Федоров Николай Федорович
Об объединении искусств
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Федоров Николай Федорович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1903
Обновлено: 17/02/2012. 3k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Философия
Философия, критика, публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
(По поводу мыслей Вагнера и Ницше о задаче искусства)
Н
.
Федоров
Об
объединении
искусств
(
По поводу мыслей Вагнера и Ницше о задаче искусства
)
Идейная живопись и программная музыка хотят отвлеченные мысли
изображать,
рисовать и выражать первые - красками, а вторые - звуками; символическая же поэзия хочет, чтобы и само "слово действовало не своим содержанием, а звуками; речь, потеряв определенность, должна стать неопределенной музыкой".<<1>> Другая же часть символистов идет еще дальше; она требует, чтобы слово вызывало не только музыкальное чувство, но и красочное впечатление, создавало гармонию или
диссонансы
будто бы
световые
.<<*1>> При этом жрецами "искусства Будущего" совершенно забывается, что высшая задача искусства - не
изображать,
не
рисовать отвлеченные мысли
(что сводится к призрачному творению только подобий, то есть к иллюзии), а
указывать путь
и в художественной форме и в творческом восприятии создавать проект самого дела, самой истинной задачи рода человеческого. Вот почему художественным выражением этой задачи или этого проекта может быть храм-школа, а отнюдь не театр, и всего менее - театр трагический, предназначаемый для изображения гибели мира, в противоположность росписи храма-школы, которая есть воспитательно-образовательное изображение воссоздания мира, то есть воскрешения.
Программная же музыка должна быть внехрамовою, то есть она должна сопровождать объединенный род человеческий в деле обращения орудий борьбы (орудий военных) в орудия спасения. В служении этой задаче открывается новое, необозримое и благородное поприще для музыки и военной, и духовной (религиозной).
Что же касается поэзии, уклонившейся из области определенных понятий в сферу неопределенных созвучий и призрачных световых (красочных) впечатлений, то это, очевидно, - возвращение к инстинктивной, животной жизни, так же как и выход за пределы добра и зла есть возвращение к животности, не знающей стыда. Поэзия, ниспадающая до бессознательных, невыяснимых эмоций, - какое вырождение того, что считалось некогда "языком богов"!..
1
Китайское письмо не есть ли идейная живопись и языки вообще - не символическая ли поэзия?
*1
Попытки этого рода встречаем у новаторов музыки, например у Скрябина, если верить тому, что об этом было недавно писано (
В. А. К
.).
Оригинал здесь --
http://www.magister.msk.ru/library/philos/fedorov/fedor087.htm
Оставить комментарий
Федоров Николай Федорович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1903
Обновлено: 17/02/2012. 3k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Философия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.