(Говорено в Кафедральной церкви Чудова Монастыря Генваря 2 дня; напечатано в Христианском Чтении 1835 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.)
1835 год
Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай. (1Тим. V. 22).
Слыша сие, благородные, и разных родов и степеней почетными званиями украшенные мужи, вы тотчас можете подумать: к чему теперь сие слово? "Руку возлагать" не наше дело; мы пришли дать обет благонамеренно избрать достойных в некоторые должности гражданския; и клятвою пред Богом засвидетельствовать Государю, Отечеству, друг другу, что будем сие делать точно по совести.
Знаю: и на сей именно случай желаю предложить вам некоторые мысли. Но позвольте мне думать, что не неуместно избрал я для сего в руководство моему размышлению слово Апостольское, которое вы слышали. Дайте мне объясниться.
"Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай".
Можете знать, как очивидцы, что обряд возложения рук, от времен Апостольских доныне постоянно употребляемый в Церкви, означает, предваряемое избранием и утверждением, возведение и посвящение в разные степени Церковного служения. Итак правило Апостола: "руки скоро не возлагай", значит: не будь тороплив в избрании, утверждении, возведении в Церковные должности: будь в сем осмотрителен, осторожен.
Правда, что сие правило направлено на нас, служителей Церковного управления; а нужно теперь правило для вас, почтенные избиратели управления Гражданскаго. Но что же делать? Апостолы писали не государственные постановления, не гражданские законы; нельзя требовать, чтобы в книгах их отъискалась подробная инструкция Гражданского избирателя. Впрочем вы удостоверены, что Апостолы в своих Писаниях руководствовались истиною, и притом Божественною: а истина для всех одна. И премудростию, и законодательством Апостолов было благочестие: "а благочестие на все полезно есть" (1Тим. IV. 8). Посему можно вам взять истинное и благочестивое правило Апостольское из Церкви, и перенести в вашу избирательную палату. Отложите особенности: мысль о служениях Церковных, обряд рукоположения: вы увидите в рассматриваемом изречении Апостола общее правило: не будь скор в избрании в должности общественные, абудь осмотрителен, осторожен. Приложите ближе сие[2] к вашему делу и обряду, и скажите себе: избирательного шара скоро не полагай: будь осмотрителен, осторожен. Я же к сему присовокуплю, что сим образом учит вас Апостол, а не я: уважьте наставление, и само по себе, и ради Наставника.
Но Апостол дает нам и вам не безотчетное повеление: ибо Христианство владычествует силою свободного убеждения. К наставлению об осторожности в избраниях, он тотчас присовокупляет и убеждение в важности и необходимости сего наставления. "Ниже приобщайся", говорит, "чужим грехом; себе чиста соблюдай". О каких говорит он чужих грехах? Что значит "приобщаться чужим грехом?" -- Слова Апостола заключают в себе мысль дальновидную: надобно ее раскрыть, и приближить к делу.
Дабы убедительно предостеречь от "скорых", то есть, неосмотрительных и необдуманных избраний, прозорливый Наставник смотрит на последствия оных. Если выбираешь в должность без внимания, как случится: всего легче, что выберешь недостойного. Если Тимофей (к которому первоначально писал свое наставление святый Павел), по неосмотрительности, рукоположит Пресвитера несведущего в учении спасения, или недостойного по жизни: то произойдут в Пресвитерстве или невольные грехи неведения, или вольные грехи неукрощенных страстей и низких склонностей; и далее, в следствие сего, некоторые грехи народа, которым надлежало бы очищаться посредством духовного разума и священного служения, останутся не очищенными; и еще далее, родятся новые грехи соблазна, который с особенною силою приходит чрез недостойных служителей святыни. Вот разного рода чужие грехи, на которые предостерегательно указывает Святый Павел Тимофею и мне! Мы сказали бы, может быть: какое нам дело до чужих грехов? Пусть отвечают за них те, которые их делают. Но Апостол говорит: ниже приобщайся чужим грехом: следственно полагает, что указанные теперь грехи падают на ответственность не только тех, которые их делают, но и того, кто скоро, неосмотрительно, необдуманно избирает и возводит недостойных делателей правды и святыни, которые после оказываются делателями неправды и греха. Кто посмеет сказать, что Святый Павел судит здесь слишком строго? Знает дело правого суда тот, который принадлежит к избранным между избранными, которые непогрешительным Избирателем удостоены доверенности -- "мирови судите, -- Ангелов судити" (1Кор. VI. 2--3).
Надобно еще заметить, что Апостол говорит о избрании только "скором", неосмотрительном; и такое избрание находит уже участным в чужих грехах. Что же сказал бы он о избраниях обдуманно неблагонамеренных, пристрастных, корыстных? -- Не трудно заключить, колико строже должна быть осуждена неблагонамеренность, в сравнении с неосмотрительностию: и я думаю, что избирателям неблагонамеренным, пристрастным, своекорыстным, он сказал бы, что на их главу падет почти вся тяжесть грехов, содеваемых против звания и должности недостойно избранными.
Перенесите, почтенные избиратели, рассуждение Апостольское от наших выборов к вашим; и помыслите, с каким вниманием надлежит вам ныне употребить власть избрания, которая с такою щедрою доверенностию дарована вам Высочайшею властию Самодержца.
Если, -- чему я не предполагаю быть на деле, но что говорю по ходу предостережения[3], -- если вы не употребите всего, какое возможно, внимания и попечения, чтобы открыть, привлечь и избрать в общественные должности людей самых достойных и благонадежных; -- если вы будете подавать избирательные голоса в пользу одного потому, что он очень желает избрания, в пользу другого, потому что он добрый знакомый, в пользу третьяго, потому что надобно же кому-нибудь быть избрану, и так далее; а между тем не довольно будете вникать в то, имеет ли избираемый способности и сведения, потребные для дел, к которым избирается, и ручаются ли прежде известные его правила и деяния за то, что он согласно с пользою общественною проходить будет служение, которое вы хотите вверить ему; -- если потом, в следствие столь невнимательного и небезпристрастного избрания, избранный вами служитель правосудия возмятет правду и суд, станет оправдывать неправды богатых и сильных, а не будет внимать суду вдовиц и сирых; блюститель земского порядка и спокойствия, вместо того, чтобы облегчать и разрешать затруднения смиренных земли, сделается для них ярмом связующим и гнетущим; вождь ваших наследственно почтенных сонмов окажется не столь прямым и твердым в путях своих, как требует достоинство сего, особенно видного и возвышенного в Государстве, сословия, в котором растут столпы для благолепия престола Самодержца; -- если такие и большия сих неправильности и грехи откроются в избранных вами, в следствие невнимательного или небезпристрастного избрания: то позвольте вам сказать, прежде нежели сие случилось, что в таком случае ваши гладкие избирательные шары превращаются в руках ваших в острые стрелы, которые уязвят общественное благосостояние, и обратятся уязвить вашу совесть, спокойную, может быть, во время производства избрания, по такой же невнимательности в отношении к себе, как и в отношении к другим.
Остерегись, благонамеренный избиратель, чтобы ничего такового не случилось; будь внимателен, -- ревностно, дальновидно внимателен; не допусти последствий избрания, нежелательных ни для общества, ни для тебя; "ниже приобщайся чужим грехом; себе чиста соблюдай".
"Себе чиста соблюдай", не только от чужих отдаленных грехов, но в то же время и от ближайшего к тебе, собственного греха, который чрез невнимательность подкрасться может. Ибо что делаешь ты ныне здесь, приступая ко вверенному тебе делу избрания? -- Приемлешь во твои уста имя всевидящего Бога, лобзаешь Слово Христово и образ распятого Христа; и сими святейшими знамениями запечатлеваешь твой обет, что так верно будешь обращаться в начинаемом деле, как верно видит тебя Бог, как верно Слово Евангелия, как верно умер за тебя твой Спаситель и твой будущий Судия. Если за сим ты будешь невнимателен в твоем деле: то легко сделаешься и неверен; и таким образом оскорбишь святыню Божественную, которую ты лобзаешь, и покланяемое имя, которое приемлешь. Соблюди себя от столь мрачной нечистоты: "не очистит бо Господь приемлющего имя Его всуе" (Исх. XX. 7).
"Испытаяй сердца и утробы Боже праведно" (Псал. VII. 10)! Силою страшного и покланяемаго Твоего имени, соблюди приемлющих ныне оное, в чистоте правого разумения и благаго намерения, да будет дело их мирно, благоуспешно, общеполезно, да усмотрят "себе от всех", и изберут в Начальства, "мужи сильны", Тебе, "Бога боящияся, мужи праведны, ненавидящие гордости" и корысти (Исх. XVIII. 21), достойны начальствовать и судить в людех Твоих. Аминь.
-----
[1] В рукописи Автора: пред присягою дворянства Московской Губернии для избрания судей.
[2] В рукописи Автора: сие ближе...
[3] В рукописи Автора: по ходу размышления, и по моему долгу предостережения,..