Брехт Бертольт
Бертольт Брехт: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   БРЕХТ Бертольд [Brecht, 1898-] -- немецкий драматург. Главные произведения: "Trommeln in der Nacht" [1922]; "Eduard X" [1924]; "Dickicht" [1924]; "Mann ist Mann" [1927]; "Hauspostille" [1927]. Примыкает к левому крылу лит-ого экспрессионизма.

Библиография:

   Arnold, Das Deutsche Drama, M., 1925.
   
   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 759.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-7592.htm

II.

   БРЕХТ (Brecht), Бертольт (10.II.1898, Аугсбург, -- 14.VIII.1956, Берлин) -- нем. писатель и театр. деятель. Род. в бурж. семье. Изучал медицину в Мюнхенском ун-те. Во время 1-й мировой войны служил санитаром в воен. госпитале, участвовал в революц. событиях 1918--19 в качестве члена Аугсбургского солдатского совета. С конца 1914 стали появляться в печати стихи, а в 20-е гг. -- драмы Б. В 1922 он был удостоен лит. премии им. Клейста. Сблизившись с Коммунистич. партией, Б. участвовал в ее пропагандистской работе. Эмигрировав из Германии после прихода к власти фашистов, жил в Швейцарии, Дании, Швеции и США. В связи с политич. преследованиями покинул в 1947 США, с 1948 поселился в демократич. Берлине. В 1949 Б. организовал и возглавил театр "Берлинер ансамбль", последующие гастроли к-рого в Париже, Лондоне, Москве, Ленинграде, Варшаве, Праге, городах Зап. Германии приковали внимание междунар. театр. общественности к драматургии и сценич. принципам Б. В 1951 он был удостоен Нац. премии 1-й степени ГДР, в 1954 -- Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами".

0x01 graphic

   В ранних пьесах Б. "Ваал" ("Baal", 1918), "Барабаны в ночи" ("Trommeln in der Nacht", 1922), "В джунглях городов" ("Im Dickicht der Städte", 1921--24), в сб. стих. "Домашние проповеди" ("Hauspostille", 1927) сказались разнородные влияния со стороны Г. Бюхнера, А. Стриндберга, Ф. Вийона, А. Рембо и др. В то же время Б. явно противопоставлял экспрессионизму с его абстрактным, идеалистическим, хотя и безусловно гуманистич. пафосом, чуждый всяких иллюзий трезвый реализм. Преданность суровой правде без прикрас -- одна из самых характерных черт Б.-художника. Со 2-й пол. 20-х гг. пафосом его творчества становится опирающаяся на марксистское мировоззрение критика всех видов социальной лжи господств. классов. В пьесе "Что тот -- что этот" ("Mann ist Mann", 1927) Б. показал варварскую бесчеловечность капитализма. В "Трехгрошевой опере" ("Dreigroschenoper", 1928) и написанном позднее на тот же сюжет "Трехгрошевом романе" ("Dreigroschenroman", 1934) Б. в резко саркастической, временами парадоксальной форме вскрыл принципиальную родственность уголовного преступления и "честной" коммерции. В пьесе "Святая Иоганна боен" ("Die heilige Johanna der Schlachthöfe", 1929--30), заключающей в себе элементы пародийного переосмысления "Орлеанской девы" Ф. Шиллера, Б., критикуя обществ. строй США, высмеял прекраснодушные мечтания о достижении социальной справедливости путем филантропии, нравств. проповеди и т. п. В пьесах "Мероприятие" ("Die Maßnahme", 1930) и "Мать" ("Die Mutter", 1930--32; по мотивам романа М. Горького) Б. предпринял первые, не вполне еще свободные от схематизма, попытки воплотить в драме тему классовой борьбы пролетариата.
   В годы эмиграции Б. создал свои лучшие произв. Напряженностью драматич. конфликта и глубиной социально-психологич. характеристик отличается цикл антифашистских одноактных пьес "Страх и отчаяние в третьей империи" ("Furcht und Elend des Dritten Reiches", 1935--38). Драмой глубокой философской мысли является "Жизнь Галилея" ("Leben des Galilei", 1938--39) -- пьеса о долге и ответственности ученого перед человечеством, о взаимной связи интеллектуального и морального начал в науке. Накануне 2-й мировой войны пьеса Б. "Матушка Кураж и ее дети" ("Mutter Courage und ihre Kinder", 1939) предостерегала простых людей, обманутых фашистско-милитаристской пропагандой, от губительных иллюзий. В пьесах "Добрый человек из Сезуана" ("Der gute Mensch von Sezuan", 1938--40) и "Кавказский меловой круг" ("Der Kaukasische Kreidekreis", 1944--45) нашло особенно полное выражение своеобразие худож. метода Б.: реализм, опирающийся на просветит. традиции 18 в., широко использующий элементы философской фантастики и условности, соединяющий интеллектуальную глубину с поэтич. одухотворенностью.

0x01 graphic

Сцена из спектакля "Мамаша Кураж и ее дети". Драматический
немецкий театр "Берлинер ансамбль". 1939.

   Б. пользуется также известностью как создатель теории "эпич. театра", оказывающей значит. влияние на театр. жизнь многих стран мира. Эта теория предусматривает в качестве обязат. момента т. н. "эффект отчуждения", т. е. прием, с помощью к-рого драматург и режиссер показывают явления жизни не в их примелькавшемся виде, а с к.-л. неожиданной стороны, заставляющей зрителя по-новому на них посмотреть и глубже их понять. Это усиливает в зрителе критич. отношение к изображаемым на сцене событиям. Теория "эпич. театра" пронизывает всю творческую практику Б. Свою драматургию он обогатил изобразит. средствами повествоват. жанров (введение т. н. "зонгов" -- песен, комментария, образов рассказчика, певца и т. д.). Многие его стихи следует понимать не как лирич. самовыражение поэта, а как высказывания сценич. персонажей. Подход драматурга чувствуется также и в худож. прозе Б.: роман "Дела господина Юлия Цезаря" ("Die Geschäfte des Herrn Julius Cäsar", начат в 40-х гг., не окончен), сб. новелл "Истории из календаря" ("Kalendergeschichten", 1948) и др. Революц. новатор в области театра, Б. является ярким и оригинальным представителем социалистич. реализма в лит-ре.
   Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1--2, L., 1938; Stücke, Bd 1--10, B., 1955--58; Hundert Gedichte. 1918--1950, 5 Aufl., B., 1958; Schriften zum Theater, B. -- Frankf. a. M., 1957; в рус. пер. -- Стихи. Роман. Новеллы. Публицистика, М., 1956; Пьесы, М., 1956; Дела господина Юлия Цезаря, М., 1960; О театре. Сб. статей, М., 1960.
   Лит.: Федин К., Писатель, искусство, время, М., 1957; Фрадкин И., Литература новой Германии. Статьи и очерки, М., 1959; его же, О художественном своеобразии драматургии Бертольта Брехта, "Вопр. лит-ры", 1958, No 12; Эткинд Е. Г., Театр Бертольта Брехта, "Нева", 1957, No 8; Bertolt Brecht, B. [u. a.], 1957 ("Sinn und Form", Sonderheft 2); Schumacher E., Die dramatischen Versuche Bertolt Brechts. 1918--1933, B., 1955; Rilla P., Brecht -- von 1918 bis 1950, в кн.: Essays, B., 1955; Chiarini P., Bertolt Brecht, Bari, 1959.

И. М. Фрадкин.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 735--737.
    Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-7352.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru