Дудышкин Степан Семенович
Старинная Пословица во век не сломится, или опытные основания самобытного русского народного мудрословия...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Старинная Пословица во вѣкъ не сломится, или опытныя основанія самобытнаго русскаго народнаго мудрословія. Изданіе второе. Въ двухъ частяхъ. Харьковъ. Въ университетской тип. Въ 8-ю д. 88 стр.
   Въ прошедшемъ году, при первомъ изданіи этой книжечки, мы отдали отчетъ въ ея содержаніи. Это изложеніе самобытной философіи русскаго народа, составленной изъ пословицъ, поговорокъ, прибаутокъ... "Это (говоритъ сочинитель книжечки, г. Кованько) совершенно особенный родъ Словесности, сочиненіе не частнаго человѣка, а цѣлой Націи (?!), на языкѣ пословичномъ, это -- не проза и не стихи, но, если угодно это сборникъ для ученаго, поэзія для народа".
   Г. Кованько раздѣлилъ пословицы на части, желая групировкою пословицъ, относящихся къ одному и тому же предмету, показать воззрѣніе русскаго человѣка на этотъ предметъ. Такимъ образомъ, у него собраны разныя пословицы подъ заглавіями: Слово, Міръ -- природа, Свѣтъ Божій, Богъ, Человѣкъ, Чувство, Умъ, Совѣсть. Лѣпота, Истина, Благо, Искусство, Наука... Однако вотъ вопросъ: каждая пословица сама-но-себѣ хороша, заключаетъ въ себѣ мысль русскаго человѣка и воззрѣніе на предметъ съ извѣстной точки; но выйдетъ ли изъ нѣсколькихъ пословицъ, рядомъ составленныхъ, что-нибудь цѣлое, родъ науки объ извѣстномъ предметѣ? будетъ ли связь между этими пословицами? Посмотрите. Вотъ рядъ пословицъ, объясняющихъ взглядъ Русскаго на науку:
   
   "Знай себя,-- и будетъ съ тебя. Наука въ лѣсъ не ходитъ. Ученаго учить -- лишь портить. Одинъ человѣкъ всего не можетъ знать. Ученье свѣтъ, а неученье тьма; ученье атаманъ, а не ученье комаръ; учись доброму, такъ худое на умъ не пойдетъ. Учись съ молоду -- слюбится подъ старость. Мѣха гн надуть, а смерда не научитъ. Вѣкъ живи, вѣкъ учись и умрешь дуракомъ. Ученье красота, а неученье сухота. Кому Богъ дастъ сыновей, не ленясь, учи ихъ и бей. За битаго двухъ небитыхъ даютъ, да еще и не берутъ. Но чаще дѣтей наказывай стыдомъ, а не грозою и бичемъ. Хорошо -- и честь и гроза. Умѣй дитя родить, умѣй и научить. Не только свѣта, что въ окнѣ, -- за окномъ больше. Такъ спрашивай не стараго, а бывалаго. Не ученаго въ попы не стригутъ. Но дурака учить, что мертваго лечить. Корень ученія горекъ, а плоды его сладки; дерево же по плодамъ познается." (стр. 71 и 72).
   
   Вотъ и все. Какой же взглядъ на науку образовался у васъ, когда вы прочли все это? Тутъ мыслей, по-видимому много, но разскажите ихъ намъ въ послѣдовательности, такъ, чтобъ онѣ объяснили науку съ равныхъ сторонъ? Прежде всего вы должны исключить нѣсколько пословицъ, потому-что онѣ совсѣмъ не относятся къ тому предмету, который объясняетъ ими г. Кованько; такъ, напримѣръ, пословица; за битаго двухъ не битыхъ даютъ, да еще и не берутъ, относится болѣе къ опытности, къ жизни, къ человѣку, который въ жизни много видѣлъ и испыталъ, а не къ ученому, или неученому; изреченіе; хорошо -- и честь и гроза, есть ли пословица или нѣтъ, мы не знаемъ; во всякомъ случаѣ, нѣтъ никакой надобности относить его въ отдѣлъ пословицъ о наукѣ. Далѣе пословицы: Не только и свѣта, что въ окнѣ,-- за окномъ больше. Такъ спрашивай не стараго, а бывалаго -- видимо относятся къ опытности и жизни, а не къ наукѣ. Затѣмъ, что жь выходитъ изъ остальныхъ пословицъ? Напримѣръ, одна пословица говоритъ: Знай себя -- и будетъ съ тебя -- вы понимаете въ чемъ дѣло; а когда къ ней присоедините: Вѣкъ живи, вѣкъ учись, и умрешь дуракомъ, то какъ прикажете понимать ту глубину самопознанія, которая рекомендуется первой пословицей? Или, почему ученье свѣтъ, а неученье тьма, если какъ ни учись, все-таки умрешь дуракомъ?
   Дѣло въ томъ, что ставить пословицы рядомъ нельзя, и ими ничего не докажешь, на основаніи нашей же пословицы: сколько головъ, столько и умовъ, или что голова, то и разумъ. Въ слѣдствіе этого, на оливъ и тотъ же предметъ бываетъ нѣсколько взглядовъ съ разныхъ сторонъ. Хороши онѣ тогда, когда вы объясните, къ чему онѣ относятся, и что хотѣлъ выразить ими народъ; тогда, можетъ-быть, и выйдетъ мудрословіе...

"Отечественныя Записки", No 6, 1848

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru