Речь по освящении храма во имя праведные Елисаветы, устроенного при сиротском училище 1812 года, находящемся в ведении Санкт-Петербургского женского Патриотического Общества
(Говорена 27 мая; напечатана отдельно). 1817 год
Хвалите Господа -- юноши и девы, старцы с юнотами. Да восхвалят имя Господне: яко вознесеся имя Того Единого, исповедание Его на земли и на небеси. (Пс. 148:7, 12--13).
Когда придет, наконец, сие блаженное время, в которое не только вознесется имя Господне, но и "вознесется имя Того Единого", и благоговейное "исповедание Его" будет едино "на земли и на небеси"? Когда единое имя "Единого истинного Бога и егоже послал есть Иисуса Христа" (Иоан. XVII. 3) повсюду соделается и немотствованием детей, и поучением старцев, и песнию дев, и воскликновением юношей? Когда все кумиры древянные и каменные, наипаче же все идолы сердечные и мысленные, идолы страстей и грехов, сокрушатся от лица Бога живого, "и исполнится славы Его вся земля" (Пс. LXXI. 19), подобно как все небо ее исполнено?
Доколе полнота сего блаженства, и на земли небесного, еще сокрыта в судьбах Вечного, благо нам, христиане, что хотя отчасти можем предварять сии блаженные события; что есть времена, в которые мы торжественно призываемся "...величить Господа" со всею Его Церковию "и возносить имя Его вкупе" (Пс. XXXIII. 4). Есть места, которые не только посвящаются единому Его имени, но и освящаются Им, исполняются силою и славою сего великого имени и таинственно соединяют в себе исповедание Его земное с исповеданием Его небесным.
"Се наречеся имя" Господне и "на сем храме" (3Цар. 8:43). "Господь воцарился" здесь благодатным своим присутствием; "Он облекся" невидимо в сию видимую "лепоту" (Пс. XCII. 1). Кто прошед область телесных чувств, которые могут нас поставить токмо в предвории дома Божия, "вземлется духом" веры и "вводится во двор внутренний" -- в духовное созерцание таин здесь совершающихся, -- тот видит и здесь, что видел негде некто из древних созерцателей, -- видит "полн славы дом Господень"; видит "место престола" Божия и "место стопы ног" Его, "идеже вселится имя" Его, не токмо на краткие дни рукотворенной храмины, но и "в век" (Иез. XLIII. 5--7).
И потому да не обратится радость настоящего события, -- радость без сомнения общая всем здесь собранным, -- да не обратится в похвалу и славу токмо человеческую. Не будем здесь восхвалять сего благодетельного сословия, которое в незабвенные дни общественных бедствий, основав свой союз для того, чтобы тем внимательнее и деятельнее "разумевать на нища и убога" (Пс. XL. 2), с щедрым человеколюбием, свойственным любви к Отечеству, соединяет смиренное человеколюбие христианское, не стыдясь исходить из чертогов для посещения нищеты под ее нагбенным ветхостью кровом; и, по внушению того же христианского духа, и сию обитель человеколюбия украшает и возвеличивает сим святилищем благочестия. Не будем возносить -- вознесенного впрочем -- имени порфироносной матери сирот, коея дух живет в составе сего сословия, и действует в его деяниях. Благодетели христианские конечно и не желают, чтобы мы проповедывали их "шуйце", что "творит" их "десница" (Матф. VI. 3), и скудною мздою хвалы земные ослабляли их право на мзду многую на небеси.
Какой же путь укажем мы чувствованиям сердец, подвигнутых настоящим событием? -- Тот самый путь, по которому ныне здесь "вознесеся имя... Единого", -- путь молитвенного славословия Господу. "Хвалите Господа! Вознесем имя Его вкупе!""Хвалите Господа" вы, которым Он положил в сердце желание устроить сие место хвалы Его и которых благословил совершением сего желания. Не помышляйте, что вы принесли Ему какой-либо дар, в котором бы Он имел нужду; но паче веруйте, что Он даровал вам благодать принести Ему сие служение. Не вы избрали Его помощником и покровителем ваших человеколюбивых деяний, -- Он тайным, но вседержавным своим промыслом избрал и приял вас в орудия своего Божественного человеколюбия. И в какое высокое достоинство приял Он вас за то, что вы забываете ваши в мире достоинства, чтобы посвятить себя на служение убогим, немощным и сирым из уважения к забвенным в мире достоинствам -- человека и христианина! Он приял вас в достоинство не токмо ближних, но и благодетелей Единородному Сыну своему. Избрание совершенно, -- если только сохранится в ваших сердцах, -- и самим Сыном Божиим возвещено всему миру в Евангелии: "понеже сотвористе единому сих братий" (или сих сестр) "моих меньших, мне сотвористе" (Матф. XXV. 40). Итак, прославьте, благодетельствующие на земли, благодетельствующего с небеси, благодетельствующего вами, чтобы благодетельствовать вам. "Хвалите Господа!""Хвалите Господа" и вы, под сим благодетельным кровом водворенные девы. Может быть, "отец... и мати...оставили вас", но тем очевиднее "Господь... восприял" (Пс. XXVI. 10) вас. Его судьбы, нам непостижимые, освятили ваших родителей в жертву отечественных опасностей, -- но Его благость подвиглась в сердцах избранных дщерей Отечества и даровала вам в чуждых родительскую любовь и попечение. Ваша жизнь обеспечена от нужд, охранена от опасностей, окружена средствами усовершенствования и, -- что всего важнее потому, что истинная человеческая жизнь на земле есть путь к Богу -- вас научают страху Господню, непорочному хождению в законе Его, приближению к Нему молитвою в вере и любви и, для сего приближения к Невидимому и Непостижимому, видимо вам отверзают здесь при самом жилище вашем сей "дом Божий, и сии врата небесныя" (Быт. XXVIII. 17).
Дети, дети! Поспешайте пользоваться средствами приближения к Господу, столь милосердо вам даруемыми. Вы ближе к Нему, нежели думаете. Царствие Божие почти в руках ваших. "Оставите детей приходити ко Мне", сказал возлюбленный Спаситель наш, "таковыхбо есть царствие Божие" (Мк. X. 14). Но тогда Апостолы возбраняли детям приближаться к Иисусу Христу, а вас ныне призывают и руководствуют к Нему. Возводите к Нему ваши мысли и сердца; прибегайте к Нему и с вашими печалями, и с вашими радостями; "поминайте Его на постелях ваших; на утренних поучайтесь о Нем" (Пс. LXII. 7); и наипаче здесь, в торжественный час общего моления, изливайте пред Ним сердца ваши со всею простотою и искренностью, толико свойственной вашему возрасту и толико любезной Господу, Который и не требует от нас более, как "сердца" (Прит. XXIII. 26), детски Ему преданного.
Господи, "совершаяй хвалу" Твою "из уст младенец и ссущих" (Пс. VIII. 3), "открываяй младенцам то, чтоутаеваешь... от премудрых и разумных" (Лук. X. 21), обещавый в последние дни "излиять от Духа Твоего на рабы Твоя и на рабыни Твоя" (Иоил. II. 29)! Приими во благодать твою детей, приходящих к Тебе во храме сем, и отверзи в сердцах их сокровенное царствие Твое. Приявших же от Тебе благодать человеколюбия утверди в подвиге их и сподоби "прияти от исполнения Твоего и благодать возблагодать" (Иоан. I. 16). Да и девы и матери, и старцы и отроки восхвалят превознесенное имя Твое во веки. Аминь.