Джами
Джами: критико-биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Джами (Абд-эр-рахман Нур-эд-дин Ибн Ахмед, по прозвищу Джами, 1414--1492) -- знаменитый персидский поэт и ученый. Слава Д. была настолько громка, что персидский султан Абу-Саид вызвал его к своему двору в Герат; здесь Д. остался и при следующем султане, визирем которого был известный персидский меценат -- Мир-Али-Шир. Д. сторонился от придворных удовольствий и предавался созерцательной жизни; сам низкого происхождения, он любил общение с простым людом; в свою очередь, народ обожал Д. В день его смерти весь город был в трауре. По повелению султана, поэту-дервишу были устроены блестящие похороны. После Д. осталось до 40 произведений самого разнообразного содержания. Для ориенталистов важнейшим является обширный трактат Д. о суфизме (см.): "Нефехат-аль-онс" (изд. в Калькутте 1859, а по-турецки 1854; французский перевод Silvestre de Sacy: "Les haleines de la familiarité. Vie des sofis", Пар., 1831 -- и в "Notices et extraits", т. XII). Он содержит в себе систематическое изложение и историю суфийских доктрин. Прекрасным материалом для ознакомления с сектой могут служить и поэтические произведения Д. Обыкновенный читатель (даже восточный) легко и с гораздо большим удовольствием может понимать их вовсе не иносказательно; но нет сомнения, что Д. старался придать своим поэтическим произведениям и другой, сокровенный смысл. Лирические стихотворения Д. заключаются в трех его "Диванах"; значительная их часть переведена Рюккертом ("Aus Dschami's Liebesliedern", в "Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Geselschaft" (т. 2--6 и 24--29) и Виккергаузером ("Liebe, Wein und Mancherlei", Лпц. 1855, также: "Blüthenkranz aus Dschami's zweitem Diwan", Вена, 1858). Главную поэтическую славу Д. составляет "седмерица" поэм, под заглавием "Хефт овренг", т. е. "Семь звезд Большой Медведицы". Сюда относятся: 1) "Юсоф о Золейха" (Иосиф и Пентефрия) -- одно из наиболее изящных произведений персидской словесности (у суфиев любовь Золейхи к Иосифу означает любовь твари к своему Создателю). Издана поэма в Мешхеде 1862 и в Лукноу 1879. Перс. текст, вместе с стихотворным нем. переводом, издан Розенцвейгом (Вена, 1824). На англ. язык Th. Law перевел несколько отрывков в "Asiatic Miscellanies", а полный перевод (стихотв.) Т. H. Griffith'a вышел в Лондоне в 1882 г. 2) "Лейла и Меджнун" -- прелестная идиллическая поэма из жизни кочевых арабов; герой и героиня принадлежат к двум враждующим родам и напоминают своей судьбой Ромео и Джульетту (франц. пер. Chézy, П., 1805, нем. -- Hartmann'a (1807). 3) Собхет-ольэбрар, т. е. "Четки праведников" -- содержания мистического и дидактического; изд. в Калькутте 1811 и 1818; Forbes Falconer издал его в Лондоне 1849. 4) "Тохфет-оль-эхрар", т. е. "Подарок благородных" -- также этико-аскетическ. направления; изд. в Лондоне 1848. 5) "Сельман и Абсаль" -- аллег. эпос, разобранный Garcin de Tassy в "Journal Asiatique", 1850; англ. изд.: F. Falconer'a, Лонд., 1850; его же перевод, Лонд., 1856; еще англ. стихотворения перев. Л., 1879, 6) "Сельселет-оз-зехеб" ("Золотая цепь") -- мистико-аллегорич. содержания. 7) "Хиреднаме-и-Искендер", "Книга премудрости Александра Македонского" -- кончается дервишским рассуждением о тщете людского счастья. Стихами изложено также описание двух святынь -- Мекки и Медины ("Фотух-оль-херамейн") и "Доказательства пророческого достоинства Мухаммеда" ("Шевахид-он-нобоввет"), "Бехаристан", т. е. "Весенний сад" -- сборник смешанного содержания, состоящий из 8 книг и представляющий подражание "Розовому цветнику" ("Гюлистан") Саади. Одна из книг ("Певчие птицы") содержит биографии персидских поэтов. Полные издания "Бехаристана": в Булаке 1858, Константинополе 1868, и Вене 1846 ("Der Frühlingsgarten", persisch und deutsch von M. v. Schlechta Wssehrd). Переводы отрывков из "Б.": последняя книга ("Басни") - в "Anthologia Persica" (Вена, 1778); Langlés: "Contes, sentences et fables, tirés d'auteurs arabes et persans" (Париж, 1788); A. L. Chézy: "Oina et Rya" ("Journal Asiatique", 1822); Defrémery: "Achter et Dieida" ("Journ. Asiat.", 1842). См. также: "Coup d'oeil sur Djami et sur son ouvrage Béharistan", par Grangeret de Lagrange (Париж, 1825). Д. написал еще целый ряд прозаических рассуждений о филологии, стилистике, приемах поэтического творчества, метрике и т. п. Комментарий Д. к арабскому синтаксису Ибн-оль-Хаджиба (Тегеран, 1850, Каунпор, 1876), "Инша", или "Рикаат", служит в Персии и до настоящего времени образцом письменного стиля; в начале и в конце каждого письма помещен какой-нибудь подобающий стишок. Blochmann издал под заглавием "A treatise on persian rhyme" персидский текст рассуждения Д. о стихосложении (Калькутта, 1867). Гладуин издал, вместе с англ. переводом, "Нисаби теджниси логет" ("Resemblances linear and verbal", Лонд., 1811); в сочинении этом, основанном на недостатках арабской азбуки, которая не имеет знаков для выражения гласных звуков, даны правила для вычурной игры словами; подобные "Arts poétiques" были в высшей степени пагубны для развития персидской и вообще восточной поэзии, приучая поэта обращать все внимание на натянутую и искусственную постройку формы, в ущерб содержанию. Собрание произведений Д. напечатано в Калькутте (1811), под именем "Коллиет"; другое собрание вышло в Лукно (1890); но до настоящего времени не все сочинения Д. изданы. Из рукописных собраний сочинений Д. замечательнейшее находится в России (см. "Collections scientifiques de l'Institut des langues orientales du Ministère des affaires étrangères. Manuscrits persans décrits par le baron Victor Rosen"; СПб., 1886). Другая важная рукопись "Дивана", писанная еще при жизни Д., хранится в библиотеке Лазаревского института восточных языков. О жизни и произведениях Д. см., кроме Лагранжа: Hammer, "Gesch. d. sch. R.-K. Persiens", стр. 312-348 (вместе с антологией); Rosenzweig, "Biografische Notizen über Mewlânâ Abd ur-Rahmân Dschâmi, nebst Uebersetzungsproben" (Вена, 1840) и Ethé: "Die höfische und romantische Poesie der Perser" (Гамбург, 1887). Д. был последним великим поэтом Персии, хотя уже у него замечаются в темах и поэтических образах громадные заимствования из Гафиза, Саади, Низами.

А. Крымский.

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. Xa (1893): Десмургия -- Домициан, с. 521--522.

II.

   ДЖАМИ (Абдеррахман Нуреддин-ибн-Ахмед) [1414--1492] -- персидский поэт, ученый и суфий XV в. Сын простолюдина -- выходца из Исфагана. Р. в местечке Джам. В зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу Хорасана Герат, где под покровительством гл. обр. просвещенного султана-тимурида Хусейна Бейкара и его знаменитого везиря -- мецената (и поэта) Али Шир Неваи (см.) -- и протекает его лит-ая деятельность. Еще при жизни Д. был общепризнанным величайшим (в современности) поэтом мусульманского мира.
   Лит-ое наследство Д. очень велико: свыше 30 прозаических сочинений разнообразного содержания -- трактаты на богословско-суфийские темы, комментарии к классикам суфийской лит-ры, работы по поэтике, просодии, стилистике, музыке, грамматике и истории, из к-рых важнейшее: "Нефехат-аль-онс" (Дуновения искренней приязни) -- биографический свод, в основу которого легли "Разряды суфиев" Ансари -- источник первостепенной важности для историка лит-ры и суфизма. Венцом же лит-ой славы Д. являются его поэтические произведения: 4 лирических дивана (см.) и 7 эпических поэм, объединенных в "седмерицу" под общим названием "Хефт Авренг" (буквально -- "7 престолов" -- Семизвездие Большой медведицы), к-рую составляют: 3 дидактических поэмы -- "Золотая цепь", "Дар благородных", "Четки праведных", аллегорическая поэма "Селяман и Абсаль", романтические поэмы -- "Лейла и Меджнун" (см.), "Юсуф и Зулейха" (см.) и заключительная морализаторская -- "Книга мудрости Александра" (Македонского).
   Вся "седмерица" отредактирована в последние годы жизни поэта [1480--1485]. К 1487 относится написанный в поучение сыну "Бехаристан".
   В истории персидской лит-ры Д. завершает собой целую эпоху -- так наз. "классический период". Новых мотивов в его творчестве нет. Социальные условия после потрясений монгольской эпохи и походов Тимура не давали почвы для роста и возникновения новых идей. То был период застоя как для Ирана, так и для всего мусульманского мира. В спокойной культурной обстановке Герата, после походов Тимура, на грани безнадежного упадка [до XIX в.] естественно было подвести итоги богатому лит-ому прошлому. Идеология суфизма (как основного явления духовной культуры средневекового Ирана) в его наиболее развитом виде сочетается поэтому в творчестве Д. с совершенством формы. Отделка формы, доходящая до грани вычурности, плавность стиха, четкость ритма и богатство рифмы, сочетание реализма с символизмом -- вот основные черты стиля Джами. Находясь под влиянием своих великих предшественников, Д. в то же время возвращается к традициям домонгольского периода, к стилю так называемой (персами) "туркестанской школы", к которой принадлежал и Эмир Хосров Дехлийский (см.), оказавший сильное влияние на Д. Значение Д. -- в многогранности его творчества, которому были чужды лишь панегиризм, сатира и героический эпос. Исключительно ценная рукопись Д. -- "Куллийят" (Полное собрание) находится в СССР, в Аз. музее Академии наук. Это автограф самого поэта (см. Розен В. Р., Manuscrits persans. Collections scientifiques de l'Inst. des langues orient. d. Minist. d. Affaires Étrangères, СПБ., 1886).

Библиография:

   II. Библиографические данные сообщены Крымским А., в XX томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона под "Джами". Rosenzweig V., v., Biographische Notizen über Mevlana Abdurrahman Dschami, Wien, 1840; Nassau Lees W., Lives of the Mystics, Calcutta, 1859.

А. Стариков

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 235--236.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-2357.htm

III.

   ДЖАМИ, Абдуррахман Нуреддин бин Ахмад [7.XI.1414, Джам (Хорасан), -- 9.XI.1492, Герат] -- перс. и тадж. писатель, философ, музыковед, филолог. Считается завершителем классич. поэзии на фарси. Учился в Самарканде и в Герате, где прожил большую часть жизни. После смерти признан святым. Характерная черта творчества Д. -- многожанровость. Он пользовался всеми традиц. поэтич. жанрами -- месневи, касыда, газель, рубаи, кит'а и др. Написал, по разным данным, от 45 до 99 сочинений: работы по теологии, мистике, поэтике, риторике, эпистолографии и др. Его труды по музыке (на фарси и араб. яз.) подытоживают достижения его предшественников более чем за 6 вв. Он прославился также художественными произведениями: три дивана газелей -- "Первая глава юности" ("Фатихат ушшабаб"), "Средняя жемчужина в ожерелье" ("Васитат уль-акд"), "Заключение жизни" ("Хатимат уль-хаят"); семерица "Семь корон, или Созвездие большой медведицы" ("Хафт ауранг", в развитие "Хамсе" Низами), состоящая из следующих поэм: "Дар праведникам" ("Тухфат уль-ахрар"), "Лейли и Меджнун", "Книга мудрости Александра Македонского" ("Хераднамаи Искандари"), являющихся "ответом" на три соответств. поэмы Низами, а также собрания притч "Златая цепь" ("Сибхат уль-абрар"), "Юсиф и Зулейха" на коранич. сюжет (об Иосифе Прекрасном и жене Пентефрия) и "Саламан и Абсал" -- мистич. аллегория, впервые разработанная Ибн Синой. Прозаич. произв. с инкорпорированными стихами "Весенний сад" ("Бахаристан") состоит из 10 глав, в т. ч. одной лит.-исторической с биографич. сведениями и анекдотами о поэтах-классиках. Оно написано в подражание "Гулистану" Саади и является образцом ясности и простоты стиля; Д. был также мастером виртуозной формы, поэтич. трюков и автором пособия по усложненным жанровым формам, в частности "муамма" ("шарады"). Будучи учеником Шейха Ахрара, главы суфийского братства "Накшбандийа" (см. Суфизм), Д. в своем творчестве поднялся над мистич. ограниченностью этого учения до больших философ. обобщений и проповеди гуманистич. идей правдивости и трудолюбия. Д. отвергал дворцовую роскошь, к-рую ему предлагали могуществ. правители, преклонявшиеся перед его огромным авторитетом; он избрал скромный путь наставника, ищущего истины и справедливости.
   Творчество Д. противоречиво -- от реакц. идей религ. нетерпимости и обскурантизма до протеста против деспотии и социальной несправедливости, крайнего пантеистич. свободомыслия и отстаивания социальной утопии о всеобщем равенстве свободных людей. Д. был учителем и верным другом Навои, к-рый посвятил ему специальный трактат "Пятерица изумленных" ("Хам сат уль-мутахайирин").
   Соч.: Куллият, Лакноу, 1876; Хсфт аурснг, Таш., 1914; Диван, Тегеран, 1334 с. г. х. (1955); Бсхарестан (текст и нем. пер. О. М. Шлехта-Вшерд), Вена, 1846; Нсфсхат ол-онс, Тегеран, 1336 с. г. х. (1958); Интихоб аз асархо, [Душанбе], 1956; в рус. пер. -- Избранное, [Душанбе], 1955; Избранное, М., 1955; Бэхарестан, М. -- Л., 1935; Трактат о музыке, Таш., 1960; Селаман и Эбсаль, в кн.: Восток, Сб. 2, М., 1935.
   Лит.: Бертельс Е. Э., Джами. Эпоха, жизнь, творчество, [Душанбе], 1949; Брагинский И., Очерки из истории тадж. лит-ры, [Душанбе], 1956; Хекмат А. А., Джами, Тегеран, 1320 с. г. х. (1941); Алишер Навои, Хамсат-ул-Мутахайирин, тадж. пер. А. Маниязова, [Душанбе], 1961; Rypka J., Iranische Literaturgeschichte, Lpz., 1952 (имеется библ.).

И. С. Брагинский.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 639--640.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-6391.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru