Евреинов Николай Николаевич
О постановке "Анатэмы"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


О постановкѣ "Анатэмы"

   "Аполлонъ", No 3, 1909
  
   Когда режиссеръ Санинъ "проваливалъ" -- выражаясь театральнымъ жаргономъ -- одну за другой постановки -- "Царя природы" Е. Чирикова, "Вѣрности" Б. Зайцева и "Анфисы" Л. Андреева, многіе изъ насъ утѣшались мыслью: "Санинъ готовится къ "Анатэмѣ", его творческій духъ витаетъ надъ "Анатэмой", ему некогда заниматься мелочами".
   И мѣсяцъ жизни на сценѣ убогой "Анфисы" казался намъ длиннымъ-длиннымъ въ ожиданіи "Анатэмы".
   Нянькамъ свойственно разсказывать о "своихъ" дѣтяхъ небылицы; -- и театральная нянька въ лицѣ Санина не поскупилась на слова въ сенсаціонныхъ интервью, чтобы расхвалить "по своему" Анатэму, a кстати прихвастнуть умѣлымъ обращеніемъ съ этимъ дѣтищемъ. Больше полугода провозился Санинъ съ Андреевскимъ твореніемъ... У театральной молодежи лопалось терпѣнье.-- "Пока солнце взойдетъ, роса глаза выѣстъ" -- жаловались иные на потемки Новаго Драматическаго театра. Но вотъ солнце взошло! "Анатэма" поставлена! И хочется задать вопросъ, не лучше ль было бы, чтобъ роса глаза выѣла, чѣмъ видъ этого Санинскаго "солнца"...
   Мнѣ жаль отъ всей души Л. Андреева и жаль мнѣ Н. Калмакова и талантливаго композитора В. Каратыгина.
   Декораціи Н. Калмакова вышли скучными, безъ всякой "глубины мистической", порой безсмысленными, какъ, напр., въ прологѣ и эпилогѣ (гдѣ врата вѣчности? гдѣ фигура стража?), порой мало оригинальными (залъ въ домѣ Лейзера напоминалъ по духу "Жизнь Человѣка" москвичей), отчасти взятыми изъ "Черныхъ масокъ", (какъ, напр., большой каминъ,-- на томъ же мѣстѣ и почти тотъ же), наконецъ, безвкусными (этотъ ужасный задникъ неба Ной картины въ видѣ грязной тряпки съ подтеками!) и, что самое главное,-- безъ соблюденія трагическихъ ремарокъ автора. Задолго до представленія я указывалъ Н. Калмакову, что въ его эскизахъ къ "Анатэмѣ" не оригинально, и мнѣ казалось, что,понявъ меня, онъ вполнѣ со мною согласился. Жестока же ферула Санина, если художникъ не посмѣлъ измѣнить то, чѣмъ онъ самъ, казалось, былъ недоволенъ.
   Писать о постановкѣ "Анатэмы" такъ же тяжело, какъ писать о похоронахъ. Поистинѣ въ драмѣ новаго направленія, работа Санина -- работа могильщика.
   Вся бѣда въ томъ, по моему, что Санинъ, этотъ заядлый бытовикъ театра Островскаго, не пожелавъ отстать отъ вѣка стилизаціи, ухватился за эту "стилизацію" безъ всякаго знанія художественныхъ методовъ. Я ясно убѣдился, что стилизацію онъ понимаетъ не въ смыслѣ выявленія сущности, a въ смыслѣ ея затемнѣнія. Манерностью дурного тона, нескончаемыми паузами, диковинными "не людскими" интонаціями, упрощеніемъ до нелѣпости того, что сложно, и осложненіемъ того, что просто, Санинъ какъ бы силится въ постановкѣ "Анатэмы" доказать намъ свою современность, модность, свою причастность къ декадентству. Но стилизаторъ-режиссеръ открещивается отъ декадентшины, г-нъ Санинъ! Къ тому же, изъ бытовиковъ не "поступаютъ въ стилизаторы" съ такой же легкостью, какъ изъ Александринскаго театра въ Новый Драматическій. Здѣсь дѣло не въ одномъ желаніи, a и въ творческомъ складѣ души.
   Скука -- "выкрутасъ", скука -- нелѣпость, скука -- смѣшной шаржъ, -- скука, наконецъ, невыносимая!
   Что сказать объ исполнителяхъ?-- Ихъ трудно винить, поскольку они явились исполнителями воли Л. Андреева, но легко ихъ винить, поскольку они подчинились волѣ Санина. Однако, разбираться въ этомъ я предоставлю закулиснымъ Шерлокъ Холмсамъ. Скажу лишь, что г-жа Голубева мнѣ понравилась своими скорбными и вдумчивыми интонаціями, Муратовъ былъ донельзя плохъ, прекрасенъ гримъ y Лебединскаго и выразительны глаза y Іолшиной.

Н. Евреиновъ.

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru