- известный французский романист; род. в Ниме 13 мая 1840 г. Окончив курс лицея в Лионе, он прослужил два года учителем в Алэ. Первые стихотворения Д. напечатаны в лионских газетах, когда будущий романист был еще воспитанником Лицея. В 1857 г. Д. прибыл в Париж попытать счастья на литературном поприще. В Париже он дебютировал сборником стихотворений "Les Amoureuses"; одно из них, "Les Prunes", обратило внимание критики на даровитого юношу. В "Figaro" появился затем очерк "Les gueux de province", в котором Д. обрисовал плачевную участь провинциальных педагогов. В этом очерке сказались уже главные отличительные черты Д. - наблюдательность, умение придавать выпуклость образам и описаниям, блестящий стиль, большая впечатлительность. В 1859 г. Д. издал второй том стихотворений: "La double conversion", в 1861 г. - сборник рассказов, под общим заглавием "Le chaperon rouge". В течение пяти лет, до 1865 г., Д. занимал должность личного секретаря герцога де Морни; близкое соприкосновение со многими деятелями второй империи обогатило запас его наблюдений. Во время осады Парижа он зачислился в пехотный батальон и участвовал во многих стычках. В 1 8 74 г. он начал писать критические фельетоны в "Journal Officiel". С 1862 г. Д. работает для театра; пьесы его, в основном переделанные из его же романов и не имевшие особенного успеха, ставились в следующем порядке: "La Dernière Idole" (1862), "L'Oeillet blanc" (1865), "Les Absents" (1865), "Le Frère ainé" (1868), "Le Sacrifice" (1869), "Lise Tavernier" (1872), "L'Artésienne" (1872), "Fromont jeune et Risler ainé" (1876), "Le Char" (1877), "Le Nabab" (1880), "Jack" (1881), "Les Rois en exil" (1883), "Sapho" (1885), "Numa Roumestan" (1887), "Tartarin sur les Alpes" (1888), "La lutte pour la vie" (1889), "L'Obstacle" (1890). Некоторые из них написаны в сотрудничестве с другими драматургами. В 1866 г. Д. поместил в " Evénement" серию рассказов под заглавием "Lettres de mon moulin"; эти рассказы, подписанные псевдонимом: "Gas ton-Marie", принадлежат к числу лучших произведений Д. Ирония и юмор удачно оттеняются легкой дымкой скорбного чувства, трогая читателя и вместе с тем возбуждая невольную улыбку. "Le Petit Chose" (1868) - фантастическая автобиография, первый из романов Д. "Les lettres à un absent", вызванный войной 1870-71 гг., проникнуты патриотической скорбью. Д. описывает с негодующим пафосом ужасы войны и насилия торжествующих неприятелей. "Aventures prodigieuses de Tartarin de Tarascon" (1872) - чрезвычайно популярное произведение Д. В лице героя остроумно осмеяно самохвальство французских южан. Забавное повествование изложено несколько цветистым стилем; в нем как бы отражаются свойства Тартарена и его подвигов. "Les petits Robinsons des caves ou le siège de Paris raconté par une petite fille de huit ans" (1872), "Contes du lundi" (1873), "Contes et récits" (1873), "Robert Helmont, études et paysages" (1874) и "Les Femmes d'artistes" (1874) предшествовали следующему большому роману Д., "Fromont jeune et Risler aine" (1874), имевшему большой и вполне заслуженный успех. Особенно удалась Д. фигура Сидони - одной из тех бессердечных хищниц, которых воспитывает искусственная, лихорадочная жизнь большого города, с ее контрастами между неустанным трудом и вечной праздностью, между роскошью и нищетой. "Jack", история заброшенного ребенка и рабочего поневоле, представляет целую галерею неудачников (rates), отбросов современной культуры. "Le Nabab" (1878) дает яркую картину парижских нравов времен второй империи. Этот роман вызвал оживленную полемику, потому что в главных его фигурах нельзя было не найти сходства с герцогом Морни и одним из депутатов законодательного корпуса (Бравэ). Несправедливо было бы, однако, ставить это сходство в вину Д.; в Мора и Жансуле отразились только некоторые, и при том наиболее симпатичные черты их прототипов. В "Набобе", как и в других романах Д., нет ни портретов, ни карикатур; материал, взятый из действительности, переработан художественно и свободно. В "Rois en exil" (1879) только с большой натяжкой можно узнать того или другого из падших монархов нашего времени, в " Numa Roumestan" (1880) - того или другого из французов-южан, сделавших быструю парламентскую карьеру. Если возможен был спор о том, с кого срисован Руместан - с Гамбетты или с Нюма Бараньона, то именно отсюда следует заключить, что моделью для Д. не послужил ни тот, ни другой. В "Evangéliste" (1883) и "Sapho" (1884) размах дарования Д. менее широк, потому что менее широки избранные им темы; последнему роману не чужда морализирующая тенденция, еще более заметная в "Rose et Ninette" (1891). "Tartarin sur les Alpes" (1885) и "Port Tarascon" (1890) - продолжение комической эпопеи, составляющей, очевидно, одно из излюбленных детищ Д. В "Immortel" (1888) враждебное отношение автора к Французской академии выразилось с раздражительностью, вообще несвойственной Д. В развитии его таланта, с половины восьмидесятых годов, наступил, по-видимому, застой или даже регресс, зависящий, быть может, от быстро слабеющего здоровья. Достаточно, впрочем, и первых пяти или шести его романов, чтобы отвести ему видное место между современными франц. романистами. Некоторыми сторонами своей писательской манеры он бесспорно принадлежит к натуралистической школе. Он стремится к верному и полному воспроизведению действительности, тщательно подмечает и собирает факты, ничего не скрывает и не подкрашивает, не отступает перед изображением грязного и пошлого, избегая только усиленного его подчеркивания. Другая черта, общая Д. с корифеями новейшего французского романа, заключается в погоне за метким, живописным, своеобразным словом. Он не так требователен в этом отношении, как Флобер, не так нервно-прихотлив, как Гонкур, не так щедр на технические термины, как Золя - но столь же не расположен, как и они, к проторенным дорогам и шаблонными выражениям. Отличается он от своих современников в области романа преимущественно тем, что вовсе не претендует на спокойствие и бесстрастие, на научную объективность или артистическое служение форме, одной только форме. Подобно Диккенсу, с которым его часто и не без основания сравнивают, он любит или ненавидит своих героев, живет их жизнью и часто говорит не только их устами, но прямо от своего лица, вопреки одному из главных правил натуралистического кодекса. Много любопытных сведений о способе работы Д. можно найти в его книге: "Trente ans de Paris" (1887). В конце семидесятых годов Д. писал одно время фельетоны для "Нового Времени". Почти все крупные произведения Д. переведены на русский язык.
Ср. Золя, "Парижские письма"; статью в "Вестнике Европы", 1882 г., No 2; "Доде и Троллоп" ("Исторический Вестик", 1885); Ж. Леметр, "Э. Ренан и А. Доде" ("Русская Мысль", 1888, No 4).
Додэ, Альфонс (дополнение к статье)
(Daudet) -- французский романист; умер 16 декабря 1897 г. в Париже. После 1890 г. появились его романы и очерки: "Rose et Ninette" (1892), "La petite paroisse" (1895), "Les femmes d'artistes", "Soutien de famille" (1897) и др.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Додэ Альфонс [Alphonse Daudet, 1840--1897] -- французский романист. Сын фабриканта, разоренного в революцию 1848 (рабочие подожгли его фабрику), Д. принадлежал к среде провинциальной торговой буржуазии. В его семье монархические воззрения, легитимизм, сочетались с ненавистью к революции. Дед его, роялист, был убит в дни террора. После смерти отца Д. два года учительствовал в Алэ. В автобиографическом романе "Малыш" (Le petit Chose, histoire d'un enfant, 1868) он рассказывает об этой полосе своей жизни. 18-летним юношей Д. прибыл в Париж искать счастья в литературе. Дебютировал стихотворениями ("Les
Amoureuses"). Обратил на себя внимание сказками в духе провансальских преданий ("Письма с мельницы" -- "Lettres de mon moulin"). В этих новеллах сказочный элемент постепенно уступает место бытовым очеркам. Осада Парижа пробудила патриотические чувства Д., и он вступил солдатом в пехотный полк. В "Lettres Ю un absent" [1871] он описал свои впечатления. Шумный успех имели его "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона" (Les aventures prodigieuses de Tartarin, 1872) -- остроумное, полное искреннего юмора изображение фанфаронства. Сам провансалец, Д. часто выбирает своих героев среди земляков и переносит действие на родной юг. Похождения Тартарена разрослись в трилогию: 2 часть -- "Tartarin sur les Alpes" [1888] и 3 часть -- "Port Tarascon, derniХres aventures de l'illustre Tartarin" [1890]. "Фромон Младший и Рислер Старший" [1874] -- первый настоящий роман Д. В романе "Robert Helmont" [1874] картины осады Парижа и зарождающейся Коммуны даны без всякого понимания изображаемого.
Далее следуют романы: "Жак" [1876], "Набаб" [1877], "Короли в изгнании" (Les rois en exil, 1879), "Нума Руместан" [1881], "L'Evangeliste" [1883], "Сафо" [1884], "Бессмертный" (L'Immortel, 1888), "Маленький приход" (La petite paroisse, 1895) и посмертный -- "Опора семьи" (Soutien de famille, 1898). Все они рисуют жизнь французского буржуазного общества эпохи Второй империи и Третьей республики. "Д. поставил в центре своей картины буржуазный Париж, мир фабрикантов и миллионеров, депутатов и писателей, жуиров и выскочек, мир капитала, его приспешников и паразитов" (В. Фриче). Примыкая к Гонкурам и Золя, Д. развертывает личную драму на некотором общественном фоне эпохи империи ("Набаб") или консервативной республики Мак-Магона ("Руместан"). В последних вещах Д. (в "Бессмертном", в "Опоре семьи") звучат более сильные нотки, и нежный юмор переходит в сарказм. Не разоблачая социальной несправедливости, Д. при описании человеческих несчастий "униженных и оскорбленных" порою проникается гневной иронией (напр. в "Жаке", к-рый сам Д. назвал книгой "сострадания, иронии и гнева"). В романах Д. самое лучшее -- описания: картины Парижа, предместий и улиц, провансальских празднеств, обстановка фабрики, вокзал с последними отправляющимися поездами, с его затихающим шумом и засыпающей деятельностью и т. д. Д. написал ряд пьес, из к-рых наиболее известная -- "Арлезианка" (музыка Бизе). Воспоминания Д. ("Trente ans de Paris" и "Souvenirs d'un homme de lettres") содержат интересные свидетельства и записи современника и представляют ценный материал для характеристики его эпохи и его творческих приемов.
В эпоху империи Додэ -- секретарь герцога де Морни, любимца Наполеона III -- лойяльный монархист, в эпоху республики -- умеренный и равнодушный к политике республиканец, вернее -- интеллигентный обыватель, не чуждый сентиментальных симпатий к романтизированному роялизму. Даже в своих нравоописательных романах Д. не выходит за круг буржуазных взглядов и представлений. Ему чужд воинствующий социальный пафос Золя. Изображая те или иные стороны современной ему жизни, Д. не вскрывает общественных отношений, он всецело остается на почве этих отношений, в его глазах законных и нормальных. Творчество Д. -- выражение психоидеологии консервативной, в лучшем случае умеренно-либеральной городской средней и мелкой буржуазии. Он удовлетворял их спрос на литературно-доброкачественное занимательное чтение, немного сентиментальное, немного обличающее, но скорее слегка покалывающее, нежели серьезно ранящее. Д. действенно не организует. Всего лишь в нескольких произведениях ("Фромон и Рислер", два-три рассказа, и особенно "Жак") он выводит рабочих, но не объясняет их страданий капиталистической эксплоатацией, не пытается даже подойти к теме о взаимоотношениях капитала и труда. В его произведениях -- душевные коллизии, "драмы сердца", история жизни отдельных личностей, описание нравов, без особенного захвата вглубь, мастерское воспроизведение внешнего быта, но борьбы классов в них нет. Изображая министров ("Набаб", "Руместан"), он рисует ту или иную черту их характера, часто с заметным сочувствием, но "не показывает их в работе, в подавлении страны и в раздаче денег и почестей" (Золя), как агентов классовой власти. В романе "Короли в изгнании" как будто дается сатира на легитимизм, но тем не менее представители павшей королевской власти пользуются сочувствием автора. Бернар Жансуле ("Набаб") -- это бедняга, несчастный от своего чрезмерного богатства. Автор любит и жалеет его. "Нума Руместан" -- это нетипический портрет политического деятеля Третьей республики, это -- беззлобно написанная история приключений южанина, благодаря своему пустозвонному красноречию попавшего в министры; при этом как министр он не показан. И только с оговорками можно назвать Д. изобразителем общественной жизни. Внутренняя социальная динамика, движущие силы общественного процесса -- вне поля его зрения. Политический и общественный фон у него только намечен. Он наблюдал жизнь трудовых элементов мелкой буржуазии, видел нищету, но как-то не замечал всего этого, как явления социального. Он подмечал гл. обр. "общечеловеческое": любовь и разочарование, узко семейные или узко личные радости и горести. По примеру Диккенса, с которым у него столько общего (с автором "Оливера Твиста" его особенно роднит мастерство в изображении страдающих детей), Д. желает только исправить буржуазное общество, но не изменить его в корне. Испорченности отдельных представителей "верхов" он противопоставляет добродетель "незаметных людей". Чистоту, бескорыстие, честность и трудолюбие он находит в мещанстве. Но такие положительные персонажи выходили у него бледными, неубедительными и слишком отдавали условной добродетелью.
Литературная деятельность Д. относится к периоду торжества натурализма. Но он принадлежал к его правому крылу. Некоторые критики не считают Д. натуралистом. Он оптимистически поэтизировал действительность, прикрашивал ее, идеализировал своих персонажей. Он считал, что роман не должен разочаровывать, лишать иллюзий. Д. затушевывал классовые противоречия и не обнажал полностью отрицательных явлений. Несмотря на классовую ограниченность, односторонность изображения и поверхностность Д., некоторые его страницы -- шедевры художественной прозы, написанные прекрасным сочным яз. и полные лиризма и юмора.
Библиография:
I. Все романы Д. не раз переводились на русский яз. и печатались не только отдельными изданиями (ранее, с 70-х гг., в "толстых" журналах), но и были собраны в 12 тт. "Собр. сочин.", изд. бр. Пантелеевых, "Вестн. иностр. лит-ры", СПБ., 1894--1895 и в 5 тт. "Полн. собр. сочин.", изд. И. Маевского, М., 1913; Тартарен, "ЗИФ", 1926. С 1927 Гиз выпускает "Собр. сочин." под ред. Н. Логрина (пока вышли: т. I -- "Сафо", т. II -- "Маленький человек", т. IV -- "Короли в изгнании"). Œuvres complХtes, 8 vv., 1899--1900.
II. Лансон Г., История французской литературы, т. II, М., 1898 (и др. изд., т. III, СПБ., 1897); Золя Э., Моя ненависть, СПБ., 1903; Его же, Романисты-натуралисты, 1904; Веселовский А., Этюды и характеристики, т. II, изд. 4-е, М., 1912; Брандес Г., Литературные характеристики, 1908; Pellissier G., Le mouvement littéraire au XIX-е siècle, P., 1890 (есть русск. перев., M., 1891); Его же, Précis de l'histoire de la littérature française; Daudet L., A. Daudet, sein Leben und seine Werke, Berlin, 1900; Burns M., La langue d'Alphonse Daudet, P., 1916; Martino P., Le naturalisme français, P., 1923; Lalou R., Histoire de la littérature française contemporaine, P., 1924.
Б. Гиммельфарб
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 340--343.
ДОДЕ́ (Daudet), Альфонс (13.V.1840, Ним, -- 15.XII.1897, Париж) -- франц. писатель. Сын разорившегося фабриканта, Д. в 15 лет стал учителем; вскоре переселился в Париж, начал печататься в журналах. В 1858 опубл. сб. стихов "Влюбленные" ("Les amoureuses"). Ранние книги Д. носят гл. обр. лирич. и автобиографич. характер. Романы "Малыш" ("Le Petit Chose", 1868) и "Джек" ("Jack", 1876) принадлежат к первым во франц. лит-ре большим произв. о детях. "Письма с моей мельницы" ("Lettres de mon moulin", 1869) -- серия поэтич. очерков, воспоминаний и рассказов, различных по настроению -- от элегии до юмора, но одинаково проникнутых любовью к природе, людям, нар. легендам родного Прованса. Лиризм в сочетании с юмором и иронией -- отличит. особенность стиля Д.
От легитимизма Д. пришел к умеренно-респ. взглядам. События франко-прусской войны (1870-71) укрепили демократич. симпатии писателя, вступившего солдатом в пехотный полк. В 'Рассказах по понедельникам' ('Les contes de lundi', 1873) он резко обличал предательство бездарного командования, прославляя патриотич. дела и чувства простых людей; но Парижской Коммуны 1871 Д. не понял и отнесся к ней враждебно. С нач. 70-х гг. он перешел к социальной тематике, изображая в поэтич. ореоле обездоленного 'маленького человека' и выставляя напоказ пороки бурж. Франции. Продолжая традиции франц. реализма, Д. создал ряд известных романов. Д. отвергал натуралистич. принципы точной фактографии и объективистского 'бесстрастия', отстаивал широкие худож. обобщения, право на фантазию и лиризм. Д. восхищался прозой Л. Н. Толстого и И. С. Тургенева, но ограниченность обществ. кругозора, склонность к морализации обусловили тяготение писателя к бурж. развлекательной и сентимент. лит-ре (А. Дюма-сын, В. Сарду, Э. Ожье). Обычно Д. приурочивает нравств. конфликт к совершенно определенной социальной среде. В романе 'Фромон младший и Рислер старший' ('Fromont jeune et Risler aîné', 1874) фигурирует предприятие на компанейских началах; в романе 'Короли в изгнании' ('Les rois en exil', 1879) - деклассирующаяся аристократия; в романе 'Нума Руместан' ('Numa Roumestan', 1881) сатирически представлены двуличные парламентские деятели и высшая администрация; в 'Евангелистке' ('L'évangéliste', 1883) - тлетворная деятельность сектантов. В романе 'Сафо' ('Sapho', 1884) показан парижский 'полусвет', внутр. убожество среднего бурж. молодого человека. Роман 'Бессмертный' ('L'immortel', 1885) - острая сатира на Франц. академию и бесплодие офиц. науки, далекой от народа. Любопытен социальным типажем роман 'Набоб' ('Le Nabab', 1887), где рассказ о разорении разбогатевшего в колониях плебея перерастает в яркое изображение 'верхов' общества в эпоху Второй империи. Но острота критики притупляется здесь сведе́нием социальных конфликтов к моральным. Высший идеал автора - личная гуманность и семейное счастье, основы же обществ. порядка для него неприкосновенны. Поэтому социальная проблематика отступает перед семейно-бытовой, чувствит. мелодрама заслоняет важные обобщения. Д. вводит искусств. пружины действия, рядом с худож. типами создает надуманные образы сентиментальных героев.
Наибольшей известностью пользуется трилогия о Тартарене ("Tartarin de Tarascon"): "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона" (1872), "Тартарен в Альпах" (1885) и "Порт Тараскон" (1890). Тартарен -- прованс. Дон Кихот и Санчо-Панса в одном лице. Рисуя "характер южанина" -- чудовищного хвастуна и фанфарона -- в духе нар. сатирич. эпоса, автор сочетал в Тартарене эти качества с душевным складом провинц. буржуа и создал блестящий сатирич. тип. В трилогии высмеян ажиотаж вокруг обогащения в колониях; мн. эпизоды пародируют модный приключенч. колониальный роман. Во 2-й и 3-й чч. возникает тема ложного идеала и краха псевдоромантич. иллюзий. Имя
Тартарена стало нарицательным для обозначения пустого фразерства и политич. фанфаронства (см. В. И. Ленин, Соч., т. 17, с. 359, 489). Роман "Опора семьи" ("Soutien de famille", 1898, посмертно) -- противоречивое произв., в к-ром критика общества принимает мещански-сентиментальный характер. Д. -- автор пьес ("Арлезианка", 1872, "Борьба за существование", 1889, и др.) и воспоминаний ("Тридцать лет в Париже", "Воспоминания литератора", 1888). Для лучших страниц Д. характерны оптимистич. мироощущение, поэтизация простого человека. Придавая живость классич. прозе, Д. обращался к стихии разговорного языка, к гибкой нар. речи, мастерски используя диалектизмы и профессионализмы.
Соч.: Œuvres complètes, v. 1-16, P., 1899-1901; Œuvres complètes illustrées, v. 1--20, P., 1929--31; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--12, СПБ, 1894--95; Собр. соч., т. 1--4, Л., 1927; Избранное, М., 1957; [Новеллы], в кн.: Франц. новелла XIX в., т. 2, М., 1959.
Лит.: Доде Л., А. Доде. Воспоминания, пер. с франц., [б. м. и б. г.]; Золя Э., Романисты-натуралисты, Полн. собр. соч., т. XLVI, К., 1904; Лафарг П., Лит.-критич. статьи, М., 1936; История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959; Diederich B., Alphonse Daudet, sein Leben und seine Werke, B., 1900; Daudet Léon, Quand vivait mon père, P., [1940]; Daudet Lucien, Vie d'Alphonse Daudet, P., 1941; Martino P., Le naturalisme français, P., 1945; Benoit-Guyaud G., Alphonse Daudet..., P., 1947; Bornecque J.-H., Les années d'apprentissage d'Alphonse Daudet, P., 1951.
Ф. М. Тейтельбаум.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: -- 1964. -- Стб. 727--729.