Филарет
Речь к Преосвященному Исидору, новорукоположенному Епископу Дмитровскому

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Речь к Преосвященному Исидору, новорукоположенному Епископу Дмитровскому

(Говорена ноября 11 дня; напечатана в Христианском Чтении 1835 года и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.)

1834 год

В собр. 1835 года речь названа словом.

   После того, как соединенною молитвою сопастырей призвана тебе Божественная благодать "проручествующая", то есть, чрез рукоположение нисходящая и возводящая; -- после того, как сия благодать, чрез открытый ею самою проток молитвы и рукоположение, без сомнения, действительно излиялась на душу твою; -- после того, как нашими смиренными руками, она же облекла тебя в полноту священных одежд, -- священных, потому, что оне суть не просто украшения, но знамения даров и добродетелей, которыми Пастыреначальник Господь Иисус облачает души Богу посвящаемыя {В Христ. Чт. и в собр. 1835 г.: Богу посвящаемыя и Богом освящаемыя...}; -- наконец после того, как сия же благодать обновила в тебе свой дар тайнодействованием и чрез тебя с нами; -- чин святые Церкви повелевает мне, начатое словом молитвы заключить словом напоминания и совета.
   Что же скажу? Не хощу сказать тебе моего слова, немощного и безжизненного. Чтобы запечатлеть живое дело Святого Духа, ищу живого слова, тем же Духом вдохновенного.
   Даждь нам нуждающимся в заем, Божественный Павле, твое слово, которое некогда послал ты к святому Тимофею. "Воспоминаю тебе, -- говорит, -- возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею" (2Тим. I. 6).
   Тимофей был рукоположитель, как видно из завещания ему от Апостола: "руки скоро не возлагай ни на когоже" (1Тим. V. 22). Тимофей был правитель и судия пресвитеров, как видно из другаго ему завещания: "на пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех" (1Тим. V. 19). Следственно Тимофей был Епископ, -- был то, чем и тебя ныне та же благодать сотворила.
   Для особенного твоего настоящего положения, может быть, не излишне будет заметить и то, что Тимофей является у Апостола не самостоятельным Епископом града Ефеса, но как-бы местоблюстителем, или, по нынешнему иноязычному названию, "Викарием" Святого Павла, как усмотреть можно из следующих слов послания Павла: "сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро; аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива" (1Тим. III. 14--15). Слова сии показывают, что святый Павел сам действовал, и намерен был лично действовать в управлении Церковию Ефесскою; а между тем употреблял и руководствовал святого Тимофея, сперва как своего сотрудника и содействователя, а потом, по мере надобности, и как самостоятельного действователя в Церковном управлении.
   Думаю, что и слушающие нас не совсем без пользы сие услышат, но найдут в моих замечаниях приятное для их веры свидетельство, что в Церкви Апостольской, даже до ныне, все происходит по образцам Апостольским. Тебе же, Боголюбезный брат, сказанное мною должно показать, что не по случайному применению, но по истинному праву и приличию, даже по обязанности, могу, и должен я, обратить к тебе слово Святого Павла, посланное к Тимофею: "воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением" рук наших.
   Видишь ли, что показует тебе непогрешительное Апостольское слово? -- "Дар Божий, живущий в тебе возложением рук".
   "Дар Божий!" -- Не помысли о своем достоинстве; не обопрись на свою силу; не присвой себе того, что есть единственно Божие; не припиши "Христова благоухания" сосуду, в который оно положено.
   "Дар Божий!" -- Смиряй, но не низлагай себя мыслию о своем недостаточестве или недостоинстве; не изнемогай в своей немощи. Вседержительный Дародатель не требует богатого приимателя; сила Божия не нуждается в силе человеческой.
   "Дар Божий возложением рук!" -- Объими и удержи непоколебимою верою сей дар Святого Духа, как тот самый, который Бог Слово преподал Апостолам словом, но притом и дхновением, ради единосущие со Святым Духом; Который Дух Святый низвел на Апостолов в "дыхании бурном", но при том и в "огненных языках" (Деян.2:2), ради единосущие с Богом Словом; и Который наконец в Апостолах, и преемниках их, как орудиях Духа, избрал себе также орудием и знамением руку, как многодеятельнейшее из орудий.
   "Дар Божий живущий в тебе!" -- Так! Нет сомнения, что присноживущий Источник жизни Бог живые дает и дары. Но для сей тайны благодати совсем нет у меня слова; а есть только, для тебя и для себя, боязненное и дерзновенное, недоступное и неотступное верование, желание, упование, стремление и повержение всего себя в смертные язвы Жизни за нас умершей, из которых единственно просиявает, дышет и течет истинная жизнь, в нас живущая.
   Но, о бедная смертность, или, что почти тоже, греховность наша! И сия, в столь глубоком, в столь неистощимом, в столь чистом и светлом Источнике почерпаемая жизнь может в нас не только возмутиться и потемнеть, но истощиться, изсякнуть, угаснуть от нашего нерадения. И посему-то, как участнику жизни благодатной, наипаче же как орудию для распространения оной, Апостол воспоминает Тимофею, и я воспоминаю тебе, и ты сам себе отныне прилежно воспоминай, "возгревати дар Божий живущий в тебе", возбуждать, питать, возращать оной приличными средствами и пособиями, как-то: молитвою, Словом Божиим, ревностию, и верностию в порученном действовании, терпением в трудностях, любовию креста Христова, неуклонным зрением на образ Христов, который должен быть нашим отличием, не столько на персях и на сердце, сколько в персях и в сердце.
   Он Сам, -- Верховный Пастыреначальник наш, да упасет и управит тебя, и дарованный тебе ныне дар Свой да сохранит в тебе, и возрастит, и многоплодным сотворит, в оправдание благопопечительного избрания Державной и Священной Власти, в благопотребное и полезное служение Церкви, и, -- если мне позволено не забыть и сего, -- в облегчение бремени, на мою немощь возложенного. Да будет жезл сей твой и моею на время подпорою!
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru