ИЗДАТЕЛЬСТВО ВСЕРОССИЙСКОГО СОЮЗА КРЕСТЬЯНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ МОСКВА 1926
АЛЕКСЕЙ ЗВЯГИН.
Стонала Русь под игом самодержавия. Бежали люди в леса и степи, гонимые нуждой и тиранством. Своеобразно сложилась их жизнь: привольная, как степи и бурливая, как весенние реки.
По нужде самой жизни взаимоотношения людей становились ближе друг другу, а природа понятнее.
По рукам ходила чаша -- хлебнуха, впиталось в нее и горе жизни и радость простора свободы.
Поэт Звягин в песнях запечатлел эти чувства многомиллионной трудовой артели:
"Из тайги вышел крепко сколоченный,
Загорелый под цвет кирпичей,
Тяжелы его руки рабочие
В трудовом развороте плечей".
Родина поэта Большая Речка, Листвениченской волости, Иркутской губ.,--лесная деревушка, расположенная, на р. Ангаре близ Байкала. С ранних лет тов. Звягин воспитывается у чужих людей, работая: то кашеваром, то дроворубом. Дроворуб, взявший на воспитание мальчика, решил научить его грамоте. Алеша определяется в сельскую школу, а потом переходит и в городское училище.
В городе он встречается с с-д. Архангельским и разделяет его труды.
Впечатлительный и бойкий мальчик помогает распространять нелегальную литературу и попадает под арест.
Тюрьма воспитала и выучила не одного активного друга трудящихся. Не могла она пройти и мимо товарища Звягина.
По освобождении из тюрьмы, он попадает на литейный завод.
В 1910 году едет в Москву. Желание учиться, борьба за кусок хлеба, -- вот два двигателя, которые вырабатывают в т. Звягине стойкость.
В годы империалистической войны т. Звягин снова в Сибири: работает на военно-снарядном заводе.
Революция в России и особенно страдные боевые дни в Сибири, в годы гражданской войны, зовут т. Звягина к широкой общественной работе. Там он и учитель, и член волревкома, и завземельным отделом.
Общественная работа не дает возможности отдаться делу творчества.
Как только явилась возможность к этому, т. Звягина снова потянуло в Москву -- литературному центру. Он приехал с небольшим запасом песен. Все они необыкновенно жизнерадостны и дышат коллективизмом:
"Знать родился я в рубашке,
Пропотевшей на плечах:
Жизнь хлебать из общей чашки
Петь о хлебе и о щах"...
И, действительно, автор все свои песни отдает деревне, ее артельной чаше -- хлебнухе, с простыми щами и черствым хлебом.
"...Белолистая ромашка,
Ароматная елань.
Я мальчишкой, на распашку
Вышел в розовую рань..."
В творчестве т. Звягина мы чувствуем, его неподдельный, действительно деревенский быт который и передается в песнях.
Словами Звягина идет шопот из деревни:
"Ветер шепчет: Ленин, Ленин".
Крестьянин верит глубоко и беспристрастно, в то, что без Ленина, без его мощного влияния на революционные события, еще долго пришлось бы спать деревне, но в тоже время деревенская масса знает, что не один Ленин делал дело революции. В Ленине она видит коллектив трудящихся, коллектив борцов. Их имена подслушал тов. Звягин:
"По тугим и упругим жилам,
Будто бой барабан выбивает:
Вышибает плечом Ворошилов
Хмурой стари гнилые сваи."
Говорит по мужицки Буденый,
Замотав на руке поводья:
"Поубавим нужду избенок,
И наладим житье в заводе!"
И под напором горячего коллективного труда и борьбы падает завеса тьмы" падает ржавая цепь с рук трудящихся и они бодрым шагом идут с алым знаменем:
"Здравствуй, весь пролетарский народ!
Здравствуй, все, кто свободу кует
И по золоту молотом бьет.
И идет эта могучая сила земли из далеких деревень на смычку со своим братом-рабочим:
"Отворяй завод,
Принимай народ...
"Мы идем от больших еланей,
Наше тело-темнее глины;
Пахнут волосы дымом восстаний.
В ногу с нами идет Калинин..."
Лирика т. Звягина свежа, как молодая листва на деревьях, поэзия его полна запахов земли и леса.