Ты же сыне человечь, покажи дому Иизраилеву храм, и да престанут от грехов своих. (Иез. XLIII. 10).
Если слово сие не даром лежит в священных книгах; если, как уверяет Апостол, "елика преднаписана Быша, в наше наказание преднаписашася" (Рим. XV. 4): то к кому из нас сие слово? Кому дается сие повеление? К кому препосылается сие увещание!
После других, не простирается ли, может быть, и ко мне повеление: показать храм тем, которые могут смотреть на него со вниманием, особенно теперь, когда храм только что явился в своем существе и действии, потому что "слава Господня вниде во храм" (Иез. XLIII. 4)?
Не должно ли, может быть, и предстоящим в сем храме, и видящим новоявленную святыню сию[2], напомнить древнее увещание: "да престанут от грехов своих"?
Грехи народа Иудейскаго, -- холодность к истинной вере, пристрастие к суевериям языческим, корыстолюбие, роскошь, неправда, угнетение сильными слабых, непослушание подчиненных властям, возрастшия до разстройства жизни частной и общественной, после безплодных обличений от Пророков, после частных и непродолжительных наказательных посещений Божиих, привлекли наконец решительный суд Божий. Иерусалим взят и разрушен Вавилонянами. Храм Соломонов сожжен. Иудеи отведены в плен Вавилонский. Прекратилось законное Богослужение: потому что хотя оставались священники, но не было законом определеннаго и освященнаго места для Богослужения. Неудивительно, если горесть Иудеев доходила до отчаяния: потому что в прежних наказаниях Божиих гладом, войною, мором, они имели утешение и надежду в святом храме, который показывал, что союз их с Богом не вовсе прерван, и что путь к умилостивлению Его еще открыт; но когда Бог, отвергая согрешивший народ, отверг и место Свое Святое, тогда отвержение казалось окончательным и гнев неумолимым. В сие-то безнадежное, по видимому, время Бог берет между пленниками Вавилонскими Пророка Иезекииля, ведет его в духе в опустошенный Иерусалим; на развалинах и пепелище храма показывает ему целый храм, его устройство, размеры, законы, присутствие в нем славы Божией; и повелевает тайновидцу, посредством повествования, показать прочим Иудеям сие сколь величественное, столь же утешительное зрелище, котораго не могли они видеть обыкновенными глазами. "Ты же сыне человечь покажи дому Иизраилеву храм".
То есть: скажи дому Израилеву, что храм Божий не в конец разрушен; что можно видеть его в духе, хотя и нет его для очей телесных; что над развалинами его носится его таинственный образ; что там дело идет о его устройстве, размерах, законах, а сие бывает тогда, когда готовятся созидать новый храм; что следственно есть надежда видеть новый храм Божий, и есть надежда Иудеям вновь быть народом Божиим, потому что Бог не станет созидать безлюдный храм. "Покажи дому Иизраилеву храм".
Слышащие сие теперь, могут подумать, что сие до них не касается. Мы не Иудеи, скажут они, не имели несчастия по грехам лишиться своего храма; но имеем благословение Божие видеть храм, благочестивым[3] усердием воздвигнутый, и благодатию Божиею освященный. Признаю и я над делом вашим благословение Божие; сорадуюсь вам; призываю продолжение благословения Божия. Но не торопитесь с вашими прекословными помыслами. Вы тотчас услышите то, что верно не до одних Иудеев касается.
"Покажи храм", глаголет Господь, "и да престанут отгрехов своих". Покажи храм: но не просто, не для одного любопытства, не для одного утешения сим видением, но для того, чтобы сие видение произвело в видящих действие, и действие сильное и решительное: "да престанут от грехов своих".
О Господи, "обличаяй, и наказуяй, и научаяй, и обращаяй, яко пастырь стадо свое" (Сир. XVIII. 13)! Разве может видение храма Твоего иметь сию врачебную и спасительную силу? Разве может оно способствовать согрешающим, "да престанут от грехов своих"? О, если бы Ты научил нас, как с успехом употребить сие средство к нашему исправлению и усовершению, -- нас, которые после желания и вознамерения престать от грехов своих, даже и не примечаем иногда, как впадаем во грехи, то прежние, то новые!
Нет сомнения, что сие размышление и желание разделяют со мною многие, и таким образом открывается, что слово Божественнаго откровения, которым теперь мы занимаемся, касается не до одних Иудеев, но с пользою может коснуться до сердца всякаго, согрешившаго пред Богом. Будьте же внимательны. Дело точно до нас касается.
Представляемое Иудеям чрез Пророка видение новаго храма, по необходимости должно было привесть им на память прежний храм, созданный Соломоном, и непременную судьбу бывшаго храма, которая не может измениться и для будущаго. Судьбу сию определил Бог, когда, по совершении и освящении храма, в видении Соломону сказал между прочим: "аще отвращающеся отвратитеся вы и чада ваша от Мене, и не сохраните заповедей Моих и повелений Моих; -- и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергу от лица Моего" (3Цар. IX. 6--7). Сколь непреложна судьба сия, Иудеи дознали печальным опытом, в разрушении сего храма Вавилонянами. На все сие указует Бог, когда глаголет Иезекиилю: "покажи дому Иизраилеву храм".
То есть: представь дому Израилеву образ новаго храма, и тем самым приведи на память судьбу храма прежняго, которая, как основанная на правде вечной, не может не быть судьбою и новаго; и пусть помыслят Иудеи, что должно им делать. Если приятно и вожделенно им видение новаго храма: то пусть позаботятся о сохранении храма. Если заботятся о сохранении храма: то пусть вспомнят, что грехи разрушили храм. Если знают, что грехами разрушается храм: то пусть перестанут быть разрушителями храма. "Покажи дому Иизраилеву храм, и да престанут от грехов своих".
Видите, как сильно увещевало Иудеев видение храма, чтобы они престали от грехов своих. Но не тоже ли, Христиане, и нам говорит видение ныне новаго храма?
Господь Христианскаго храма, Господь сего храма, не есть ли тот самый Бог, Который некогда храм Иудейский, по благоволению Своему воздвигнул, благодатию Своею освятил, во гневе Своем за грехи дважды отвергнул, и предал опустошению? Правда, во храме Христианском, преимущественно пред древним Иудейским, Бог является Богом милосердия и благодати в Единородном Сыне Своем Иисусе Христе, Спасителе грешных: но перестал ли Он, -- может ли вечный перестать -- быть также и "Богом правды"? Итак судьба перваго храма в мире не простирается ли на все храмы до последняго в мире? И над сим новоосвященным храмом не изрекается ли от Вышняго, угрожающее вместе и предохраняющее, определение: "аще отвращающеся отвратитеся вы и чада ваша от Мене, и не сохраните заповедей Моих, -- и храм сей, его же освятих имени Моему, отвергу от лица Моего", или видимым отвержением осквернения и опустошения, или невидимым отъятием благословляющей и благодеющей руки, сокрытием благодатной силы святилища? А из сего не следует ли уже само собою и сие увещание: "покажи храм, и да престанут от грехов своих"? Пусть берегутся устроители храма, чтобы не быть его разрушителями. Утешающиеся благодатным видением храма да отвергаются[4] того, что ведет к лишению сего видения, сея благодати. "Да престанут от грехов своих".
Скажет ли кто: желаю престать от грехов, но не знаю, как сего достигнуть? -- Хорошо. Я покажу тебе одно из ближайших средств для научения сему. Сие средство есть храм. Ибо, сверх прославления Бога, во храме не иным чем занимаются, как тем, чтобы отвести человека от грехов, и обратить к добродетели. Не сему ли учат Пророческия и Апостольския писания, которыя здесь читают? Не сему ли учат священныя песни, которыя здесь воспеваются? Не сему ли учат примеры Святых, которые здесь ежедневно представляются? Приходи, внимай, и научишься и умудрен будешь. Показую тебе храм, да престанешь от грехов своих.
Скажет ли кто еще: желаю престать от грехов, но не имею силы освободиться от них? Не спорю против сего признания, и поспешаю показать тебе близкое, отверзтое хранилище силы духовной. Сие хранилище есть храм. Что могущественнее Слова Божия, которым сотворено все, и которым возсозидается все? Здесь оно действует. Что сильнее молитвы, которая проходит облаки и преклоняет к себе Вышняго? Здесь она живет, как в своем доме: ибо храм, по слову Писания, есть "дом молитвы" (Лук. XIX. 46). Что благотворнее присутствия Господа нашего Иисуса Христа, Который для того и "прииде в мир, чтобы грешныя спасти" (1Тим. I. 15)? Здесь Он присутствует и духовно, по Своему непреложному обещанию: "идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Матф. XVIII. 20), и ощутительнее, нежели духовно, в пречистом Теле Своем, за нас ломимом, во оставление грехов, и в Божественной Крови Своей, за нас изливаемой, во оставление грехов. Что суть и все совершаемыя здесь таинства, как не сосуды, в коих благодатная Божественная сила, победоносная над злом, благопомощная для добра, заключена и открыта -- заключена видимо, открыта невидимо; заключена для испытующаго разума, открыта для верующаго сердца; заключена для невнимательнаго и некающагося грешника, открыта для искренно кающагося, и подвизающагося о своем исправлении? Приходи, приступай, очищайся, укрепляйся и победишь зло, и успеешь во благе. Показую тебе храм; да престанешь от грехов своих.
"Се глас от храма глаголющаго ко мне, и муж", то есть, Ангел, "стояше близь мене" (Иез.43:6), -- сказует тайновидец храма. Еслиб и наши очи, братия святаго храма сего, были отверсты для видения таин: и мы увидели бы в сем храме Ангелов, с нами входящих, с нами служащих, как посылаемых "в служение за хотящих наследовати спасение" (Евр. I. 14). Что же, думаете, сии чистые и верные служители Божии глаголют, когда видят нас во храме невнимательных, не очищенных, леностных к молитве, не приступающих к таинствам, не отложивших всякое житейское попечение, не возненавидевших греха совершенною ненавистию? Не дивятся ли они несообразности наших расположений? На что ж, говорят они, -- на что сим людям святый храм, если они не пекутся о своем освящении? Неужели для того, чтобы он был только свидетелем их нерадения, к горшему осуждению за то, что не пользуются столь близким и удобным пособием ко спасению? "Сыне человечь, покажи" сему новому "дому Иизраилеву храм, и да престанут от грехов своих".
Сколько дано моей мерности, я показал вам, братия, храм, как средство и пособие освящения. Благодать Божия, отныне здесь обитающая, и отсюда исходящая, да споспешествует вам, если кто из вас еще не оставил, оставить небрежную жизнь греховную, и утвердиться во благочестии и во всякой добродетели, да в Церкви Бога жива, и сами будете Церкви Бога жива, в нихже Дух Божий живет и жить будет во веки. Аминь.
-----
[1] По Евреин. сборн. значится произнесенным 1-го октября 1832 года, без обозначения места произнесения.