Гарт (Harte), Фрэнсис Брет (25. VIII. 1836, Олбани, Нью-Йорк -- 5.V.1902, Кэмберли, Англия) -- прозаик, поэт, редактор. Родился в семье учителя и с детских лет приобщился к литературе, читая У. Шекспира, Ч. Диккенса, Г. Филдинга, В. Ирвинга. После смерти отца оставил школу и с 16 лет сам зарабатывал на жизнь. В 1854 г. отправился в Калифорнию, где учительствовал на золотых приисках, работал аптекарем, курьером, репортером. Во время поездок по Калифорнии собирает богатый материал для будущих произведений. В 1857 г. работает наборщиком в журнале "Голден эра" в Сан-Франциско, где и опубликовал несколько скетчей. Получив место секретаря Калифорнийского монетного двора, больше времени отдает творчеству. Став редактором журнала "Кэлифорниэн", где печатался также М. Твен, опубликовал там "Романы в кратком изложении" (Condensed Novels, 1867) -- серию литературных пародий на известных писателей (В. Гюго, Ч. Диккенса, А. Дюма, Дж. Ф. Купера), тогда же вышла книга стихов "Пропавший галеон" (The Lost Galleon). Однако известность писателю принесли более поздние новеллы: "Счастье Ревущего Стана" (The Luck of Roaring Camp), "Мигглс" (Miggles), "Изгнанники Покер Флэта" (The Outcasts of Poker Flat), "Компаньон Теннесси" (Tennessee's Partner), поэма "Китаец-язычник" (The Heathen Chinee), которые он печатает в журнале "Оверленд мансли" в 1867-1870 гг. В 1870 г. выходит сборник "Счастье Ревущего Стана и другие рассказы", а через год-"Восточные и западные стихи" (East and West Poems, 1871). Авторитет прозаика и редактора, горячая преданность литературе делают Гарта главой группы писателей в Сан-Франциско, в которую входят X. Миллер, Г. Джордж, А. Бирс.
"Калифорнийские рассказы" 60-70-х гг. являются лучшей частью художественного наследия Гарта: именно они стимулировали развитие реалистической новеллы в США. С этими рассказами в национальную литературу пришли местный колорит и диалект Запада, юмор и фольклорные элементы, реалистический взгляд на мир и романтическое его восприятие.
Новаторство Гарта-новеллиста проявилось прежде всего в создании им образов простых американцев, людей из народа. В его рассказах предстала жизнь разноликого племени фронтира-первопроходцев и золотоискателей, старателей и переселенцев, игроков и грабителей, проституток. Это был мир романтичный и жестокий. Под грубой внешностью персонажей Гарта часто оказывается доброе сердце, чуткая, отзывчивая душа, как у Компаньона Теннесси, героя одноименного рассказа. Лучшие герои Гарта мужественны и человечны. В 1871 г. писатель получает приглашение сотрудничать в журнале "Атлантик" и уезжает на Восток, где продолжает писать рассказы на калифорнийском материале, однако они не имели прежнего успеха. Гарт стал повторяться. Не пользовались успехом и другие произведения Гарта, написанные на Востоке, в т. ч. роман "Габриэль Конрой" (Gabriel Conroy, 1875-1876). Испытывая денежные затруднения, Гарт поступает на консульскую службу и в 1878 г. покидает Америку, как оказалось -- навсегда.
В Англии он издает несколько романов и сборников рассказов, второй цикл "Романов в кратком изложении". В его статье "Происхождение новеллы" (The Rise of the Short Story) содержатся проницательные высказывания о характере рассказа в Америке, о благотворном влиянии на развитие этого жанра народного юмора и фольклора.
Объективная оценка творчества Гарта содержится в высказываниях Н. Г. Чернышевского, который не раз обращался к его творчеству, подчеркивая "силу Брет Гарта", его "могущественный природный ум", "необыкновенно благородную душу". Рассказ "Мигглс" Чернышевский назвал "прелестным", отметил его гуманность и перевел на русский язык. Русский революционный демократ видел и слабые стороны творчества Гарта: однообразие ситуаций и характеров, языковую небрежность.
В нашей стране Гарт издается с 1873 г. Неоднократно выходили собрания его сочинений (1895, 1896, 1910, 1915, 1928, 1966).
Источник текста: Писатели США. Краткие творческие биографии. /Составление и общая редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. -- Москва: Радуга, 1990.