Чулков Георгий Иванович
Последнее слово Достоевского о Белинском
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Чулков Георгий Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1928
Обновлено: 27/01/2009. 77k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Критика, публицистика и философия
Иллюстрации/приложения: 2 штук.
Скачать
FB2
Оценка:
7.24*8
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Воспроизведение отдельного оттиска статьи Чулкова из сборника "Достоевский". М., 1928. Вып. 3. С. 61-81. Из библиотеки Вячеслава Иванова в Риме. С дарственной надписью автора Вячеславу Иванову.
Геор
гий
Чулков
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ДОСТОЕВСКОГО
О БЕЛИНСКОМ
Исходный
PDF
-
JPG
-файл здесь:
"
ImWerden
"
Распознавание и вычитка: В. Есаулов, май 2007.
Литературные имена и духовные силы Достоевского и
Белинского так несоизмеримы, что, сопоставляя их, приходится объяснять, почему собственно понадобилось обсуждать именно
эту тему. В самом деле стоит ли заниматься ею, особенно теперь, когда гений Достоевского занял подобающее ему
место в культуре всемирной? Этот на первый взгляд весьма
основательный вопрос падает, однако, если мы припомним,
что сам Достоевский придавал Белинскому значение немалое. Очевидно, что в
этом
человеке было нечто,
занимавшее
мысль и воображение художника.
Мнения Достоевского о Белинском противоречивы и как
будто пристрастны, но то постоянство, с каким Достоевский возвращается в течение всей своей жизни к личности
Белинского
воистину удивительно.
Юношеские письма Достоевского к брату пестрят именем Белинского и
впоследствии
мы везде и всюду находим у него упоминания о человеке его поразившем.
В 1848 году, когда Белинского уже не было в живых, Достоевский читает среди петрашевцев его
знаменитое
"письмо к Гоголю
"
, последствием чего был его арест, эшафот и каторга. Обстоятельные показания, данные Достоевским следственной
комиссии, все наполнены отзывами о Белинском. Стараясь,
отклонить от себя обвинение в идейной солидарности с
Белинс
ким
, он считает, однако, своим долгом не хулить памяти
покойного: ,,Это был превосходный человек, как человек
"
,-- пишет Достоевский. В романе "Униженные и
оскорбленные
"
в 1861 году он с трогательным сочувствием вспоминает
о Белинском. Об этом сочувствии свидетельствует также его письмо к вдове покойного Белинского в 1863 году.
За два года до того в журнале "Время
"
в статье ,,Г
-
бов
и
вопрос об искусстве
"
Достоевский
говорит о "блестящей
"
критической деятельности Белинского, и даже в объявлении на этот журнал мы находим лестные для него строки.
В "Дневнике писателя
"
Достоевский неоднократно
говорит
о Белинском то сочувственно, то иронически, то гневно. Мы видим, как Достоевский колеблется в оценке этого
характера
и личности. По поводу мысли Аполлона Григорьева, что Белинский, живи он дольше, стал бы непременно
славянофилом
, Достоевский высказывался не раз -- и при том явно себе противоречил. Так в объявлении на журнал "Время
"
1862 года Достоевский писал: "Если б Белинский прожил еще год, он бы сделался славянофилом, т. е. попал бы из огня в полымя; ему ничего не оставалось более; да сверх того, он не боялся в развитии своей мысли, никакого полымя.
Слишком
уж много любил человек
"
. В том же смысле Достоевский высказывался в "Дн. пис.
"
за 1876 г. в статье "Мой парадокс
"
: "Но если славянофилов спасало тогда их русское чутье, то чутье это было и в Белинском, и даже так, что славянофилы могли бы счесть его своим лучшим другом. Повторяю, тут было великое недоразумение с обеих сторон. Недаром сказал Аполлон Григорьев, тоже говоривший иногда довольно чуткие вещи, что если б Белинский прожил долее, то наверно бы примкнул к славянофилам. В этой фразе была мысль
"
. (Соч. изд. Просвещ. стр. 217).
А между тем 11/23 декабря 1868 г. Достоевский писал А. Н. Майкову совершенно иное: "Никогда не поверю словам покойного Аполлона Григорьева, что
Белинский
кончил бы славянофильством. Не Белинскому кончать было этим. Это было только... и бол
ьше
ничего. Большой поэт в свое время; но развиваться далее не мог. Он кончил бы тем, что состоял бы у какой-нибудь здешней М-м Геп
ад
ъю
тантом
по
женскому
вопросу на митингах и разучился бы говорить по-русски, не выучившись все-таки по-немецки
"
. (Биогр., 1883, стр. 201).
Буквально то же самое писал Достоевский в "Дневнике Писателя
"
за 1873 год: "О, напрасно писали потом, что Белинский, если б прожил дольше, примкнул бы к славянофильству. Никогда бы не кончил он славянофильством. Белинский может, быть, кончил бы эмиграцией, если бы прожил доныне и если бы удалось ему эмигрировать, и скитался бы теперь маленьким и восторженным старичком с прежнею теплою ве
рою, не допускающей ни малейших сомнений, где-нибудь по конгрессам Германии и Шве
йцарии, или примкнул бы адъютан
том
к какой-нибудь немецкой м-м Геп, на побегушках по
какому-нибудь
женскому вопросу
"
. (Соч. 161).
Такие противоречия в оценках Достоевского неслучайны. Он судил Белинского в разных планах
--
то как частного
человека
, то как характер, то как "явление русской жизни
"
, то как религиозный тип... Вот почему у Достоевского можно найти все оттенки сочувствия и ненависти к этому человеку. Достоевский никогда не лгал. Он всегда был искренен. Он только умел видеть вещи и души в разных аспектах. Вот почему он то пишет в 1871 г. свое известное страстное письмо к Страхову, предавая Белинского анафеме, то, спустя пять лет, вспоминает о своей встрече с Белинским с восхищением и любовью.
Эти сочувственные страницы, написанные в 1877 году, оказывается, не последнее, однако, суждение Достоевского о Белинском. Последнее слово художника о личности Белинского относится к 1879 году. Его мы находим в романе "Братья Карамазовы
"
. Здесь Достоевский снова возвращается к той теме, которая занимает его в "Дневнике Писателя
"
за 1873 год в статье "Старые люди
"
, в знаменитом письме к Страхову, к той теме, которой, между прочим, по замыслу Достоевского, касается в "Бесах
"
1 Степан Трофимович: ,,Я помню писателя Д. (Достоевского), тогда еще почти юношу--рассказывает Верховенский.
--
Белинский обращал его в атеизм и на возражения Д.. защищавшего Христа, ругал Христа
"
. (См. Полн. Собр. Соч. Достоевского, VIII, 606, 610, 614. Изд. 6-е, СПБ. 1905.)
Вот в этом факте и заключается, как мы увидим, сущность внутреннего конфликта между Достоевским и Белинским. Об этом как раз последнее слово Достоевского.
I
Небольшой этюд, который я решаюсь предложить
вниманию
читателей, представляет собою анализ одного
диалогического
фрагмента из романа "Братья Карамазовы
"
.
Занимающий нас диалог находится в десятой книге
четвертой
части романа -- в главе "Мальчики
"
. Разговаривает
Алеша Карамазов и Коля Красоткин. Я позволю
себе
напомнить
фрагменты этого диалога.
-- "Я давно научился уважать в вас редкое существо,-- пробормотал опять Коля,
сбиваясь
и путаясь. --
Я слышал, вы мистик и были в монастыре. Я знаю, что вы мистик, но
.
.. это меня не остановило. Прикосновение к действительности вас излечит... С натурами, как вы, не бывает иначе.
-- Что вы называете мистиком? От чего излечит? --
удивился
немного Алеша.
-- Ну, там бог и прочее.
-- Как, да разве вы в бога не веруете?
-- Напротив, я ничего не имею против бога. Конечно, бог есть только гипотеза... но... я признаю, что он нужен, для порядка... для мирового порядка и так далее... и если б его не было, то надо бы его выдумать, --
прибавил
Коля,
начиная
краснеть
"
...
-- "Я, признаюсь, терпеть не могу вступать во все эти препирания, -- отрезал он, -- можно ведь и не веруя в бога любить человечество, как вы думаете? Вольтер же не
веровал
в бога, а любил человечество
"
...
-- "Вольтер в бога верил, но, кажется, мало, и, кажется,
мало
любил и человечество,
--
тихо, сдержанно и совершенно
натурально
произнес Алеша, как бы разговаривая с себе
равн
ым
по летам: или даже со
старшим
летами человеком
"
... -- "А вы разве читали Вольтера? -- заключил Алеша
"
.
--"Нет, не то чтобы читал... Я, впрочем,
Кандида
читал в русском переводе... в старом, уродливом переводе смешном
"
...
-- "И поняли?
"
--"О, да, все... то-есть
...
почему же вы думаете, что я бы не понял? Там, конечно, много сальностей... Я, конечно, в состоянии понять, что это р
ома
н философский, и написан, чтобы провести идею... -- запутался уже совсем Коля.
--
Я социалист, Карамазов, я неисправимый социалист, -- вдруг оборвал он ни с того, ни с сего
"
.
-- "Социалист? -- засмеялся Алеша, -- да когда это вы
успели
? Ведь, вам еще только тринадцать лет, кажется?
"
Колю скрючило.
-- "Во-первых, не тринадцать, а четырнадцать, через две недели четырнадцать, -- так и вспыхнул он, -- а, во-вторых,
совершенно
не
понимаю,
к
чему
тут мои лета. Д
е
ло в.том, каковы мои
у
беждения, а не
который
мне год, не правда ли?
"
-- ,,Когда вам будет больше лет, то вы сами увидите,
какое
значение
имеет на убеждение возраст. Мне показалось тоже, что вы не свои слова говорите, -- скромно и спокойно ответил Алеша, но Коля горячо его прервал
"
.
-- "Помилуйте, вы хотите послушания и мистицизма.
Согласитесь
в том, что, напротив,
христианская
вера послужила лишь богатым и знатным, чтобы держать в рабстве низший класс, не правда ли?
"
-- "Ах, я знаю, где вы это прочли, и вас непременно кто-нибудь научил!
--
воскликнул Алеша
"
.
-- "Помилуйте, зачем же непременно прочел? И никто ровно не научил
"
. Я и сам могу... И если хотите, я не
против
Христа. Это была вполне гуманная
личность
, и живи он в наше время, он бы прямо примкнул к революционерам и может быть, играл бы видную роль... Это даже непременно
"
.
-- "Ну где, ну где вы этого нахватались! С каким это дураком вы связались?
-- воскликнул Алеша
"
...
--
Со стороны стиля фрагмент диалога представляет собою форму, типичную для Достоевского в последний период его творчества. Тот несколько тороплив
ый
и нервный язык,
которым
говорят у Достоевского герои в его юношеских
произведениях
, постепенно переходит у художника в язык более
сосредоточенный
, не утрачивая, однако, своей внутренней
напряженности
. Если сравнить, например, истерический диалог
"
Двойника
"
с языком "Преступления и наказания
"
и, наконец, с позднейшими романами, это становится очевидным. В ,,
Братьях
Карамазовых
"
, романе совершеннейшем в
художественном
отношении, диалог достигает уже полной выразительности-
Почти всегда в диалоге Достоевского присутствует момент субъективный, нечто от автора. Если у Толстого, Тургенева, Лескова и многих других диалог, за редким исключением объективен, т. е. автор старается не привносить в него своей оценки, предоставляя читателю разбираться в
смысле
и
значении
той или другой беседы, Достоевский, напротив,
постоянно
сам как бы вмешивается в диалог, слышишь его
авторский
голос, то сочувствующий, то гневный, то насмешливый. В данном случае мы имеем дело с насмешливым освещением
диалога. Достоевскому не
чужды все степени насмешливости
-- от иронии до сарказма.
В диалоге Коли Красоткина с Алешей налицо случай
иронии
. На первый взгляд сарказма как
будто нет. Он был бы неуместен по отношению к тринадцатилетнему мальчугану. Тем не
менее,
приемы добродушного юмора таят в себе
второй
план диалога -- не сразу заметный. В этом втором плане ирония переходит в сарказм. Понять саркастический смысл диалога можно, переходя к анализу третьего момента,
характерного
для этого разговора Алеши с самонадеянн
ым
мальчиком
. Этот третий момент пародийность диалога.
Пародийность может быть стилистическая, психологическая и идеологическая. В данном случае мы имеем дело с
идеологической
пародией и отчасти с пародией психологической. В
диалоге
, о котором у нас идет речь, пародируются те общие
места
(
loci
topici
), которые были характерны для фразеологии тогдашних вольнодумцев. Отсюда естественен у
Достоевского
переход от добродушной иронии к сарказму. Но этого мало -- в дальнейшем я постараюсь показать, что пародийность этого диалога приурочивается к определенному лицу, при чем
пародируется
не само лицо, как Грановский или Тургенев в "Бесах
"
, но лишь некоторые высказывания этого лица и психология, соответствующая этим высказываниям.
Что касается композиции самого диалога в главе "Раннее развитие
"
, то она определяется, как расшифровка
предыдущих
глав. Вся десятая книга романа "Мальчики
"
подготовляе
т
эффект анализируемого диалогического фрагмента. Центром десятой книги является Коля Красоткин. В главе "Раннее
развитие
"
нам в сущности предлагается не диалог, а монолог-- монолог Коли. Реплики Алеши играют лишь вспомогательную
роль, поддерживая и вызывая торопливые признания мальчика.
В интересующем нас отрезке диалога имеются следующие. темы: во-первых, мистика ("Ну,
там Бог и прочее
"
...
); во-вторых,, любовь к человечеству ("Вольтер же не веровал в Бога, а любил человечество
"
);
в
-третьих, Христос и христианство ("И если хотите, я не против Христа
"
...)-
На двух-трех страницах диалога сосредоточены
главнейшие
темы, неизменно занимавшие Достоевского. Десятая книга неслучайно названа Достоевским "Мальчики
"
. Если мы припомним тот смысл, какой Достоевский влагает в излюбленный им термин "русские мальчики
"
, нам нетрудно будет разгадать задание этих глав. В том же романе Иван Карамазов говорит Алеше: "Я ведь и сам точь-в-точь такой же маленький
мальчик
, как и ты
"
... "Ведь русские мальчики как до сих пор
орудуют
"
...
"
... О чем они будут рассуждать
"
... "О мировых
вопросах
, не иначе: есть ли бог, есть ли бессмертие. А которые в бога не веруют, ну, те о социализме, и об анархизме
заговорят
, о переделке всего человечества по новому штату, так ведь это один же
черт
выйдет, все тот же вопрос, только с другого конца. И множество, множество самых оригинальных мальчиков только и делают, что о вековечных вопросах
говорят
у нас в наше время
"
...
Психологическая условность "мальчишеской
"
темы в
десятой
книге романа находит себе нову
ю
художественную тра
н
скрипцию. Здесь уже фигурируют настоящие мальчики. И эта настоящая мальчишеская жизнь является отчасти карикатурой, отчасти пародией на мальчишескую психологи
ю
взрослых.
Какое же лицо имел в виду Достоевский, создавая этот пародийный диалог? П
ародируя Гоголя в лице Фомы Опи
скина, Достоевский дает косвенный намек на пародию, влагая в уста своего героя упоминание о писателе: "Гоголь
--
писатель легкомысленный, но у которого бывают зернистые мысли
"
...
*
) Так и в данном случае у нас есть косвенное указание самого Достоевского на пародию:
-- Ну где, ну где вы этого нахватались? С каким это
дураком
вы связались? -- воскликнул Алеша.
-- Помилуйте, правды не скроешь. Я, конечно, по одному случаю, часто
говорю
с господином Ракитином, но ...
Это еще старик Белинский то же, говорят, говорил
.
-- Белинский?
Не помню.
Он этого нигде не написал
.
--
Если не
написал
, то, говорят, говорил
. Я это слышал от одного... впрочем,
черт
...
--А Белинского вы читали?
-- Видите ли... нет... я не совсем читал, но место о Татья
н
е, зачем она не пошла с Онегиным, я читал...
---------------
--
*
) Ср. Ю. Тыня
н
ов. Достоевский и Гоголь. Изд. "Опояз
"
. 1921. Стр. 46.
В этих фразах ключ к пародии. Очевидно, что пародируется не само лицо, а те психологические мотивы и мысли, которые высказываются этим лицом, и, с другой стороны, дается
объяснение
источника пародии. Из опубликованных в то время произведений Белинского нельзя было извлечь мыслей,
аналогичных
мыслям Коли Красоткина. "Он этого нигде не написал
"
... Однако, упоминание о
Белинском
не случайно. Значит,
источник
пародии надо искать в каком-то документе, тогда еще неизданном, но хорошо известном самому Достоевскому. Таким документом является знаменитое "Письмо Белинского к
Гоголю
"
: в нем -- три темы, положенные в основу нами
разбираемого
диалогического фрагмента; мистика, вера в
человечество
и, наконец, личность Христа.
Укоряя Гоголя в мистицизме Белинский пишет: "Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, а в
успехах
цивилизации, просвещения, гуманности
"
...
В духе этого рассуждения Коля Красоткин спешит сделать Алеше свои признания: -- "Я слышал, вы мистик и были в монастыре. Я знаю, что вы мистик, но... это меня не
остановило
. Прикосновение к действительности вас излечит... С
натурами
, как вы, не бывает иначе
"
.
-- Что вы называете мистиком? От чего излечит? --
удивился
Алеша.
-- Ну, там Бог и прочее.
-- Как, да разве вы в Бога не веруете?
-- "И вот почему --
п
ишет
Белинский
-- какой-нибудь
Вольтер
, орудием насмешки погасивший в Европе костры
фанатизма
и невежества, конечно, более сын Христа, плоть от плоти его и кость от кости его, нежели
все
наши попы,
архиереи
,
митрополиты
, патриархи. Неужели вы этого не знаете? Ведь, это
теперь
не новость для всякого гимназиста
"
...
Достоевский сейчас же пользуется случаем и влагает в уста гимназиста эти самые мысли о Вольтере:
-- Можно ведь и не веруя в бога любить человечество, как вы думаете? Вольтер же не веровал в Бога, а любил человечество.
"Церковь же
явилась
иерархией
-- пишет Белинский -- стало быть поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и
гонительницей
братства между людьми -- чем продолжает быть и до сих пор
"
.
И Коля Красоткин
повторяет за
Белинским
то же самое:
-- Помилуйте, вы хотите послушания и мистицизма. Соглас
и
тесь в том, что, например, христианская вера послужила лишь богатым и знатным, чтобы держать в рабстве низший класс, не правда ли?
"
Наконец, Белинский пишет: "Проводник кнута, апостол
невежества
, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов, что вы делаете
"
... "Что вы подобное
учение
опираете на православную церковь, это я еще
понимаю: она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма; но Христа-то зачем вы примешали сюда! Что вы нашли общего между ним и какой-нибудь, а тем более православною церковью
"
.
И гимназист Красоткин такого ж мнения, как Белинский. Христос--по его представлению -- ничего общего не имеет с церковью.
-- "И если хотите -- признается Коля -- я не против
Христа
. Это была вполне гуманная личность, и живи он в наше время, он бы прямо примкнул к революционерам и, может быть, играл бы видную роль... Это даже
непременно
"
...
Этой мысли, по крайней мере так прямо выраженной, в письме Белинского к Гоголю нет. Но зато она целиком взята из действительного разговора Белинского с Достоевским в 1845 году. В "Дневнике Писателя
"
за 1873 год Достоевский воспроизвел тогдашний диалог свой с Белинским.
Белинский говорил:
"...Поверьте же, что ваш Христос, если бы родился в наше время, был бы самым незаметным и обыкновенн
ым
человеком; так и стушевался бы при нынешней науке и при нынешних двигателях человечества.
-- Ну, не-е-ет! -- подхватил друг Белинского. (Я помню, мы сидели, а он расхаживал по комнате взад и вперед). -- Ну, нет: если бы теперь появился Христос, он бы примкнул к
движению
и стал бы во главе его...
-- Ну-да, ну-да,--
вдруг
с удивительною поспешностью
согласился
Белинский,-- он бы именно примкнул к социалистам и пошел за ними
"
.
Коля Красоткин спешит отрекомендоваться Алеше:
-- Я социалист, Карамазов, я неисправимый социалист.
И про Белинского Достоевский пишет в "Дневнике
писателя
"
: "Я застал его страстным социалистом, и он прямо начал со мною с атеизма
"
.
Итак, в
основе
анализируемого диалога лежит
некоторая
идеологическая и отчасти психологическая пародийность.
Поводом
для этой пародийности послужило письмо Белинского к Гоголю и личные воспоминания о Белинском самого
Достоевского
. Во избежание недоразумений приходится подчеркнуть, что ни
биографической, ни
стилистической пародии в указанном, диалоге нет, по
крайней
мере в том
смысле
, как это есть например, в пародии на Тургенева в "Бесах
"
, однако, и в
нашем
случае совпадения любопытны и -- я полагаю--неслучайны. Так в последние годы Белинский, как известно, придавал чрезвычайное значение естествоведению,
-- и Коля Красоткин заявляет, что он "всемирную историю не весьма уважает
"
... "Изучение ряда глупостей человеческих и только.
Я уважа
ю одну математику и естественны
е
"
... Белинский, как известно, худо знал иностранные языки, и Достоевский,
по-видимому
, неслучайно заставляет Алешу спросить Колю: "А вы разве читали Вольтера?
"
На что Кол
я
отвечает: "Нет, не то, чтобы читал... Я, впрочем, Кандида читал в русском переводе
"
...
Наконец, последним моментом при определении
пародийности
диалога приходится признать тот общий самонадеянно-торопливый азартный тон его, который в известной мере
характерен
и для прославленного письма Белинского, что дало повод Гоголю написать в своем, неотправленном, впрочем
"
адресату ответе: "Но какое невежество! Как дерзнуть с таким малым запасом сведений толковать о таких великих явлениях!
"
И далее: "Опомнитесь, куда вы зашли! Вольтера называете оказавшим услугу христианству и говорите, что это известно всякому ученику гимназии. Да я, когда был еще в гимназии, я и тогда не восхищался Вольтером. У меня и тогда было настолько ума, чтобы видеть в Вольтере ловкого остроумца, но далеко не глубокого человека
"
... И, наконец, -- "Нельзя, получив легкое журнальное образование, судить о таких предметах
"
... Здесь уместно вспомнить не совсем безразличную болтовню Степана Трофимыча: "В сорок седьмом году,
-- рассказывал он,
--
Белинский, будучи за границей, послал к Гоголю
известное
письмо, и в нем горячо укорял того, что тот верует "в
какого-то Бога
"
.
Entre
nous
soit
dit
, ничего не могу вообразить себе комичнее того мгновения, когда Гоголь (тогдашний Го-голь!) прочел это выражение и... все письмо
"
... (Соч., стр. 47).
II
Фрагмент диалога из романа "Братья Карамазовы
"
, нами рассмотренный, до сих пор не привлекал к себе внимания
исследователей
. Впрочем, один литератор в своей книге "БелинскиЙ в оценке его современников
"
, сопоставляет Колю Красоткина с мнением Белинского
*
). К сожалению, исследователь не
заметил
ни пародийности этой фразы, ни сарказма Достоевского. Он все принял за "чистую монету
"
и даже порадовался за Достоевского и Белинского, усмотрев в этой цитате
свидетельство
писателя в пользу своего идейного противника. Прежде, мол, Достоевский писал о том, что Белинский "ругал ему Христа
"
, а теперь, под конец жизни, должен был признать, что критик был ко Христу благосклонен, называя его "гуманной личностью
"
. Когда дело идет о "христианском мифе
"
и об отношении к нему того или иного художника, мы обязаны в качестве исследователей, считаться с тем фактом, что для Гоголя, Достоевского и многих других христианский миф был не фикцией, а живою реальностью. Так и в данном случае, мы, конечно, не в сос
тоянии будем дать правильное освещение рассмотренному нами диалогическому фрагменту, как бы тонко и детально ни описывали мы композицию
этого
отрывка, его стиль, диалектические особенности и проч., и наше описание останется мертвым материалом и не приобретет никакой
научной
ценности, пока мы не не найдем в приемах писателя, напр., в приеме пародийности, того внутреннего мотива,
которым
определяется единство художественного произведения и которое предопределяется известным мифом.
Итак, постараемся открыть эти внутренние мотивы, понудившие Достоевского и на этот раз прибегнуть к
пародийному
приему и к приему сарказма. Сарказм направлен против Белинского. У Достоевского, как известно, первая встреча с Белинским произошла в мае месяце 1845 года. Затем следует ряд свиданий. Осенью Белинский еще дружески относится к Достоевскому. Весною 1846 года Достоевский готовил для
альманаха Белинского две повести "Сбритые бакенбарды
"
и "Повесть об уничтоженных канцеляриях
"
,-- до нас не
дошедшие
. В это время Белинский выехал из Петербурга в Москву и на Юг. Встреча с Достоевским в октябре была,
по-видимому
, не очень дружеская, хотя отношения между писателями
и
еще не прерваны. Достоевский писал тогда: "Это такой слабый человек, что даже в литературных мнениях у него пять пятниц на неделе
"
. (Биогр., 58).
*) С. Ашевекий. "Белинский в оценке его современников
"
. СПБ. 1911. Его же статья в Мире Божием. 1904,
No
1, стр. 197--239.
В начале 1847 года, по словам Достоевского в его
показаниях
Следственной Комиссии, у него произошла с Белинским размолвка "
из-за
идей в литературе и о направлении
литературы
"
, перешедшая скоро в "формальную ссору
"
. (Петраш., 90). В мае 1847 года Белинский уехал за границу. 3 июля написано им знаменитое "Письмо к Гоголю
"
. В сентябре он вернулся в Россию. Его отношения к Достоевскому к этому времени вполне определились. В пись
ме
к П. В. Анненкову он сообщает, что повесть "
Хозяйка
"
--"пошла, глупа и бездарна
"
. В феврале 1848 года в письме к тому же корреспонденту он пишет: "Надулись же мы
*
), друг мой, с Достоевским гением
"
28 мая 1848 года Белинский умер.
*) По другому чтению --"Вы
"
.
Итак, знакомство Достоевского с Белинским продолжалось всего только два года с большими перерывами. Белинский> как мы знаем, за время своей литературной деятельности несколько раз менял свои идейные позиции. Какой же был Белинский в эти годы 1845 и 1846? Ему тогда было лет тридцать пять. Он уже пережил "шеллингианство
"
, "фихтеанство, "гегелианство
"
и, наконец, увлекся французами-рационалистами и социальными утопистами. Вся эта идейная эволюция сопровождалась у Белинского большими сердечными и умственными потрясениями, но от этого не менялась сущность его духовной натуры.
Очень легко, разумеется, доказать--как это сделал один критик-импрессионист, что Белинский был просто необразованный человек, что его кустарная философия и его сведения о Шеллинге, Фихте, Гегеле, полученные из вторых рук, были поверхностны, а иногда и вовсе неточны, что даже вкус его был весьма сомнителен--ведь, он однажды объявил, что Данте
не поэт и вторую часть "Фауста
"
с легким сердцем называл галиматьей... Но дело, конечно, не в этом. Можно не
штудировать
прилежно немецких метафизиков, ошибаться в оценках величайших произведений искусства
--
и все же быть
значительным
человеком. Белинский был значителен.
Он был значителен, потому что в нем никогда не умирала необычайно страстная жажда истины. Вопрос о жизни и смерти, о смысле бытия и особливо нравственная проблема--все это для него не было теорией,
идеологией
: все это он переживал, как тему его собственной жизни. Белинский был значителен. И дело не в том, что знания его
были
поверхностны, а в том, что у него не было того внутреннего опыта, который
следовало
бы назвать историческою или
мифологическою
памятью.
Белинский
как бы покинул "отчий дом
"
истории и медлил в него вернуться. С утратою "исторической памяти
"
у
человека
является потребность в новом "доме
"
, в новом крове. Мечта об этом доме возникает обычно, как некая утопия. Как раз ко времени знакомства Белинского с Достоевским наше общество жадно зачитывалось
французами-утопистами.
"Эти двигатели человечества
"
--
сообщает Достоевский в "Дневнике
"
за 1873 год--"были тогда все французы: прежде всех Жорж-Занд, теперь совершенно забытый Кабет, Пьер Леру и Прудон, тогда еще только начинавший свою
деятельность
. Этих четырех, сколько припомню, всего более уважал тогда Белинский
"
. ("Дн.
"
, стр. 161).
Социалистами-утопистами увлекся, как известно, и
Достоевский
, но Белинский увлекся ими иначе. Белинский был
безоружен
. Он ничего не мог противопоставить социальной утопии и, приняв ее без критики, немедленно сделался адептом к пропагандистом утопических идей.
Мы знаем, что противопоставил этим
идеям
Достоевский
, но у Белинского не было эа душою ничего, кроме совершенно искренней и страстной жажды во что бы то ни стало
благополучно
устроить
человечество, которое--по его представлению
-- напрасно прожило тысячелетия, пока не явились Жорж-Занд со своими романами и Этьен Кабе со своим "Путешествием в Икарию
"
. История человечества казалась Белинскому каким-то недоразумением. Он мог с совершенной убежденностью
сказать, как Коля Красоткин--"всемирную историю не весьма уважаю
"
. И спроси Белинского какой-нибудь простец, как Колю: "Это всемирную-то историю-с?
"
--вероятно, Белинский на этот простодушно-испуганный вопрос ответил 6ы так же, как
г
и
мназист
: "Да, всемирную историю. Изучение ряда глупостей человеческих, и только
"
.., ("Бр. Кар.
"
, стр. 67).
Как известно, в своей философско
-
исторической концепции, Белинский не был самостоятелен. На него влияли то Станкевич, то Бакунин, то иные... Вот почему восклицание Алеши по адресу Коли Красоткина: "Ах, я знаю, где это вы прочли, и вас непременно кто-нибудь научил!
"
--
следует отнести к уже отмеченной нами пародийности диалога. Белинский--по
представлению
Достоевского
--
был не "вечным студентом
"
, а "
вечным
гимназистом
"
, "русским мальчиком
"
. К той же
пародийности
возможно отнести рассказ Алеши об одном заграничном немце, жившем в России. Немец, будто бы написал, что если показать русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до сих пор не имел никакого понятия, и он завтра же
возвратит
вам ее исправленную. Белинский был в положении этого "русского школьника
"
.
Идеи, которые волновали Белинского, были непрочные идеи, не органические. В самом деле, в 1839 году он пишет статью во славу русского самодержавия.-- "Бородинская
годовщина
"
; в 1815 году страстно приветствует социализм; в начале 1847 года пишет Боткину о " социалистах, этих насекомых, вылупившихся из навозу, которым завален задний двор гения Руссо
"
. Я при этом пропускаю крепкий эпитет, прилагаемый
Белинским
к социалистам, по чрезвычайной непристойности этого эпитета... Летом того же года он пишет своему
корреспонденту
, что прочел книгу Луи Блана, "прескучную и препошлую
"
... "Буржуазия у него ёще до сотворения мира является врагом
человечества
"
... "Ух, как глуп
--
мочи нет
"
--15 февраля 1848 года Белинский пишет П. В. Анненкову: "Когда я в спорах с вами о буржуазии, называл вас консерватором, я был осел в квадрате, а вы были умный человек. Вся будущность Франции в руках буржуазии, всякий прогресс зависит от нее одной
"
... В этом же письме Белинский называет Луи Блана "дураком, ослом и скотиной
"
. Прочитав "Исповедь
"
Руссо, которого, раньше не
читая, он называл гением, Белинский "возымел сильное
омерзение
к этому господину
"
... "Он так похож на Достоевского
"
...
Эта куча противоречий вовсе, однако, не доказывает
ничтожества
Белинского. Чем-то все-таки Белинский был значителен. Но чем же? Не тем ли, что, несмотря на всю эту лихорадочно-торопливую умственную деятельность, в душе у этого человека постоянно горела какая-то мучительная жажда
социальной
справедливости. Белинский был воистину "алчущий и жаждущий правды
"
. И эта жажда
определяла его духовное лицо.
Тот спор, который возник, кажется, в 1913 году по поводу статьи критика-импрессиониста, пытавшегося развенчать
Белинского
, весьма поучителен. Аргументы для развенчивания были достаточные. На первый взгляд все очень убедительно: какой
же в самом деле Белинский "великий критик
"
, когда для него народная поэзия -- не более как "дубоватые материалы
"
; когда он Пушкина то бранит, то хвалит за одни и те же произведения; когда Соллогуб для него "поглубже Бальзака
"
, а Гоголя он ставит "не ниже Купера
"
... Сомнителен как
будто Белинский
и
как публицист, ибо трудно объяснить то, что начал он свою литературную деятельность с хвалы самодержавию и кончил тем, что все свои надежды возложил на великодушие Николая Первого,
а
с 1841 до
1
846 года, значит, примерно пять лет был чуть ли не революционером по своим убеждениям. Летом 1841 года Белинский писал Боткину: "Я начинаю люб
ить
человечество
по-маратовски: чтобы сделать счастливую малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную
"
...
И вот, несмотря на все эти красноречивые факты, правда была не на стороне импрессиониста, пытавшегося очернить Белинского, а на стороне ревнителей легенды о Белинском. Легенда о нем сложилась не случайно. Белинский дал для нее материал. Он был значителен ни своими идеями, ни своими критическими суждениями, ни публицистикой своей, а фактом своего бытия. Он был значителен, как яркий и типичный
выразитель
особого рода психологии. Я бы определил эту
психологию
, как "утопическую
"
в своих чаяниях и революционно-отрицательную по отношению к культуре.
Именно в этом аспекте
Достоевский
увидел Белинского. Припомним обстоятельства, при которых встретились эти необыкновенные люди.
Дворянин по происхождению, а по своему положению литератор-пролетарий, Достоевский, оторванный от устойчивых бытовых начал, склонен был тогда к утопизму не менее
Белинского
. Он был тоже мечтателем. Однако, его отношение к истории и к культуре было иное, не такое, как у Белинского. Только одно их связывало -- социальная утопия. Потрясающий крик о социальной несправедливости слышен на каждой
странице
,,Бедных людей
"
. Немудрено, что Белинский, в ту пору страстный социалист, с восторгом приветствовал роман
Достоевского
.
П. В. Анненкову критик, увлеченный повестью, так и сказал: "Подумайте, это первая попытка у нас социального романа
"
...
Всем известен рассказ о том, как Григорович понес
только
что написанный Достоевским его первый роман Некрасову> как они просидели за этим романом всю ночь, восхищаясь и плача от умиления, как они в четыре часа утра разбудили Достоевского, спеша поздравить его со славою, в которую они
поверили
, предвосхитив мнение Белинского. Итак, первый
литературный
опыт Достоевского был социальный роман
.
Он не мог бы его написать, если бы все вокруг него не было проникнуто одной покоряющей
идеей
, одним страстн
ым
инстинктом
, одною к
единой
цели
устремленную
волею. Идеи,
инстинкты
и воли художников, мыслителей, социологов,
моралистов
, политиков и вообще всех неравнодушных к миру людей в эту эпоху сосредоточены были на
одной
теме --
социальной
несправедливости. Всё это движение совпа
л
о с процессом материального оформления и психологического сам
о
определения новых социальных с
ил, явившихся на арене истории *
)
.
*) См. В. Л. Комарович. Юность Достоевского. Былое. 1924. No 23. стр. 3--43 и ною статью "Достоевский и утопический социализм
"
.-- "Каторга и ссылка
"
. 1929г. Февраль--Март.
В России также явились тогда новые общественные силы и новые люди. Одним из таких людей б
ы
л Белинский. Это был канун февральской революции. "Все эти тогдашние новые идеи -- писал Достоевский в 1873 • году -- нам в Петербурге ужасно нравились, казались в высшей степени святыми и
нравственными
и, главное, общечеловеческими, будущим законом
всего без исключения человечества. Мы еще задолго до
Парижской
революции 48 года были охвачены обаятельным
влиянием
этих идей. Я уже в 46 году был посвящен во всю
правду
этого грядущего обновления мира и во всю
святость
будущего коммунистического общества еще
Белинским
"
.
.
.
Еще ранее на тех же страницах "Дневника писателя
"
Достоевский
писал: "Белинский был по преимуществу не
рефлективная
личность, а именно беззаветно восторженная, всегда и во всю его жизнь, Первая повесть моя "Бедные люди
"
восхитила
его
"
... "В первые дни знакомства, привязавшись ко мне всем сердцем, он тотчас же бросился с самою простодушною торопливостью обращать меня в свою веру. Я нисколько не преувеличиваю его горячего влечения ко мне, по крайней мере в первый месяц знакомства. Я застал его страстным
социалистом
"
.
И сам Достоевский весь был охвачен потоком тех же идей. Впрочем, миросозерцание Достоевского в ту пору еще далеко не установилось. Но уже и тогда было в нем нечто, чего
Белинский
принять никак не мог. Да и едва ли он мог это нечто понять. Впоследствии сознательно, а тогда еще бессознательно Достоевский верил в< исключительность и несоизмеримость ни с чем иным
личности Христа
. Он верил, что факт появления Христа в истории есть факт особого значения, ни с чем не сравнимый. Ему казался этот факт столь
необычайным
, что он готов был пожертвовать даже логикою и какими угодно приобретениями социальной культуры, если бы от него потребовали отречься от этого его внутреннего опыта.
"Я застал его страстным социалистом -- пишет Достоевский о Белинском -- и он прямо начал со мной с атеизма. В этом много для меня знаменательного -- именно удивительное чутье его и необыкновенная способность глубочайшим образом
проникаться
идеей... Интернационалка, в одном из своих
воззваний
,
года два тому назад, начала прямо с знаменательного заявления "мы прежде всего общество атеистическое
"
, т. е. начала с самой сути дела; тем же начал и Белинский
"
.
"Тут оставалась, однако, сияющая личность самого Христа, с которою труднее всего было бороться. Учение Христово он, как социалист, необходимо должен был разрушить, называя
его ложным и невежественным человеколюбием, осужденным современною наукою и
экономическими
началами, но все-таки оставался пресветлый лик богочеловека, его нравственная недостижимость, его чудесная и чудотворная красота. Но в беспрерывном неугасимом восторге своем Белинский не
остановился
даже и перед этим неодолимым препятствием
"
...
-- "Да знаете ли вы,
-- взвизгивал он раз вечером (он иногда как-то взвизгивал, если очень горячился), обращаясь ко мне: -- знаете ли вы, что нельзя насчитывать грехи
человеку
и обременять его долгами и подставными ланитами, когда общество так подло устроено, что человеку невозможно не делать злодейства, когда он экономически приведен к злодей
с
тву, и что нелепо и жестоко требовать с человека того, чего уже по законам природы не может он выполнить, если б
ы
даже захотел
"
...
Здесь, в "Дневнике писателя
"
стоит три точки. По
условиям
тогдашней цензуры Достоевский не мог
точнее
изложить этот странный разговор, но в письме к Страхову в 1871 году Достоевский рассказывает о том, как Белинский
ругал при нем Христа
. Тогда становится понятным дальнейший диалог, написанный Достоевским.
--"Мне даже умилительно смотреть на него,
--
прервал вдруг свои ядовитые восклицания Белинский, обращаясь к своему другу и указывая на меня:-- каждый-то раз, когда я вот так-то помяну Христа, у него все лицо изменяется, точно
заплакать
хочет
"
...
А на следующей странице "Дневника
"
Достоевский
приписывает
: "В последний год его (Белинского) жизни я уже не ходил к нему. Он меня
невзлюбил
, но я страстно принял тогда все учение его
"
."
Итак Достоевский страстно принял тогда учение его, т. е. социализм Белинского, и в то же время не мог отказаться от "сияющей личности Христа
"
, и каждый раз лицо его,
Достоевского
, искажалось от страдания, когда при нем ругали
Галилеянина
. Значит, тогда уже, в средине сороковых годов, Достоевский усматривал в революции антиномичность, и ее проблема была для него прежде всего проблемою религиозною.
Для нас, в связи с темо
ю
об отношении Достоевского к Белинскому, важно установить, что в 1846 году, при всей
незрелости своей религиозной концепции, Достоевский был, однако, тверд относительно личности Христа. То что
свидетельство
об этом относится к позднейшему времени, нисколько не колеблет нашей уверенности, что "опыт Христа
"
у Достоевского уже тогда, в сороковые годы, был вполне реален. Едва ли у нас есть основание сомневаться в этом. Для этого надо
заподозрить
правдивость самого Достоевского. Выдумать такого диалога с Белинским нельзя. Приписывать художнику чудовищную ложь с нашей стороны было бы по меньшей мере не психологично. Оставаясь в пределах объективной науки, мы не рискуем вступить на путь личного психологического домысла. У художника в сороковые годы не было еще вполне сложившегося религиозного мироотношения, но личность Христа была для него и в эту пору реальностью, живою и необычайною.
Этот "христианский миф
"
о воплотившемся Боге, распятом и воскресшем, был не только достоянием души Достоевского
"
но и тем фактом, который определил все творчество Достоевского, начиная с "Бедных людей
"
и кончая "Братьями Карамазовыми
"
. Нельзя понять до конца ни одного романа Достоевского, не считаясь с этим мифом, который для художника никогда не был и не мог быть отвлеченным началом или исторической фикцией. Для Достоевского этот миф был реальностью.
В мою сегодняшнюю задачу не входит сводка всех отзывов и упоминаний Достоевского о Белинском, тем более, что это уже было сделано до меня *). Напомню только, что Достоевский неоднократно возвращался к теме Белинского. Им даже была приготовлена в 1857 году особая статья о
Белинском
, к сожалению утраченная.
*
) См. С. Ашевский. "Белинский в оценке его современников
"
. СПБ. 1911 и его же статья "Достоевский и Белинский
"
. Мир Божий. 1904. янв., стр, 197--239. См. еще В. Комарович. Достоевский и шестидесятники. Совр. Мир. 1917, No 1.
Противоречия в отзывах Достоевского понятны. Они объясняются не только хронологически и биографически, как это очевидно, напр., при сравнении ранних писем к брату с позднейшими письмами к Майкову или Страхову, но и
принципиально
. Достоевский всегда относился к Белинскому анти
номически. Он не впадал в дурное противоречие с самим
собою. Он не хулил Белинского по мотивам внешним,
Достоевский
, напротив, признавал в Белинском "удивител
ьно
е чутье я необыкновенную способность глубочайшим образом проникаться идеей
"
. И вот эта способность Белинского доводить каждую идею до ее предела и понуждала Достоевского снова и снова возвращаться к той же теме. Ведь, он и сам
признавался,
что всегда склонен доходить до "черты
"
.
Свидания
с Белинским произвели на художника сильнейшее
впечатлен
ие
,-- того же нельзя, по-видимому, сказать о статьях критика. О них Достоевский почти не упоминает. Это вполне понятно. Личность Белинского (это видно из его писем) была гораздо выразительнее, чем его статьи. Но мало этого. Образ
Белинского
запечатлелся в душе Достоевского именно таким, каким он был в 1845 и 1846 гг. Достоевский не знал, что в конце 1846 года Белинский уже разочаровался в социальном утопизме и охотно именовал социалистов ,,ослами
"
. Зато сам Достое
вский, как известно, применил социалистические идеи к жизни,
примкнул к тогдашним пропагандистам и пошел за эти идеи
на эшафот и каторгу. Прошли года -- а непостоянный и
зыбкий Белинский все еще был для Достоевского в его воспоминаниях "страстным социалистом
"
.
Эта ошибка Достоевского вовсе не умаляет, однако, внутр
еннего смысла их столкновений. Есть нечто более важное,
чем всяческие мнения вообще. Важнее и значительнее характеры людей природа их духовных организаций, их культурно-
психологическая типичность.
Сравнительная
характеристика
Бе
л
инского и Достоевского в этом плане дает ключ к пони-манию их духовной встречи и борьбы и, между прочим,
по
з
воляет
нам разгадать те мотивы, которые положены были
художником
в основание замеченной нами пародийности в диалоге Коли Красоткина с Алешей Карамазовым.
Не удивителен. ли самый факт, что художник продолжает полемику с ушедшим из этого мира человеком! Мало того, что он пишет о нем страстно и взволнованно, как о живом,
своим
друзьям: Белинский предносится его воображению даже тогда, когда он создает свое величайшее художественное творение "Братья Карамазовы
"
.
В 1871 году Достоевский писал Страхову из Дрездена: ,,Я обругал Белинского более, как явление русской жизни,
нежели лицо. Это было самое смрадное, тупое и позорное
явление русской жизни. Одно извинение--неизбежность этого явления
"
. И далее: "Вы никогда его не знали, а я знал и видел, и теперь осмыслил вполне. Этот человек ругал мне... (Христа), а между тем никогда он не был способен сам себя и всех двигателей всего мира, сопоставить со Христом для сравнения. Он не мог заметить того, сколько в нем и в ни
х
мелкого самолюбия, злобы, нетерпения, раздражительности,
подлости, а, главное, самолюбия. Он не сказал себе никогда: что же мы поставим вместо него? Неужели себя, тогда как мы так гадки? Нет, он никогда не задумался над тем, что он сам гадок; он был доволен собою в высшей степени, и это была уже личная смрадная, позорная тупость.-- Вы говор
ите, он был талантлив. Совсем нет, и, [Боже 1 как наврал
о нем в своей статье Григорьев. Я помню мое юношеское
удивление, когда я прислушивался к некоторым чисто художественн
ым
его суждениям
"
... (Биогр. 1888. Стр. 312-313).
Таковы были мнения Достоевского
о
Белинском в интимных признаниях. Здесь Достоевский не был озабочен сохранением правильной перспективы. В "Дневнике писателя
"
, мы знаем, он был осторожнее. Но именно это интимное признание для нас важнее всего. Здесь крайнее, предельное заострение той темы, которая в конечном счете понудила Достоевского создать свой пародийный диалог.
Оставить комментарий
Чулков Георгий Иванович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1928
Обновлено: 27/01/2009. 77k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Оценка:
7.24*8
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.