Цетлин Михаил Осипович
Максимилиан Волошин
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Цетлин Михаил Осипович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1918
Обновлено: 15/01/2016. 4k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Амари
Максимилиан Волошин
Давая портретные наброски, "силуэты" писателей, мы отступаем от требований Пушкина, чтобы критике подверглось "не лицо, а только литератор". Ведь допуская в литературе портрет живого лица, мы должны допустить и портрет отрицательный, даже карикатуру. А тогда что, кроме личного такта, помешает нам и до такого "силуэта", который приводит как пример недопустимого Пушкин:
"Такой-то де старик-козел в очках".
А это уж, "конечно, будет личность".
Однако первым ввел в России литературные портреты в стихах и в прозе -- Макс. Волошин. Пусть же по делам его и воздастся ему!
"Силуэт"... Как-то не подходит это слово к облику Макс. Волошина. Вот он идет по Парижу, обращая на себя всеобщее внимание даже на притерпевшемся левом берегу. Он одет в какой-то слишком узкий сюртук, в жилет без пуговиц, вероятно застегивающийся сзади, как детские лифчики. На огромной голове с длинными светлыми волосами едва держится цилиндр. И в то же время у него легкая, быстрая походка, быстрая речь под аккомпанемент каких-то отщелкиваний пальцами, словно он прикармливает из рук незримых птиц -- свои быстрые и точные слова.
Это сосуществованье грузной массивности и легкой быстроты характерно для Волошина. Оно сказалось и в двух именах, которыми он подписывал свои произведения: "Максимилиан" и "Макс" Волошин. Слишком торжественное, массивное "Максимилиан" и слишком легкое, почти легкомысленное детски уменьшительное "Макс". Когда массивность проникнута и преодолена легкостью, получается истинно-прекрасное; таковы многие его стихи. Статьи же его всегда интересны, но иногда слишком грузны или слишком легковесны.
Большинство русской читающей публики знает только "Макса" Волошина. Знает и не любит. Слава, дурная слава его велика. Вокруг него, по его выражению, "колючая изгородь" недоразумений и предубеждений, какая-то аура скандала. Для многих, как гласит двустишие под карикатурой на него, --
Беспутный Макс -- он враг народа.
Его извергнув, ахнула природа...
В этом есть большая доля участия газетной травли, травят же Волошина за то, что он всем своим существом чужд русской интеллигенции.
Русский обыватель любит, чтобы все было по-простому, по-простецки. Его раздражает жест, поза. Поэтому в России не любят стихов и прозаику с трудом прощают хороший стиль.
В Волошине все раздражает обывателя: и изысканная эрудиция (кто догадается, что Иошуа Бен Пандира -- это Иисус Христос?). И склонность к оккультизму, и глухо-торжественная манера читать стихи, и любовь к парадоксам, и нелюбовь к Репину.
Кажется, что он обладает особым секретом бесить публику; в 1905 году он пишет "Ангела мщенья". Во время войны, когда почти все поэты бряцали на патриотических лирах, -- он издает книгу стихов, проникнутую своеобразным метафизическим интернационализмом. После поражения пишет прекрасное стихотворение, обращенное к России: "Люблю я тебя побежденной", вызывающее недоразумения. И особенно удачно выбирает момент для нападок на Репина. Недаром на его лекции систематически ходят какие-то "барышни-свистуньи", чтобы ему шикать. Ему не прощают даже вычурности его собственного христианского имени -- "Максимилиан".
И все же я думаю, что это явление временное. Русская публика слишком несправедлива к Волошину. В этом залог примирения: когда-нибудь читатели поймут свою ошибку и захотят ее искупить. Они увидят, что Макс Волошин <...> интересный и талантливый писатель, что его работа о Сурикове блестяща, что его знание французской литературы -- незаурядно.
Оценят его эрудицию, блеск его фельетонов, и прежде и больше всего своеобразную красоту его стихов.
Впервые:
В московской газете "Понедельник" (1918.
No
8. 9 (22) апреля. С. 3) в рубрике "Силуэты"
.
Оставить комментарий
Цетлин Михаил Осипович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1918
Обновлено: 15/01/2016. 4k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.