в первый раз Фигаро, представляющий оригинальное создание Б. В нем много черт самого Б. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, -- он умеет находить выход из всякого положения. Он -- центральная фигура. Так. обр. уже в этой комедии главное лицо -- простой слуга, олицетворяющий собою третье сословие. Но полного расцвета комический талант Б. достигает в "Женитьбе Фигаро". В самом ее сюжете заключается насмешка над аристократией; простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у могущественного феодального владетеля; благодаря своей находчивости, ловкости и остроумию Фигаро выходит победителем. В пьесе подвергаются самым язвительным насмешкам целый ряд учреждений, совершающих злоупотребления; в ней осуждаются привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей, бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов. Комедия эта написана Бомарше в чрезвычайно смелом стиле памфлета, но вместе с тем "Женитьба Фигаро" представляет собою завершение развития французской мещанской драмы. Для ее создания Б. воспользовался не только своим жизненным и лит-ым опытом. Теории Дидро, смех Рабле, социальная сатира Мольера, широкая картина нравов Лесажа, итальянская интрига, испанская причудливость -- все эти моменты мы находим в "Женитьбе Фигаро". Она представляет собою синтез всех этих элементов и является кульминационным пунктом в развитии французского драматического искусства XVIII в. Успех ее был колоссальный; день первого представления "Женитьбы Фигаро" -- 27 апреля 1784 -- остался памятной датой в истории французской комедии. Она выдержала 68 представлений подряд. Комедия явилась как нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция. Публика была в восторге; никогда еще со сцены не раздавались такие дерзкие речи, направленные против существующих установлений. Наполеон говорил, что пьеса была "революцией в действии". Знаменитый монолог Фигаро, где он противопоставляет себя графу, "давшему себе труд" только родиться, выражал настроения поднимающейся буржуазии. "Женитьба Фигаро" оказала громадное влияние и на последующее развитие французского театра и приобрела популярность во всей Европе. Моцарт написал оперу на ее сюжет, Россини -- на сюжет "Севильского цирюльника". Что касается "Виновной матери", то она представляет собою третью часть трилогии: в ней также представлен Фигаро, постаревший и ставший добродетельным. Он изобличает порок и помогает торжеству справедливости. Но особого художественного значения эта комедия не имеет.

Библиография:

   Геттнер Г., История всеобщей лит-ры XVIII в., изд. 2-е, т. II, М., 1897;
   Иванов И., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895;
   Галле (Hallays) Андре, Б., М., 1898;
   Веселовский А., Этюды и характеристики, М., 1903;
   Шахов А., Вольтер и его время, СПБ., 1907;
   Коган П. С., Очерки по истории зап.-европ. лит-ры, т. I, М. -- П., 1923;
   de Loménie L., B. et son temps, II v., P., 1855;
   Bettelheim A., B., Frankfurt a/M., 1886;
   Lintilhac, B. et ses oeuvres. P., 1887;
   Brunetière F., Les époques du théâtre français [1636-1850], P., 1914;
   Réné Dalsème, La Vie de B., P., 1928.

А. Рубин

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 567--570.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-5671.htm
  

III.

   БОМАРШЕ (Beaumarchais), Пьер Огюстен Карон де (24.I.1732, Париж, -- 18.V.1799, там же) -- франц. драматург. Начав с ремесла своего отца -- парижского часовщика, Карон получил доступ во дворец; женившись, он присоединил к своей фамилии, по назв. поместья жены, прибавку "де Бомарше", закрепленную приобретением дворянского титула в 1761. Учитель музыки у дочерей Людовика XV, Б. становится компаньоном генерального откупщика банкира Дюверне. По смерти банкира его наследник граф Лаблаш, вместо удовлетворения справедливых претензий Б., предъявил встречный иск и добился в парламенте (высшей судебной инстанции) выгодного для себя приговора. Б. был разорен. Вслед за тем подкупленный Лаблашем докладчик по этому делу возбудил против Б. обвинение в клевете и подкупе судей. Опасаясь нового судебного произвола, Б. обратился к "судье над судьями" -- народу. Его "Мемуары" ("Mémoires", 1773--74) -- четыре памфлета, в к-рых дана остро сатирич. "оценка актерам этого столь необычного спектакля" и беспощадно разоблачены нравы тогдашнего судопроизводства. "Народ, -- писал Б., -- ...представлен здесь в моем лице, и мое дело -- дело всех граждан" (Избр. произв., М., 1954, с. 216). Несмотря на происки королевских сановников, осудивших автора и его произв., Б. в конце концов выиграл процесс и стал признанным писателем-трибуном. Прогрессивные устремления Б. проявились также в содействии борьбе амер. народа за независимость, в издании полного собр. соч. Вольтера. Они же определили и характер его лит. деятельности как крупнейшего художника-просветителя.
   Уже в первых драматургич. опытах -- "Евгения" ("Eugénie", 1767), "Два друга" ("Les deux amis", 1770) -- Б. вслед за Д. Дидро утверждает принципы "серьезного жанра", правдиво рисующего картины социального неравенства, развращенности аристократии и добродетели буржуа. Но для автора "Мемуаров" границы "мещанской драмы" были уже слишком узки, и он трансформирует ее в сатирич. комедию. Пьесой "Севильский цирюльник" ("Le barbier de Séville", пост. 1775) открывается самый блестящий период в творчестве Б. Введя в свою комедию, насыщенную духовной атмосферой времени, традиц. сюжетную схему "тщетной предосторожности", ловкого разрушения преград на пути влюбленных, Б. возродил старые комедийные персонажи, внес в них живые черты современности. В отличие от своего лит. прототипа -- смышленого и ловкого слуги, -- талантливый и энергичный, чувствительный и остроумный Фигаро не только "нерв интриги", но и ее идейный центр. Подлинный представитель третьего сословия, плебей Фигаро показывает свое умственное превосходство над бездарным графом Альмавивой -- своим подопечным, к-рому он устраивает брак с Розиной. В комедии потенциально уже содержался тот конфликт, к-рый лег в основу следующей 2-й части трилогии о Фигаро, комедии "Женитьба Фигаро" ("Le mariage de Figaro", пост. 1784). В ней и выразительно очерченные образы, и саркастич. смех, и проявления чувствительности -- все проникнуто пафосом негодования, издевки по адресу изживших себя аристократич. привилегий, все направлено на то, чтобы показать обреченность феодального мира, к-рому противостоит человеч. достоинство простолюдина. Столкновение Фигаро и Альмавивы Б. относит (в предисловии к пьесе) к числу "острых положений... беспрестанно рождаемых социальной рознью" (там же, с. 343). "Истинный и благородный комизм" этой борьбы в том, что сеньор, давший себе "единственный труд -- родиться", становится "посмешищем своих слуг", к-рые оказываются фактическими господами положения. Недаром постановку "Женитьбы Фигаро" Людовик XVI запрещал в течение пяти лет, чувствуя ее революционный запал.
   Живость характеров, стремительность действия, искрометный фейерверк острот, блестящий диалог -- отличит. черты Б. как комедиографа. Однако в дальнейшем Б. отходит от того типа комедии, к-рый принес ему мировую славу и в к-ром более всего выражены нац. франц. черты его таланта. В заключит. части трилогии -- "Виновная мать" ("La mère coupable", пост. 1792) остепенившийся, лишенный задора и блеска Фигаро озабочен лишь благополучным завершением семейных дел своего былого противника; остроумная комедия с чертами сатиры превратилась в мелодраму. К событиям франц. бурж. революции конца 18 в. Б., к этому времени разбогатевший, отнесся без особого энтузиазма. Уже в опере "Тарар" ("Tarare", 1787, музыка А. Сальери) героич. тема борьбы с тиранией за гражд. свободы звучала довольно глухо. Здесь, несомненно, сказалось и то, что, находясь за пределами революц. Франции и по возвращении на родину, в период Директории, Б. стоял в стороне от активной обществ. и лит. жизни.
   Комедии Б., созданные им в годы творч. подъема, вышли на сцену мирового, в т. ч. и рус., театра. На сюжеты этих пьес написаны оперы "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта (1786) и "Севильский цирюльник" Дж. Россини (1816). А. С. Пушкин в оде "К вельможе" уподобил Б. его "чудесному герою" -- Фигаро.

Сочинения:

   Oeuvres complètes, P., 1876;
   Théâtre complet, P., 1956;
   в рус. пер. --
   Трилогия, М., 1934;
   Избр. произв., М., 1954.

Литература:

   Барро М., П. К. Б., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1892;
   Иванов И., Политич. роль франц. театра в связи с философией 18 в., М., 1895;
   История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 801--807;
   Мокульский С., Бомарше, М., 1957;
   Финкельштейн Е., Бомарше, Л. -- М., 1957;
   Штейнпресс Б., "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Б. как источник оперы Моцарта, в сб.: Вопр. музыкознания, т. 3, М., 1960;
   Loménie L., B. et son temps, v. 1--2, P., 1873;
   Linthillac E., B. et ses oeuvres, P., 1887;
   Dalsème R., La vie de B., P., 1928;
   Latzarus L., La vie de B., P., 1930;
   Bailly A., Beaumarchais, P., 1945;
   Richard P., La vie privée de B., P., 1951;
   Pomeau R., B. L'homme et l'oeuvre, P., 1956;
   Cordier H., Bibliographie des oeuvres de B., P., 1883.

М. Л. Нольман.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 684--686.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6843.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru