Бульвер-Литтон Эдуард-Джордж
Э. Бульвер-Литтон: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Бульвер Литтон (Эдвард-Джорж-Чарльс Bulwer-Litton) -- английский романист, род. в 1803 г., Љ 1873 г., сын генерала Вильяма Бульвера, получил под руководством своей матери, урожденной Литтон, тщательное домашнее образование. Поступив в Кембриджский университет, Б. впервые обратил на себя внимание поэмой "Sculpture", за которую был удостоен премии. В 1831 г. он был избран в члены нижней палаты и примкнул к партии вигов; хотя в парламенте особенно выдающейся роли не играл, но был некоторое время горячим приверженцем идей этой партии и проводил их в своих произведениях. Впоследствии в его воззрениях произошел переворот, и в 1852--59 гг. мы видим его заседающим в рядах тори; в 1858--59 гг. он занимал даже пост статс-секретаря колоний в консервативном министерстве. В 1866 г. Б. с титулом лорда Литтона, унаследованным по смерти последнего представителя этого рода, вступил в верхнюю палату. Б. не был счастлив в семейной жизни: он должен был развестись со своей женой Розиной Б., также писательницей, которая впоследствии выставила его в очень мрачных красках в скандалезном романе "Cleveby", наделавшем в свое время много шума.
   Литературный талант Б. развился очень рано, о чем свидетельствуют уже его стихотворения: "Weeds and wild flowers" (Лондон, 1826) и первые его романы: "Falkland" (Лонд., 1827) и "Pelham, or the adventures of a gentleman" (Лондон, 1828). Сильное впечатление, произведенное последним произведением, положило начало известности автора, указав ему также, что этот вид литературы (романы) более всего подходит к его таланту. Среди множества романов Б., появившихся после Pelham'a, самых разнообразных по содержанию (исторических, философских, великосветских, романтических, фантастических) наиболее выдающимися считаются: "The last days of Pompeii" (1834; русский перевод); "Rienzi, the last of the tribunes" (1835; русск. пер.); "Alice, or the mysteries" (1838); "Zanoni" (1842); "Caxtons" (1846); "What will he do with it?" (1859); "Kenalm Chillingly" (1873); "The Coming Race" (вышло под псевдонимом Олифанта; русск. пер.: "Грядущая раса") и др.
   Б. принадлежат также драматические произведения, хотя и не отличающиеся особыми достоинствами, но пользовавшиеся большою популярностью на английской сцене, таковы: "The Lady of Lyons" (1838); "Richelieu, The Duchess of la Vallière" и др. Из других разнообразных проявлений его поэтического творчества отметим поэмы: "Eva" (1842); "King Arthur" (1848--49, впосл. перед.) и др.; сатирическое стихотворение "The new Timon" (1846); переводы из Шиллера и Горация. Следует упомянуть, наконец, и о талантливо написанных этнографических очерках Б., относящихся еще к первой поре его литер. деятельности: "England and the English" (1833); "The Student" (1835); тогда же появилось собрание его литературно-философских этюдов и историческое исследование об Афинах. -- По смерти Б., все сочинения его были изданы его сыном (так назв. "Knebworth-Edition", Лонд., 1873--75). Наблюдательность, талантливость изложения, занимательность сюжетов, необыкновенное разнообразие, богатство фантазии -- составляют отличительные черты этого писателя и ставят его наряду с лучшими английскими писателями XIX в. Но критика вполне основательно упрекала его в излишнем стремлении морализировать и в недостаточной типичности выводимых лиц. Сочинения Б. переведены почти на все европейские языки. В русск. переводе имеются: "Рейнские пилигримы" (Москва, 1835); "Лейла, или осада Гренады" (Москва, 1842); "Гарольд, последний саксонский король в Англии" (СПб., 1848); "Эрнест Мальтраверс" (СПб., 1850); "Какстоны" (семейная картина, 2 т., Москва, 1851); "Мой роман, или разнообразие английской жизни" (СПб., 1853); "Пельгам" (СПб., 1859); "Евгений Арам" (СПб., 1860); "Странная история" (СПб., 1865); "Что он с этим сделает" (СПб., 1870); "Павзаний, спартанец" (Москва, 1871); "Свобода без закона, или последний римский трибун" (Моск., 1871); "Кенельм Чилингли, его приключения и мнения" (СПб., 1873 и Москва, 1874); "Парижане" (Москва, 1875); "Герцогиня ла Вальер" (драма в 5 д., пер. А. Кейзера, Моск., 1874); "Король англосаксов" (Москва, 1878); "Последний барон" (СПб., 1879); "Призрак" (СПб, 1880); "Король Артур" (в переделке для детей с карт., Москва, 1882); "Завоевание Англии норманнами" (Москва, 1883); "Последние дни Помпеи" (СПб., 1886); "Грядущая раса" (перев. А. Каменского, СПб., 1891).
   
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том IVa (1891): Бос -- Бунчук, с. 907--908.

II.

   БУЛЬВЕР-ЛИТТОН Эдуард Джордж [Edward George Bulwer Lytton, 1803-1873] -- английский писатель, выразитель идеологии упадочного дворянства первой половины XIX в. Творчество Б. характерно для переходного периода от дворянского романтизма [В. Скотт (см.), Байрон (см.)] к буржуазному реализму [Диккенс (см.)]. Раннее его творчество весьма близко к творчеству Байрона и отчасти Соути (см.).
   Вместе с тягой на Восток его произведения выражают тоску, разочарование, одиночество в духе героев Байрона, или Гётевского Вертера ("Фольклэнд", "О'Нейль"). Б. писал исторические романы, напоминающие романы В. Скотта ("Последний король саксов", "Последний барон", "Последние дни Помпеи"). От романов В. Скотта они отличаются тем, что в них преобладает не историческая обстановка -- быт, -- характерная особенность романов В. Скотта, а сильная личность. Б. даже формой своего творчества отразил путанную идеологию определенной группы английского дворянства, к-рая металась от одной социальной группы к другой, приспособляясь к новым условиям капиталистического производства и быту буржуазного общества. В творчестве Б. преобладают две основные темы: падение дворянина на дно в результате неудачного приспособления к капиталистическому обществу, вырождение его в босяка и преступника, другими словами полная его деклассация, и более или менее удачное приспособление дворянина, старающегося удержать свое положение в обществе всевозможными ухищрениями и уловками. Однако падение дворянина на дно у Б. не изображено в связи с социально-экономической обстановкой. Причины падения, по Б., большей частью психологические: неудавшаяся любовь, месть за попранную честь, свою или близкого человека и т. д. Наиболее ярко Б. изобразил дворян, удерживающих свое положение в обществе, в романе "Пелгем". Герои Бульвер-Литтона сознают, что основным нервом капиталистического общества являются деньги, но их взгляд на деньги и на способ их добывания значительно отличается от буржуазного. Буржуа считал, что деньги надо добыть путем упорного труда, участвуя в процессе производства. Для героев Б., цепляющихся за жизнь, "все счастье в деньгах", но добывание их они мыслят в виде внезапного получения богатого наследства, женитьбы на богатой вдове, выигрыша в карты. Им совершенно чуждо делячество буржуазии, ее предприимчивость. Другого отношения к миру и не могло (напр. в романе "ДеверЖ") быть у вымирающего дворянства. В романах Б. поэтому часто встречается такая завязка, как лишение наследства, подделка или пропажа завещания, подложное завещание, похищение завещания и т. д. Один роман даже озаглавлен "Лишенный наследства", а пьеса -- "Деньги". Такое добывание денег у Б. стоит всегда на грани преступления. Б. пробовал свои силы в уголовном романе ("Лукреция или дети ночи"), но потерпел полную неудачу. В романе одно преступление следует за другим (преступление ради преступления) без всяких видимых оснований и художественной правдоподобности. Этот роман был резко осужден критикой. Романы "Кэкстон" и "Мой рассказ" написаны в духе Стерна (см.) с большой долей диккенсовского юмора. В погоне за юмором Б. приблизил некоторых героев к карикатуре. Действие в "Кэкстоне" не выходит за пределы семьи и персонажи его не являются ни общественными, ни психологическими типами-образами.
   Другие произведения Б.: романы "Что он с этим сделает" и "Парижане" (незаконченный) особого интереса не представляют.
   В свое время Б. пользовался большой популярностью, был переведен на многие яз., в том числе и на русский, но в настоящее время забыт. Б. затрагивал проблемы только своего класса, к-рый в его время стоял на пути к исчезновению. Среда Б.-Л. не выдвигала больше таких проблем, к-рые надолго остались бы нерешенными человечеством.

Библиография:

I.

   Издания:
   Tauchnitz Edition, 1849;
   Routledge George & Sons, Works of B., 11 vols., 1868.
   Переводы:
   Риенци, пер. С. Гулишамбаровой, СПБ., 1898; Н. Перелыгина, М., 1899;
   Последние дни Помпеи, пер. Л. Гей, СПБ., 1893, изд. 3-е, 1908; пер. А. Леонтьевой, СПБ., 1895; пер. Евг. Тур для детей, М., 1883, изд. 7-е 1907; пер. М. Лихтенштадт и Н. Михайловой, СПБ., 1902;
   Пелгем, СПБ., 1859;
   Евгений Арам, "Вестн. иностр. лит-ры", 1892, No 8-12 (ранее, СПБ., 1860);
   День и ночь, М., 1884; Семейство Кэкстонов, "Отеч. зап.", 1850, NoNo 5-12, М., 1851;
   Мой роман, "Современник", СПБ., 1853-1854;
   Что он с этим сделает?, СПБ., 1870;
   Странная история, пер. М. Дубровиной, СПБ., 1904;
   Грядущая раса, пер. А. Каменского, СПБ., 1891; пер. С. I., СПБ., 1907;
   Кенелм Чилингли, "Русск. вестн.", СПБ., 1873-1874; М., 1874;
   Парижане, "Русск. вестн.", СПБ., 1874-1875; М., 1875, и др.

II.

   Тиандер К. Ф., Б. в "Истории зап. лит-ры XIX-XX вв.", под редакцией Ф. Батюшкова, т. 3, М., 1914;
   Фриче В. М., Очерк развития западных лит-р, Харьков, 1927;
   Ashley, B.'s Life, 3 vols., 1874; B.'s Life, Letters and Literary Remains, by his son, 2 vols., 1883;
   Escott T. H. Sg., E. G. Lord B.-L. of Knebworth, 1910; A Complete Life of Lord B.-L., by his grandson, 1913.

С. Бабух

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 613--615.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-6132.htm

III.

   БУЛВЕР-ЛИТТОН (Bulwer-Lytton), Эдуард Джордж (25.V.1803, Лондон, -- 18.I.1873, Торки) -- англ. писатель. Родился в аристократич. семье. Видный деятель либеральной, затем консервативной партии. В 1858 -- министр колоний, с 1866 -- член палаты лордов. В период подготовки и проведения парламентской реформы 1832 Б.-Л. выступал с критикой аристократии, утратившей моральный авторитет в глазах народа. В ранних романах Б.-Л., построенных на уголовной тематике, заметно не только влияние романтизма, но и нек-рое влияние просветит. прозы 18 в.: "Пелэм" ("Pelnam", 1828, рус. пер. 1859 под назв. "Пельгам"), "Поль Клиффорд" ("Paul Clifford", 1830), "Юджин Эрам" ("Eugene Aram", 1832, рус. пер. 1860 под назв. "Евгений Арам"). Романтич. тенденции сильны в цикле историч. романов Б.-Л.: "Последние дни Помпеи" ("The last days of Pompeii", 1834, рус. пер. 1842), "Риенци, последний из римских трибунов" ("Rienzi, the last of the Roman tribunes", 1835, рус. пер. 1860), "Последний барон" ("The last of the barons", 1843, рус. пер. 1861), "Гарольд, последний из саксонцев" ("Harold, the last of the Saxons", 1848, рус. пер. 1899) и др. Современники Б.-Л. воспринимали его как светского "фешенебельного" писателя. Б.-Л. обращался к эпохам заката старых культурных традиций, форм власти, пытаясь убедить читателя извлечь уроки из опыта истории. С этой целью Б.-Л. нередко модернизировал прошлое, прославляя личные добродетели. В годы наибольшей популярности Ч. Диккенса и У. Теккерея Б.-Л. становится их подражателем ("Кэкстоны" -- "The Caxtons", 1849, рус. пер. 1850 под назв. "Какстоны"; "Мой роман" -- "My novel", 1851--52, рус. пер. 1853, и др.). Романтич. и реалистич. черты переплетаются также в лучшем из романов Б.-Л. -- "Кенельм Чиллингли" ("Kenelm Chillingly, his adventures and opinions", 1873, рус. пер. 1873), в к-ром Б.-Л. идеализирует патриарх. аристократич. власть. Реакц. тенденции Б.-Л. нашли выражение также в романе "Парижане" ("The parisians", 1873, рус. пер. 1874) и в фантастич. романе "Грядущая раса" ("The coming race", 1871, в рус. пер. "Будущая порода людей", 1873), написанных под впечатлением событий Парижской Коммуны 1871.
   Среди пьес Б.-Л. наиболее известны историч. драмы "Герцогиня де ля Вальер" ("The duchess de la ValliХre", 1836) и "Ришелье" ("Richelieu", 1839), сентиментальные мелодрамы "Леди из Лиона" ("The lady of Lyons", 1838, рус. пер. 1888) и "Деньги" ("Money", 1840). Нек-рые сов. литературоведы (напр., А. В. Чичерин, см. предисл. к рус. пер. "Пелэма") преувеличивают реалистич. тенденции Б.-Л. Верную оценку творчества Б.-Л. читатель найдет в "Истории англ. лит-ры" (т. 2, вып. 2, М., 1955).

Сочинения:

   The novels and romances, v. 1--40, [Boston], 1896--98;
   The poetical and dramatic works, v. 1--5, L., 1852--54;
   в рус. пер. --
   Кенельм Чиллингли, М., 1932 (серия "История молодого человека XIX столетия");
   Пелэм, или Приключения джентльмена, М., 1958; Пьесы, М., 1960.

Литература:

   Sadleir M., Bulwer: a panorama, L., 1931;
   Lytton V. A. G. R., Bulwer-Lytton, L., 1948.

Ю. Н. Кагарлицкий.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 768--769.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-7682.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru