Циммерман Эдуард Романович
Путешествие по Америке в 1869 и 1870 г.- Эдуарда Циммермана

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Путешествіе по Америкѣ въ 1869 и 1870 г.-- Эдуарда Циммермана. Изданіе "Русской Лѣтописи". Москва 1871 г.

   Вслѣдъ за облегченіемъ стѣснительныхъ правилъ полученія заграничныхъ паспортовъ, массы русскихъ путешественниковъ нахлынули на Западную Европу. Они бороздили Европу вдоль и поперегъ, посѣщали всемірныя выставки, между-народные конгрессы, шныряли всюду, начиная съ кафе-шантановъ и кончая судами и парламентами; однимъ словомъ смотрѣли все, что стоило и нестоило смотрѣть. Наконецъ, сотни русскихъ семействъ поселились въ Парижѣ, Дрезденѣ и во многихъ другихъ столицахъ и городахъ Западной Европы. При такомъ обиліи путешествующихъ и живущихъ за-границей русскихъ людей можно было-бы ожидать, что русская литература обогатится массой хорошихъ сочиненій по части путешествій, что въ ней появятся обстоятельныя изслѣдованія экономическаго быта, соціальной и политической жизни народовъ, сильно опередившихъ насъ въ умственномъ развитіи. Однакожъ русская литература подобными сочиненіями не обогатилась; было, правда, нѣсколько попытокъ со стороны путешественниковъ дѣлиться съ русской читающей публикой своими впечатлѣніями за-границей, но ихъ было не особенно много и почти всѣ онѣ весьма сомнительнаго качества. Газетныя корреспонденціи, въ родѣ "Писемъ изъ Испаніи", Вадима, нѣсколько статей, разбросанныхъ въ журналахъ, передающихъ разсказы болѣе о личныхъ впечатлѣніяхъ путешественниковъ, "Фрегатъ Паллада" г. Гончарова, путевыя замѣтки г. Вышеславцева -- вотъ почти все, что преподнесли русскіе путешественники русской читающей публикѣ. Въ большинствѣ этихъ статей и книгъ, даже лучшихъ изъ нихъ, почти вовсе не затрогивается экономическій бытъ, соціальная и политическая жизнь описываемыхъ странъ. Наши путешественники несравненно больше поражаются красотами природы и искуства, и въ мильонный разъ описываютъ Венеру Милосскую или Аполлона Бельведерскаго; они цѣлые часы проводятъ въ нѣмомъ восхищеніи передъ картинами извѣстныхъ мастеровъ и эти своя восторги изображаютъ на нѣсколькихъ страницахъ, наполненныхъ лирическими изліяніями; они особенно любятъ останавливаться на красотѣ женщинъ, на описаніи разныхъ двусмысленныхъ подробностей и пр.
   Въ виду такого неумѣлаго отношенія нашихъ путешественниковъ къ своему дѣлу, очень пріятно встрѣтить книгу, написанную умно, толково, съ знаніемъ дѣла. "Путешествіе по Америкѣ" г. Циммермана принадлежитъ къ числу такихъ хорошихъ книгъ. Г. Циммерманъ путешествовалъ не отъ скуки, не для развлеченія отъ ничегонедѣланья, онъ желалъ познакомить своихъ соотечественниковъ съ страной, гдѣ люди умѣютъ трудиться, гдѣ они живутъ совершенно свободно, нестѣсняемые никакими излишними регламентаціями, гдѣ правильно дышется свѣжему человѣку. Въ добросовѣстно-составленной книгѣ г. Циммермана не встрѣчается безпредметныхъ, восторженныхъ изліяній, хотя онъ видалъ въ Соединенныхъ Штатахъ Америки такія чудеса, о какихъ и не снилось нашимъ путешественникамъ, восторгавшимся изумительнымъ рѣзцомъ или чудодѣйственною кистью такого-то художника. Г. Циммерманъ, какъ человѣкъ разумный, хорошо знающій, для какой цѣли онъ поѣхалъ въ далекій край, не занимается пустой болтовней, а описываетъ только то, что достойно вниманія разумнаго человѣка, что приноситъ дѣйствительную пользу развитію, или что препятствуетъ ему. Г. Циммерманъ не только сообщаетъ фактъ, но онъ его анализируетъ, дѣлаетъ ему настоящую оцѣнку; при всякомъ удобномъ случаѣ онъ показываетъ намъ, русскимъ, что могли-бы сдѣлать и мы, если-бъ нашъ трудъ и наша жизнь были поставлены въ иныя условія, если-бъ мы съумѣли воспользоваться блистательнымъ примѣромъ, какой даютъ намъ Соединенные Штаты.
   Взглядъ автора на Соединенные Штаты лучше всего опредѣляется заключительными словами его книги. "Прощаясь съ Вашингтономъ, а вмѣстѣ съ тѣмъ и съ Новымъ Свѣтомъ, говоритъ г. Циммерманъ -- пробѣгаемъ въ памяти тѣ явленія американской народной жизни, какія встрѣчались намъ на долгомъ пути по Соединеннымъ Штатамъ, и подъ вліяніемъ этихъ воспоминаній въ насъ еще болѣе упрочивается вѣра въ лучшую будущность человѣчества, вѣра, давно и сильно пошатнувшаяся вслѣдствіе искаженныхъ проявленій, совершающихся на нашихъ глазахъ въ Западной Европѣ, съ ея отживающей цивилизаціей (?). Не всѣ еще старыя язвы народной жизни исцѣлены въ Америкѣ такъ рѣшительно, какъ рабство, искупленное ею недавно кровавыми потоками; но уже поднятые нынѣ вопросы о равноправности бывшихъ невольниковъ, о рабочихъ, о правахъ женщинъ -- служатъ лучшимъ указаніемъ той задачи, къ разрѣшенію которой стремится американскій народъ. Задача эта ясно выражена въ знаменитой грамотѣ, въ силу которой было объявлено отпаденіе колоній отъ англійскаго владычества. И дѣйствительно, въ самомъ началѣ ея высказаны слѣдующія, давно извѣстныя, неоспоримыя истины, которымъ однако донынѣ не было суждено осуществиться въ Старомъ Свѣтѣ. "Всѣ люди равны отъ рожденія; они свыше одарены неотъемлемыми нравами, и прежде всего нравами на жизнь, свободу и счастіе".
   Эти сочувственныя олова ясно показываютъ, что г. Циммерманъ смотрѣлъ на американскую жизнь глазами человѣка, нераздѣляющаго традиціонныхъ предразсудковъ, съ которыми европейцы являются въ Соединенные Штаты. Въ Еврюѣ объ Америкѣ ходитъ такъ много нелѣпыхъ анекдотовъ, напечатано столько вздорныхъ книгъ и статей, въ которыхъ намѣренно или но недомыслію искажены американскіе нравы, обычаи и учрежденія, что рѣдкій европеецъ ѣдетъ туда безъ предвзятой мысли, безъ заранѣе составленнаго убѣжденія объ уродливости американской политической и соціальной жизни. Потому -- то европейскія литературы еще такъ бѣдны хорошими книгами о Соединенныхъ Штатахъ, и книга, подобная произведенію г. Циммермана, не только у насъ, но и тамъ составила-бы полезное пріобрѣтеніе.
   Г. Циммерманъ въ своей книгѣ даетъ довольно полную картину современной жизни въ Соединенныхъ Штатахъ. Онъ тамъ не новичекъ, онъ уже во второй разъ предпринимаетъ туда поѣздку. Первое свое путешествіе онъ совершилъ 11 лѣтъ тому назадъ, т. е. въ то время, когда въ южныхъ штатахъ въ полной своей силѣ процвѣтало рабство, когда южные плантаторы съ высокомѣріемъ смотрѣли на своихъ сѣверныхъ соотечественниковъ и издавали грозные законы противъ аболиціонистовъ. Во вторую свою поѣздку г. Циммерманъ не нашелъ уже рабовъ ни въ одномъ уголкѣ Союза; негры получили политическія и гражданскія права, плантаторы присмирѣли, по большей части раззорились отъ своей неумѣлости и нежеланія примириться съ новымъ порядкомъ вещей. Г. Циммерманъ нашелъ, что тѣ южные штаты, гдѣ съ особенной силой свирѣпствовало рабство, за 11 лѣтъ почти нисколько не измѣнились къ лучшему, они даже замѣтно упали, постарѣли и только большой приливъ свѣжихъ энергическихъ силъ изъ сѣверныхъ штатовъ способенъ оживить этотъ прекрасный край. Но сѣверяне неохотно переселяются въ эти края, ихъ притягиваетъ къ себѣ привольный, свободный Западъ, гдѣ точно по волшебству возникаютъ новые города съ стотысячнымъ населеніемъ, куда сходятся многочисленные желѣзные пути гдѣ природа такъ-же хорошо вознаграждаетъ трудъ человѣка, какъ и на роскошныхъ земляхъ Юга, еще такъ недавно орошавшихся потомъ и кровью невольниковъ.
   И что за чудный край -- этотъ Западъ! Какіе желѣзные энергичные люди трудятся тамъ! Читая описанія г. Циммермана, съ трудомъ вѣрится, что тамъ работаютъ тѣ самые европейцы, которые на своей родинѣ, въ Старомъ Свѣтѣ, не умѣли не только хорошо, но даже сносно устроить свою жизнь! Г. Циммерманъ увѣряетъ насъ -- и мы не имѣемъ причины не довѣрять ему -- что онъ на Западѣ не могъ узнать почти ни одной мѣстности, по которой 11 лѣтъ тому назадъ проѣхалъ вдоль и поперегъ. Прежнія дикія пустыни обратились въ прекрасныя воздѣланныя поля; они перерѣзаны теперь желѣзными дорогами, проходящими черезъ большіе, богатые, густо-населенные города, гдѣ кипитъ промышленная дѣятельность, гдѣ существуютъ громаднѣйшія средства для образованія. И всѣ эти перемѣны совершились въ 40--41 лѣтъ. И всѣ эти чудеса понадѣлали двѣ великія силы: трудъ и свобода.
   Американецъ глубоки уважаетъ трудъ и не понимаетъ возможности жить праздно, въ качествѣ рантьера, наслаждаясь вѣчнымъ кейфомъ. Такую жизнь американецъ презираетъ, и какъ-бы онъ ни былъ богатъ, онъ непремѣнно трудится. Уваженіе къ труду естественнымъ образомъ привело къ уваженію трудящагося рабочаго человѣка, привело къ сознанію необходимости обезпечить трудъ, давать рабочему вознагражденіе, достаточное не для одного дневного пропитанія, но позволяющее дѣлать сбереженія, такъ-что каждый рабочій въ Соединенныхъ Штатахъ можетъ всегда черезъ нѣсколько лѣтъ сдѣлаться собственникомъ и, въ свою очередь, давать работу другимъ, въ ней нуждающимся. Такъ, напримѣръ, мастеровые -- плотники, каменщики и др.-- получаютъ отъ 3% до 5 доллеровъ (отъ 4 до 6 рублей) въ день. Даже въ самыхъ дорогихъ для жизни городахъ, работникъ деньгами, заработанными въ одинъ день, можетъ заплатить за квартиру и столъ за цѣлую недѣлю. При такихъ заработкахъ, конечно, не трудно года въ 3--4 скопить капиталъ, достаточный для покупки небольшой фермы или самостоятельнаго ремесленнаго заведенія.
   Положеніе рабочихъ на фабрикахъ также весьма обезпеченное. "Получая хорошую задѣльную плату, говоритъ г. Циммерманъ, -- какъ работники, такъ и работницы въ Америкѣ смотрятъ на фабрику, большею частію, какъ на мѣсто временного своего пребыванія: заработавъ въ два-три года достаточный капиталецъ, они покидаютъ ее и отправляются на дальній западъ, гдѣ на дешевыхъ земляхъ пріобрѣтаютъ себѣ осѣдлость, обезпечивающую ихъ съ семьями на всю жизнь. Сверхъ того нѣкоторыя фабрики составляютъ собственность компаній, основанныхъ на акціяхъ. Акціонерами же зачастую бываютъ сами работники, такъ что, кромѣ заработковъ, на ихъ-же долю выпадаетъ часть выгодъ производства. Понятно, что сами фабрики отъ того много выигрываютъ. Своими успѣхами онѣ одолжены еще болѣе тому образованію, которое получаютъ рабочіе обоего пола, какъ въ народныхъ, такъ и въ открытыхъ самими фабрикантами школахъ. Фабриканты, обладая практичеекимъ смысломъ, въ столь высокой степени присущимъ всякому американцу, сознаютъ вполнѣ, что чѣмъ выше уровень образованія рабочихъ, тѣмъ надежнѣе успѣхъ фабричнаго дѣла"... Въ этихъ школахъ преподаются не только арифметика, но к геометрія и естественныя науки... При каждой фабрикѣ непремѣнно есть читальня, получающая нѣсколько журналовъ и газетъ и обильно снабженная книгами, которыя выдаются желающимъ на домъ.
   Жаль, что г. Циммерманъ, описывая нѣсколько отдѣльныхъ фабрикъ, вскользь упомянулъ о фабрикахъ, устроенныхъ на акціяхъ, гдѣ акціонерами сами рабочіе. Для русской публики было-бы весна полезно ознакомиться съ устройствомъ такихъ фабрикъ, съ ихъ доходностью и отношеніемъ ихъ числа къ числу прочихъ фабрикъ. Извѣстно, что въ томъ же Лоуэлѣ, фабричномъ городѣ, который описываетъ г. Циммерманъ, уже въ 1860 году на фабрикахъ работало 1500 рабочихъ, имѣвшихъ акціи, дѣлавшія ихъ собственниками тѣхъ, фабрикъ, на которыхъ они работали, и ихъ общій капиталъ, помѣщенный въ акціяхъ, доходилъ до 400,000 долларовъ. Въ томъ-же самомъ году въ трехъ лоуэльскихъ сберегательныхъ кассахъ находилось 2,605,148 долларовъ, принадлежащихъ 42,192 работникамъ и работницамъ, вложившимъ въ кассы свои сбереженія. Если къ нимъ приложить 400,000 долларовъ, вложенныхъ въ акціи, то весь капиталъ, составленный изъ сбереженій лоуэльскихъ рабочихъ и работницъ, будетъ равняться слишкомъ 3 милліонамъ долларовъ. Въ 1860 году на лоуэльскихъ фабрикахъ работало 8,962 работника и 4,367 работницъ; на каждаго изъ нихъ приходится сбереженій по 226 долларовъ. Это было въ 1860 году, надо думать, что выведенная средняя цифра сбереженій увеличилась въ 1870 году, когда тамъ былъ г. Циммерманъ. Онъ могъ бы дать намъ болѣе свѣжія и вѣрныя свѣденія и, къ сожалѣнію этого не сдѣлалъ. Вообще въ книгѣ г. Циммермана мало статистическихъ данныхъ, а онѣ крайне необходимы для читателей, мало знакомыхъ съ положеніемъ Америки: ничто такъ не убѣждаетъ, какъ цифры.
   Въ самомъ дѣлѣ, что можетъ быть убѣдительнѣе слѣдующаго примѣра, доказывающаго высокую степень разумной практичности американскихъ собстаенниковъ и легкость пріобрѣтенія трудомъ средствъ для покупки собственности въ этой благословенной странѣ. Нѣкто мистеръ Ридъ, выходецъ изъ сѣверныхъ штатовъ, Очень дешево купилъ въ штатѣ Миссисипи хлопковую плантацію, покинутую послѣ войны однимъ изъ бывшихъ рабовладѣльцевъ. Добыть рабочихъ въ южныхъ штатахъ не легко: сѣверяне переселяются туда неохотно, а негры бѣгутъ далѣе на югъ, или пріобрѣтаютъ себѣ небольшіе участки и, употребляя небольшое время на ихъ воздѣлываніе, все-таки отказываются отъ посторонней работы. Они побуждаются къ тому преимущественно горькими воспоминаніями о своей несчастной рабской участи, а вовсе не лѣностью, какъ утверждаютъ плантаторы и ихъ почитатели, нѣкоторые американскіе и европейскіе журналисты. Вообще негры послѣ своего освобожденія шагнули впередъ: они много хлопочатъ о своемъ развитіи, охотно посѣщаютъ школы, даже заводятъ ихъ сами на собственный счетъ и стремятся сравниться съ своими новыми бѣлыми братьями... Но возвратимся къ мистеру Риду. Какъ привлечь рабочихъ съ сѣвера? Мистеръ Ридъ пустился на хитрость; онъ напечаталъ въ газетахъ вызовъ рабочимъ и предложилъ имъ такія условія: онъ даетъ каждому фермеру по 10 акровъ земли для воздѣлыванія хлопка, съ тѣмъ, чтобы фермеръ доставлялъ владѣльцу по 40 фунтовъ съ каждаго акра, съ котораго, по разсчету Рида, можно выручить до 400 фунтовъ высшаго сорта хлопка. Все, что будетъ получено свыше 40 фунтовъ, остается въ пользу фермера. Такимъ образомъ фермеръ можетъ собрать въ свою пользу болѣе 3,000 фунтовъ, что по существовавшимъ тогда цѣнамъ на хлопокъ давало ему около тысячи долларовъ дохода. Мало этого, Ридъ объявляетъ, что заключивъ съ работникомъ контрактъ на 10 лѣтъ, онъ обязуется по прошествіи этого срока уступить воздѣланные 10 акровъ въ полную собственность работника, снявшаго эту землю. Конечно, нашлись охотники принять такія заманчивыя условія, и мистеръ Ридъ обезпечилъ себя рабочими. Первоначально контрактъ заключался на одинъ годъ для того, чтобы владѣлецъ и фермеръ предварительно хорошенько узнали другъ друга, а также и для того, чтобы фермеры успѣли ознакомиться съ степенью доходности арендуемой ими земли.
   Мудрено-ли, что при такихъ условіяхъ вознагражденія труда, американскому рабочему легко сдѣлаться собственникомъ и, если явится: охота и имѣется образованіе, попасть въ конгрессъ, а тамъ открыта дорога въ министры и даже въ президенты. Ближайшіе примѣры: дровосѣкъ Линкольнъ и портной Джонсонъ.
   Очень интересно изложена у г. Циммермана глава о мормонахъ. Объ этой странной сектѣ писалось и пишется очень мно го, и враги американцевъ, говора о ней, не упускаютъ случая колоть ею глаза янки и глумиться надъ ихъ учрежденіями, при которыхъ оказалось возможнымъ появленіе такого безобразія. Но между писателями о мормонахъ есть и такіе, которые восторгаются складомъ мормонской жизни и преклоняются передъ необыкновеннымъ трудолюбіемъ мормоновъ, ихъ умѣренностью и добродѣтелями. Г. Циммерманъ нѣсколько дней прожилъ у мормоновъ и успѣлъ настолько ознакомиться съ этой сектой, что могъ составить себѣ о ней довольно самобытное мнѣніе. Онъ считаетъ мормонство величайшимъ зломъ, такъ-какъ оно составляетъ регрессивное явленіе, безобразно уродуетъ людей, вселяя въ нихъ чувство рабской покорности и осуждая на полнѣйшее невѣжество. По словамъ г. Циммермана, первое впечатлѣніе при взглядѣ на мормонскую столицу и окружающія ее поля бываетъ вообще благопріятное, но при болѣе близкомъ знакомствѣ съ порядками, водворившимися въ мормонскомъ обществѣ, это благопріятное впечатлѣніе замѣняется тяжелымъ грустнымъ чувствомъ. Во всемъ городѣ и вездѣ въ мормонскихъ поселеніяхъ господствуетъ глухая, робкая тишина; разговоръ мормоновъ тихъ, безжизненъ; мормонъ съ рабскимъ страхомъ постоянно оглядывается, какъ бы опасаясь, что за нимъ слѣдятъ, его подслушиваютъ. Многоженство сдѣлало изъ мормонскихъ женщинъ безотвѣтныхъ рабынь; онѣ улыбаются, но эта улыбка такого рода, какъ-будто онѣ хотятъ заплакать.
   На воскресномъ богослуженіи обязаны присутствовать всѣ безъ исключенія мормоны. "Святые {Мормоны называютъ себя святыми, а прочихъ людей -- язычниками.} стали сходиться въ храмъ съ десяти часовъ утра, пишетъ г. Циммерманъ.-- Я занялъ мѣсто у самаго входа и видѣлъ лица всѣхъ проходящихъ мимо меня прихожанъ. Сначала меня поразила уродливость физіономій: это было какое-то сборище изъ всѣхъ каррикатурныхъ листковъ, издаваемыхъ на потѣху публики. Но здѣсь было не до смѣху: чѣмъ болѣе всматривался я въ проходящихъ мимо меня, тѣмъ болѣе лица ихъ поражали своимъ тупымъ, какъ-будто чего-то испугавшимся видомъ, отпечаткомъ идіотизма, отсутствіемъ всякой новой мысли, всякаго отраднаго чувства. И такимъ видомъ отличались не только старики и старухи, но и молодые люди обоего пола. Мало того, даже дѣти, у которыхъ уродливость лицевыхъ очерковъ всегда искупается дѣтскимъ свѣжимъ выраженіемъ во взглядѣ, -- даже бѣдныя дѣти были отмѣчены тѣмъ-же подавленнымъ идіотизмомъ... Всѣ размѣстились по скамьямъ и богослуженіе началось съ пѣнія хора... Но даже довольно стройный напѣвъ согласныхъ голосовъ не могъ воодушевить лица этихъ несчастныхъ созданій...
   "По всей территоріи Юты (населенной мормонами) развито искусное, неуловимое шпіонство: каждый изъ запуганныхъ своими вождями мормоновъ можетъ считаться шпіономъ, готовымъ во всякое время донести властямъ на своего сосѣда... Злая язва такъ глубоко всочилась въ организмъ этого народа, что, повидимому, нѣтъ другого исхода къ радикальному исцѣленію, какъ совершенное истребленіе мормонизма огнемъ и мечомъ. Но къ такому крайнему средству конгресъ едва-ли рѣшится прибѣгнуть...
   "Къ счастію человѣчества, исцѣленіе, хотя и медленнѣе, можетъ совершиться другимъ путемъ. И въ самомъ дѣлѣ, какъ всякое злое начало, такъ и мормонизмъ, уже въ самомъ себѣ, въ своихъ неестественныхъ учрежденіяхъ, противныхъ всѣмъ законамъ живого организма, заключаетъ сѣмена разрушенія. И точно: предоставленный самому себѣ, онъ не въ состояніи былъ-бы продержаться такъ долго, если-бъ не находилъ себѣ постояннаго подкрѣпленія въ бѣдственномъ классѣ европейскихъ пролетаріевъ. До сихъ поръ мормонизмъ и могъ развиваться, благодаря тому уединенію, въ которомъ находилась территорія Юта, отдѣленная отъ другихъ штатовъ хребтами Скалистыхъ горъ и Невады. Нынѣ-же, когда желѣзная дорога открыла для всѣхъ легко достигаемый доступъ въ область мормонизма, онъ не въ состояніи будетъ держаться долго передъ наплывомъ свѣжихъ, здоровыхъ "илъ американскихъ. Какъ весеннія воды, сбѣгая съ горъ, уносятъ съ собой талый снѣгъ, притаившійся въ ущельяхъ, такъ животворная, могучая сила американской свободы смоетъ съ лица своей обширной земля эту мормонскую заразу, занесенную сюда изъ страдающей хроническимъ недугомъ Европы..."
   Вообще книга г. Циммермана заключаетъ въ себѣ много интереснаго и стоитъ прочтенія. Цѣна ея весьма недорога -- всего 1 рубль.

"Дѣло", No 7, 1871

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru