Джойс Джеймс
Джеймс Джойс: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   ДЖОЙС Джемс [James Joyce, 1882--] -- англо-ирландский писатель, психоаналитик, мэтр международного (особенно американского) модернизма. С 1904 -- в эмиграции, с 1920 -- в Париже. Пишет Д. медленно, пренебрегает традицией и не дает издательствам смягчать остроту своих выпадов. В результате книга рассказов "Dubliners" (Дублинцы, 1905) могла быть напечатана лишь в 1919; автобиографический роман "Portrait of the Artist as a Young Man" (Портрет поэта в юности, 1904--1914) вышел в Америке в 1916; печатанье романа-эпопеи "Ulysses" (Улисс, 1914--1921) в американском журнале было прервано нью-иоркским "О-вом борьбы с пороком", а парижское издание этого произведения до сих пор запрещено в Англии и Америке. В натуралистических и традиционных по форме "Дублинцах" Д. бьет по мелкой обывательщине родного города. В "Портрете" -- на фоне разорения и распада семьи Дедалов показаны рост и раскрепощение Стивена от клерикального дурмана иезуитской школы, от гнета среды, и его попытки найти себя в разрыве с ними и в творчестве. Деклассированный выходец из обнищавшей вольнодумной буржуазии, трудовой интеллигент, идейный расстрига иезуитской догмы, богохульно поносящий традиции, но барахтающийся в тенетах религиозно-схоластического мироощущения, поэт, близкий к радикальной богеме, -- Стивен -- в значительной мере отражает взгляды самого Д. Эпическая символика "Улисса" с неслыханной остротой и точностью показывает мерзость буржуазного города. Центральное лицо "Улисса" -- агент по сбору объявлений, Л. Блум, ирландский еврей, добрый, чувственный, пошловатый, склонный порассуждать. Рядом с новым Гамлетом, -- вернувшимся из Парижа -- Стивеном, -- это новый Фальстаф, который, добровольно купаясь в грязи, отлично ее сознает и ловко обращает себе на пользу. Он отечески расположен к Стивену и "спасает" его от "гибельных" устремлений, пытаясь снизить до своего уровня, хотя Стивен задыхается в том мире, каким его сделали Блум и ему подобные. Закрепленный на последних 42 страницах поток сознания жены Блума, Марион, показывает интимную жизнь этой исковерканной средою женщины сквозь призму ее разнузданной и пассивной психики. Мнимое нарастание конфликта в творчестве Джойса в действительности -- движение "из никуда в ничто". Глухой протест "Дублинцев" и мучительные искания "Портрета" приводят в "Улиссе" к статике предельной опустошенности и безысходности. В "Улиссе", где на 60 печатных листах описан ничем не замечательный день самых заурядных людей, мир остановился для Джойса в напряженном ожидании краха. Новатор формы и бунтарь, Д. еще в плену у старой психоидеологии схоласта и аскета (Аристотель и Фома Аквинский). Эта трагическая двойственность Д. и порожденный ею тупик ведут его к пассивности и анализу, но и тут сухое и беспощадное обнажение себя и окружающего сменяется романтической героизацией образа Стивена и сентиментальной лирикой (книги стихов "Chamber Music", 1907, и "Poems Penny Each"). Пассеизму и пассивности Джойса соответствует вторичность художественного выражения и пародирование старых форм [сотни цитат из существующих и вымышленных писателей, "Улисс" -- по схеме "Одиссеи", пародия на вопросно-ответный строй английских экзаменационных работ, стилизация стихов под елизаветинцев, единство времени в сделанной под Ибсена психологической драме "Exiles" (N.-Y., 1918) и в "Улиссе" и т. п.]. С чисто художественной стороны может быть цельнее и безупречнее всего написанного Д. некоторые его рассказы флоберовской традиции, с их скупой и емкой пластичностью. Но стоит Д. покинуть классическую раковину и сбросить груз прошлого, как проступает внутренний разлад, форма распадается от истерических вывертов, разменивается на пародии, и творческое лицо Джойса сводит болезненная гримаса. Иконоборец и разрушитель, он яростно атакует старые формы, религию, буржуазно-мещанскую мораль и быт, но по-интеллигентски неспособен осмыслить коренную причину зла и сделать последние выводы. В англо-саксонских лит-рах Джойс первым осмелился о многом говорить прямо и до конца. Но как наиболее чувствительное и запретное для английского пуританина табу он избрал узкую область половых отношений и вскрыл ее с полной откровенностью и намеренной непристойностью "Улисса", в эпатирующей буржуа художественной форме. Желая возможно точнее передать всю полноту и бессвязность потока сознания, показывая все изображаемое через восприятие своих героев, он психологизирует время и пространство и пользуется заумью, кинотехникой и полифоническим письмом. Весь "Улисс" дробится на отдельные и часто многопланные кадры переплетающихся восприятий и переживаний. Монтаж их -- фиксация восприятий многих лиц на одном объекте, произвольные прыжки мысли, обратная съемка с мотивацией воспоминанием и т. п. Обычны у Д. такие приемы, как тематический пролог к "Дублинцам" -- первые три рассказа сборника, в "Улиссе" -- пролог к сцене Ормонд Отеля -- пучок позднее развернутых лейтмотивов; симфоническое разрешение книги -- воспоминания Марион и т. п. Логическая речь у Д. распадается в речь экспрессивную, т. е. в ряд лишь интонационно и тематически связанных алогических конструкций из междометий, намеков, неологизмов, построенных на игре смыслом и звучанием, и т. п. Непонятные цитаты и ссылки воспринимаются у Д. тоже как заумь. Если "Улисс" местами труднее самых запутанных страниц Белого, то "космическая фантазия" -- "A Work in Progress" ("Работа двигается" -- первая из 4 книг новой вещи Д., печатается в журнале "Transition" за 1928) -- сущая головоломка на сплаве из 12 языков с заумью самого Д. Вслед за Г. Джэймсом (см.) Д. делает решительный шаг к разрушению формы романа. Прикрасы господствующего в ирландской лит-ре конца XIX в. национально-романтического "Возрождения" чужды скептику Д. Его творчество, продукт старой межнациональной культуры, необычайно остро изображает ее гипертрофию и распад в сознании декадентской буржуазии и богемы. В этом смысле Д. близок Прусту, Белому, Шпенглеру. Респектабельный пессимизм обличений послевикторианской лит-ры в Англии стал у Д. потоком "желчи и грязи". На родине Д. -- пугало; в Париже, где укрылась от пуританской цензуры анархо-эстетская молодежь Англии и Соединенных штатов, он, вместе с Фрейдом, -- апостол похода против гнета лицемерного и прекраснодушного мещанства, а "Улисс" -- евангелие "раскрепощенного" сознания. Мусорщик и могильщик растерянной и раздавленной капитализмом мелкой буржуазии, Д. расчищает дорогу для лит-ры будущего, но ему нечего противопоставить миру, им разрушаемому, и, запутавшись в формальных исхищрениях, Джойс гибнет как художник вместе с изображаемой им классовой прослойкой.

Библиография:

   I. Произведения Д. на русск. яз.: Дублинцы, Л., 1927 (сокращ.) и несколько отрывков из "Улисса" в сборнике "Новинки Запада", М., 1925.
   II. Фогэрти Ю., Д. Джойс, "Вестник иностранной литературы", М., 1928; Boyd Е., Ireland's Literary Renaissance, N.-Y., 1922; Gorman H., James Joyce, монография, N.-Y., 1924 (в ней частично указана огромная журнальная лит-ра о Д.).

Ив. Кашкин

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 248--251.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-2481.htm

II.

   ДЖОЙС (Joyce), Джеймс (2.II.1882, Дублин, -- 13.I.1941, Цюрих) -- ирл. писатель. Род. в интеллигентной семье. Окончил иезуитский колледж и ун-т в Дублине. Страдая от гнета, к-рому подвергали Ирландию англ. и ирл. капиталисты, и в то же время не веря ни в действенность нац.-освободит. борьбы, ни в идеалы культурно-освободительного движения ("Ирландское возрождение"), Д. в 1904 уехал на европейский континент; в 1920 обосновался в Париже. Изучал медицину, музыку. В 1907 выпустил сб. лирич. стихов "Камерная музыка" ("Chamber music"), на к-рых сказалось влияние как традиций елизаветинской поэзии, так и символизма. В сб. ранних рассказов "Дублинцы" ("Dubliners", 1914, рус. пер. 1927), объединенных темой гибели лучших человеч. стремлений, Д. нарисовал картину унылой жизни дублинских горожан, подверг критике англ. властителей Ирландии и их ирл. приспешников. В романе "Портрет художника в юности" ("A portrait of the artist as a young man", 1916) Д. показал духовное развитие художника Стивена Дедалуса (образ во многом автобиографичен), к-рый, борясь против морального гнета, рвет с семьей, мещанским окружением, отвергает религию, в догматах к-рой его воспитывали. Вместе с тем он отказывается от участия в освободит. борьбе своего народа и, замыкаясь в творчестве, к-рое представляется ему единственной самодовлеющей ценностью, добровольно покидает Ирландию, хотя и трагически переживает разрыв с ней.
   Роман "Улисс" ("Ulysses", 1922) выполнен в духе некоей совр. "Одиссеи" и разоблачает кризис бурж. цивилизации, к-рый особенно усилился после 1-й мировой войны. Объективно "Улисс" является беспощадным приговором бурж. миру, хотя сам автор подвергся губительному воздействию этого мира -- нигилизм, ощущение обреченности, тупика, отсутствие положительных обществ. идеалов делают созданную им картину бесперспективной. В этом произв. Д. впервые использовал метод, к-рый ведет к полному разрыву с реальной действительностью и утвердился как принцип самодовлеющего, внутри субъекта протекающего "потока сознания" (см. "Потока сознания литература"). В "Улиссе", где изображен один день из жизни гл. героев романа -- двух дублинских мещан, писатель стремится передать не объективную реальность, а то, как действительность отражается в "потоке сознания" персонажей, скрупулезно фиксируя все, что в нем возникает -- обрывки мыслей, случайные ассоциации, мимолетные влечения, сны и т. д. Для этого романа характерна очень сложная символика, поддающаяся различным, даже противоречащим друг другу толкованиям, а подчас имеющая самодовлеющее значение, сплав разных стилевых манер, пародийное использование античных и библейских мотивов. Д. прибегает к изощренному словотворчеству, отказываясь от синтаксич. связей. Все эти ухищрения ведут к распаду лит. формы романа, что наглядно сказалось в "Поминках по Финнегану" ("Finnegan's wake", 1939), фантасмагорич. сочетании яви и сновидений, свидетельствующих об упадке лит. дарования Д. Формалистич. экспериментаторство писателя доставило ему положение одного из мэтров модернистской лит-ры (см. Модернизм) в ее самых реакц. проявлениях. Влияние творчества Д. на бурж. лит-ру разных стран способствовало углублению в ней декадент. тенденций и привело мн. писателей в тупик алогизма.

Сочинения:

   Pomes Penyeach, 1927; Collected poems, 1937; The portable James Joyce, N. Y., 1947;
   в рус. пер. -- [Главы из "Улисса"], "Интерн. лит-ра", 1935, No 1--3, 9--12; 1936, No 1--4;
   Дублинцы, М., [1937];
   в кн.: Антология новой англ. поэзии, Л., 1937.

Литература:

   Старцев А. А., Эксперимент в совр. бурж. лит-ре (3 период Дж. Джойса), "Лит. критик", 1934, No 6;
    его же, О Джойсе, "Интерн. лит-ра", 1936, No 4;
   Жантиева Д. Г., Англ. лит-ра от первой до второй мировой войны, в кн.: История англ. лит-ры, т. 3, М., 1958, с. 362--69;
   Gorman H., James Joyce, N. Y., 1949;
   Magalaner M. and Kain R., Joyce, N. Y., 1956;
   Ellman R., James Joyce, Oxf., 1959;
   Levin H., James Joyce, N. Y., 1960;
   Parker A. D., James Joyce. A bibliography of his writings, critical material and miscellanea, Boston, 1948.

Е. В. Корнилова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 654--655.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-6542.htm
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru