(Brentano) -- выдающийся немецкий поэт позднейшей романтической школы, брат Елисаветы (Беттины) фон Арним, род. во Франкфурте-на-Майне 8 сент. 1778 г., в Иене окончил свое образование и жил попеременно в Иене, Франкфурте-на-Майне, Марбурге, Гейдельберге, Вене, Касселе, Ландсгуте и Берлине. В 1818 году, недовольный собой и людьми, он совершенно удалился от мира, сделался набожным до аскетизма и жил до 1824 году в Дюльмене, близ Мюнстера, где занимался описанием видений стигматизированной монахини Екатерины Эммерих. Затем он жил в разных городах на Рейне и под конец в Регенсбурге, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне и Ашафенбурге, где и умер 28 июля 1842 г. Сначала Б. издавал свои стихотворения под псевдонимом "Мария"; таковы "Satiren und poetische Spiele" (т. 1, Лпц., 1800 г.) и "Godvi oder das steinerne Bild der Mutter" (2 т., Брем., 1801--2 г.), произведение, которое он сам в заглавии назвал диким романом. Столь же причудливы, хотя и полны прекрасных лирических мест его драматические произведения: оперы "Die Instigen Musikanten" (Франкф., 1803 г.), "Ponce de Leon" (Гетт., 1804); комедия "Viktoria und ihre Geschwister mit fliegenden Fahnen und brennender Lunte, ein klingend e s Spiel" (Берл., 1817 г.). Много поэтического таланта в большой драме "Die Gründung Prags" (Пешт, 1815 г.). Всего удачнее его маленькие новеллы, особенно "Die Geschichte vom braven Kaspar und dem schönen Annerl" (напечатано сначала в "Gaben der Milde" (Губица, т. 2. Берл., 1817 г., а затем отдельным изданием в Берлине, 1838 г.; новое издание 1873 г.), Прекрасный отрывок новеллы "Chronika eines fahrenden Sch Э lers" ("Gesammelte Schriften", т. 4) был удачно продолжен и закончен А. фон дер Эльбе. Его последним произведением была сказка "Gockel, Hinkel und Gackeleia" (Франкф., 1838 г.; вновь издана Гризебахом в Берлине, 1872 г.). благодарности заслуживает Б. за переиздание "Goldfaden'a" Георга Викрама (Гейдельб., 1809) и за известное собрание народных немецких песен, изданное им вместе с зятем его Ахимом фон Арним (см.), под заглавием: "Des Knaben Wunderhorn" (3 т., Гейдельб., 1806--8 г., 2 изд., 1819 г.), хотя некоторые произвольные изменения и нарушают верность текста. После смерти Б. вышли еще его "Märchen" (изд. Гвидо Герресом, 2 т., Штуттг., 1847 г.; 2 изд., 1879 г., в котором сказка "Gockel" отпечатана в ее первоначальном виде), "Leben der heil. Jungfrau Maria. Nach der Anna-Katharina Emmerich Betrachtungen" (Мюнхен, 1852 г.; 2 изд., 1854 г.) и часть его "Ged i chte" (Франкфурт, 1854 и 1861 года и Падерборне, 1882 г.), "Собр. сочин. Брентано" (9 т., 1852--1855) издано братом его Христианом Брентано. Последний (родился 24 января 1784 г., умер 27 октября 1851 г.) известен как автор нескольких мистических сочинений. "Ausgewählte Schriften" Б. были изданы Дилем (2 т., Фрейбург, 1873 г.). Ср. (Беттина) "Clemens B's Frühlingskranz, aus Jugend-briefen ihm geflochten" (т. 1, Шарлоттенбург, 1844 г.); Дель и Крейтен, "Clemens B. Ein Lebensbild" (2 т. Фрейбург в Брейсгау, 1877--78 г.). Жена Клеменса Брентано София, рожденная Шубарт (родилась 27 марта 1761 г. в Альтенбурге, ум. 31 окт. 1806 г. в Гейдельберге), известна как автор многих стихотворений и романов.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
II.
БРЕНТАНО Клеменс [Clemens Brentano, 1778-1842] -- наиболее яркий и значительный представитель второго поколения немецких романтиков (см. "Немецкая лит-ра"). Уже в годы юности, находясь еще
всецело под обаянием иенских романтиков (см. "Романтизм"), Б. претворяет полученные от них художественные формы. Правда, герои его романа "Godwi" [1801-1802] и комедии "Ponce de Leon" [1804] напоминает героев Тика(см.), но уже в "Godwi" он пародийно разрушает форму иенских романтиков; вместе с тем Брентано вводит новый, неизвестный последним, мотив любви-муки, "радости-страдания". Эта тема поруганной любви, любви к падшей женщине, находит себе выражение в ряде баллад; некоторые из них ("Treulieb", "Lieb Mädel") принадлежат к лучшим произведениям немецкой лирики; на ту же тему написана и трагедия "Aloys und lsnelde" [1811]; мотив "радости-муки" объективируется в опере "Die lustigen Musikanten", с центральной трагической песней "веселых" музыкантов; внутренняя антитетичность темы отражается стилистически в pointe'ах конца. Она связана с личным переживанием -- с любовью Б. к Софии Меро [1761-1806], его первой жене. На оформлении этой темы заметно влияние народной песни, техникой к-рой Б. овладел еще до издания "Des Knaben Wunderhorn" (о последнем см. "Арним"). Наряду с метром, влияние народной песни сказывается особенно на выборе цветовых эпитетов у Б.; к приему синкретизма ощущений, типичному для старшей романтики, Б. прибегает только пародийно, как напр. в "Чудесной истории часовщика Богс", написанной в сотрудничестве с Герресом [1807]. Сатира против филистерства дана здесь не в чистом виде, как в позднейшем quasi-научном трактате "Die Philister vor, in und nach der Geschichte" [1811], а с романтическими видениями, выражающими новый мотив губительного соблазна красоты, любви к Лорелее. Мотивы соблазна, покаяния и отречения от мира являются темой новых поэтических произведений, порой соединяясь и обостряя тему -- "радости-страдания". Брентано долгие годы скитался по Германии [1806-1816] и в художественном отношении это было далеко не бесплодно. Национально-историческое направление, любовь к идеализованному средневековью с его "смиренной простодушной верой" находит себе выражение в "Aus der Chronika eines fahrenden Schülers" [1818]; в архаизированном наивном сказе этой повести Б. сумел обуздать свое причудливое воображение. В одном реалистическом тоне выдержана бытовая новелла "Geschichte vom braven Kasperl und vom schönen Annerl" [1817]; введение жутких народных поверий о жаждущем крови мече палача мотивировано здесь личностью рассказчицы -- старухи-крестьянки. Зато причудливая фантазия Б., яркость экзотики, безумная веселость его юмора раскрываются в новелле "Die mehreren Wehmüller und ungarische Nationalgesichter" [1817]. Наконец в своих сказках [1805-1811] Б. дает образцы иронической фантастики, невозможной и в то же время логически последовательной, к-рой соответствует виртуозность сказа, доведенного до звукописания почти каждого изображаемого предмета. Мотив отречения звучит однако все яснее в творчестве поэта; он становится основным в "Romanzen vom Rosenkranz", где путем отречения искупают грех земной жизни три девы -- три символических розы: белая земная, алая небесная и золотая роза искусства; здесь Б. предает проклятию, в лице чернокнижника Апоне, идеологию романтизма, философию Шеллинга и Шлегеля (см.). Еще один шаг -- отказ от личного счастья, от любви к Луизе Гензель [1817], переносит тему отречения из поэзии в жизнь Б. В Дюльмене, вернувшись к католичеству, поэт записывает "откровения", ясновидящей монахини Екатерины Эммерих [1818-1823]; его поэзия подчиняется задачам католической пропаганды.
Библиография:
I. Полное собр. сочин. под ред. Schüddekopf K., в 18 тт., MЭnchen, 1910; Избр. сочин. издавались много раз; первое собр. сочин. изд. Brentano Christ., 9 тт., Frankfurt a/M., 1852-1855; отдельные произв. издавались Görres'ом, Prietz, Amiung и др.
II. Помимо общих трудов по романтике: Жирмунский В., Религиозное отречение в истории романтизма, П., 1919; Diel J. B., C. B., 2 Bde, Freiburg, 1877; Steig R., Achim v. Arnim und C. B., Stuttgart, 1894; Kerr A., Godwi, Berlin, 1898; Roethe G., B.'s Ponce de Leon, Berlin, 1901; Schellborg W., Untersuchung des Märchens "Gockel, Hinkel und Gackeleia", Münst., 1903; Amelung H., Briefwechsel zwischen B. und Sophie Mereau, 2 Bde Lpz., 1908; Schubert K., B.'s weltliche Lyrik, Breslau, 1910; Steig R., B. und die Brüder Grimm, Stuttgart, 1914.
Р. Шор
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 578--580.
БРЕНТА́НО (Brentano), Клеменс (8.IX.1778, Эренбрейтштейн, -- 28.VII.1842, Ашаффенбург) -- нем. писатель. Сын итал. купца, поселившегося в Германии, и Максимилианы Ларош, с к-рой был дружен И. В. Гёте в годы своей юности. Б. -- один из представителей второго поколения нем. романтиков, собиратель и пропагандист нем. фольклора. Вместе с Л. А. Арнимом опубл. обработанный ими сб. нем. нар. сказок и песен "Волшебный рог мальчика" ("Des Knaben Wunderhorn", 1806--08), доныне не потерявший своего значения. Приобрел популярность как автор баллад и рассказов в нар. духе ("История о храбром Касперле и прекрасной Аннерль" -- "Geschichte vom braven Kasperl und dem schönen Annerl", 1817), сказок ("Гокель, Гинкель и Гакелейа" -- "Gockel, Hinkel, Gackeleia", 1847), а также романа "Годви" ("Godwi", 1800). В произв. Б. яркий юмор и подчас реализм изображения сочетаются с мистич. мотивами, свойственными нем. романтизму в целом. К концу жизни Б. все больше сближался с лагерем католич. реакции, что наложило резкий отпечаток на его творчество. Ему принадлежит стихотв. обработка истории жизни монахини Анны Катарины Эмерих ("Lebensumriss der Anna Katharina Emmerich", 1833).
Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1--9, Frankf. a. M., 1852--1855; Ausgewählte Gedichte, B., 1943; Der Knaben Wunderhorn, Miinch., [1957] (совм. с L. Arnim); в рус. пер. в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 2, М. -- Л., 1935.
Лит.: Гейне Г., Романтическая школа, Собр. соч., т. 6, М., 1958; Жирмунский В. М., Религиозное отречение в истории романтизма, М., 1919; его же, Проблема эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков, в сб.: Записки неофилологич. общества, вып. 8, 1915; Diel J. B., Clemens Brentano, Bd 1--2, Freiburg im Breisgau, 1877; Steig R., Clemens Brentano und die Brüder Grimm, Stuttg. -- B., 1914; Mallon O., Brentano Bibliographie, B., 1926.
Е. М. Закс.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 733.