Слово по освящении храма святителя Иакова, в первоклассном Ставропигиальном Иаковлевском монастыре
(Говорено Июня 14 дня; напечатано в Христ. Чт. 1836 года и в собраниях 1844 и 1848 гг.)
1836 год
Говорить ли мне здесь? Тратить ли для соседней нивы семя слова, которого запас в моей малой кошнице слишком скуден для насеяния участка земли, собственно мне указанного Небесным Земледельцем? Не дерзновенно ли отверзаю мои уста, здесь, где, кажется, еще не совсем замолкло духовное вместе и витийственное слово Святителя Димитрия, где сильнее всякого слова говорят дела его, и единочестных предшественников его, Иакова, Игнатия, Исаии, Леонтия, -- не только поучительные дела святой и святительской жизни, но еще более чудные дела, совершаемые среди гробового покоя? Не лучше ли в благоговейном безмолвии смотреть на сию, так давно святую землю, на сей древний вертоград и рассадник святыни и преподобия, где рано процвел Аврамий, откуда пересажден многоплодный добродетелями и дарованиями, многоветвистый учениками, Сергий, откуда Иов возрас до неизвестной прежде на Севере высоты Патриаршества, где родоначальник Царей святительствовал, и готовился поддержать потрясенный первосвятительский в России престол? И так умолкнуть?
Но не само ли Слово Божие изрекло закон слова человеческого: "от избытка сердца уста глаголют" (Матф. XII. 34)? Не хвалилось ли некогда слово свободою искренности пред Самим Богом: "се устнам моим не возбраню; Господи, Ты разумел еси; правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа; благовестих правду в церкви велицей" (Псал. XXXIX. 10--11)? Нет, не возбраняйте устнам моим немощным, сильные Богом служители и творцы слова, но паче, данною вам благодатию, уврачуйте мою немощь, восполните мое оскудение, как на не многия минуты настоящего слова, так и на весь остаток моего недостойного служения слову, если какой сохраняется еще мне долготерпением и благостию Небесного Пастыреначальника.
"Се, устнам моим не возбраню". "От избытка сердца возглаголют уста" мои. Реку "истину Твою и спасение Твое", Господи.
Благословен Бог, Который дарует храм Свой человеку! -- Не подумайте, что я обмолвился. Точно, Бог дарует храм свой человеку, когда, по видимому, человек созидает храм Богу. "Кий дом созиждете Ми?" -- вопрошает Бог через Пророка (Иса. LXVI. 1). И человек не может найти на сие ответа. Как можно создать дом Бесконечному, Невместимому? Как определить особое жилище Вездесущему и вся Исполняющему? Храм без присутствия Божества напрасно именовался бы храмом Божиим: но как ввести в храм земный присутствие Бога небесного, в видимый невидимого, в вещественный высочайше духовнаго? Разум человеческий, путем естественного рассуждения, не дошел бы до разрешения сей задачи, как-бы ни сильно чувствовал потребность ближайшего и удобнейшего сообщения с Богом, яко источником всякого блага, если бы не разрешила оной премудрость Божия, в тайне сокровенная. Бог бесконечный Сам применил Себя к мере человека ограниченного; снисшел (не существом, а действием) от вечности во время, от вездесущие в место, явил свое присутствие в благодатных знамениях и действиях, как на пример, Иакову в видении лествицы, соединяющей землю с небом: и мысль об особенном месте присутствия Божия родилась, и дом Божий основался, как сие именно видно в словах Иакова: "есть Господь на месте семь; страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная; и прозва Иаков имя месту тому: домь Божий" (Быт. XXVIII. 16--17, 19). Так "дом Божий", по благодати Божией, явился между человеками, сперва в жертвенниках, потом в скинии Моисеевой, далее в храме Соломоновом, и наконец с обилием благодати является в храмах Христианских.
Благословен Господь наш Иисус Христос, с особенным обилием являющий милость Свою, и истину Свою, и спасение Свое, во храмах Нового Своего Завета! Некогда во всем мире был один только храм истинного Бога; но Господь наш и над храмом совершил нечто подобное притче, которою изобразил Самого Себя: "аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворить" (Иоан. XII. 24). Суд Божий над ветхозаветною Церковию поверг на землю единственный в мире, Богоугодный некогда и облагодатствованный храм, и ветхое зерно умерло: но вместо того благодать Нового Завета произрастила по всей земле безчисленные храмы Христианские. Некогда один только Давид осмелился желать создания храма, и одному только Соломону даровано исполнить сие: какая же милость Господня, что ныне так невозбранно многие, по мере усердия, по благословению Церковного Священноначалия, могут участвовать в деле Соломоновом, и один человек может соединить в себе и Давидово желание и Соломоново исполнение! Сколь щедро Зиждитель Христианства рассыпает по земле храмы новозаветные: столь же щедро полагает в них сокровища благодати и спасения. "Яже начат Иисус творити же и учити" (Деян. I. 1) во храме, в Иерусалиме, по всей Иудее и Галилее, в синагогах и домах, в селениях и в пустынях, -- не все ли сие продолжается и повторяется в наших храмах посредством чтения Евангелия: Не преувеличиваю, когда говорю: продолжается и повторяется посредством чтения Евангелия; ибо это не просто слово и сказание, но вместе сила и действие, -- слово, которое тогда, выходя из уст Иисуса, на пример, изгоняло бесов, и ныне, выходя из Евангелия, также ужасает их, карает и обращает в бегство. Чем дивна и небоподобна горница тайной вечери Господней, и дом сошествия Святого Духа: не тем же ли самым святы и наши храмы, куда еще приходит Христос приобщать Своих Своего Тела и Крови, ибо приобщение Тела и Крови Его конечно не может быть в Его отсутствии; -- где еще сходит Дух Святый, освящая служителей слова и таинств, и тайнодействия, ими совершаемые, ибо как чрез рукоположение Апостольское продолжалось сошествие Святого Духа на рукополагаемых, так и доныне в рукоположении священства продолжается рукоположение Апостольское?
Благодарно благословим Господа и за то, что даровав храмам нового Своего завета высокую благодать своего Божественного, спасительно действующего присутствия, благопромыслительно присовокупил к тому посредствующий благодатный дар -- общение Святых. Ибо если и в небесной Иерархии, как поведают нам Богопросвещенные созерцатели, не все равно способны непосредственно принимать Божественный свет, но блаженные духи высших чинов передают оный блаженным же духам низших степеней; то кольми паче для нас, сущих на земли, полезно и благопотребно быть может, под единым верховным Ходатаем Бога и человеков, Богочеловеком Иисусом, подчиненное благодатное посредничество Святых, дабы всевышняя благодать Божия, часто неудободосязаемая нами, по недостатку чистоты ума и возвышения сердца, по отягчению духа плотию, по несообщимости высочайшей чистоты Божией с неочищенным от греха естеством, -- дабы благодать Божия сама нисходила к нашей низости, и ближе приспособлялась к частным и постепенным потребностям нашим, посредством частных и постепенных дарований, которые Дух Святый разделяет Святым. По сему-то, думаю, и в сем-то смысле первенствующая Церковь "общение Святых" явственно признавала членом веры, как то можно видеть из некоторых древних символов веры. По сему-то, думаю, и Апостол, как на важное преимущество Церкви Христианской, указует на ея общение с Церковию небесною. "Приступисте, -- говорит, -- к Сионстей горе, и ко граду Бога живого, Иерусалиму небесному и тьмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных" (Евр. XII. 22--23). Но если бы кто спросил нас, когда же, и где мы приступили, или приступаем к торжествующей небесной Церкви, как является, и чем знаменуется наше с нею общение; то сему испытанию нельзя удовлетворить очевиднее и простее, как разве указать на Христианский храм справедливо и знаменательно называемый "Церковию", не только по тому, что собирает в себе Церковь земную, но и потому, что соединяет ее с Церковию небесною. В нем не только благоговейно чтится память Святых, и призывается молитвенное их предстательство с таким постоянством и порядком, что, можно сказать, все светила духовного неба в известных кругах времени обращаются окрест Церкви, сущей на земли; но и многоразличная благодать, данная Святым, как в некоей сокровищнице от всех времен и мест собирается, неповрежденно сохраняется, щедро в пользу всех и каждого употребляется. Здесь даже доныне Дух Святый ударяет в струны Давидовой Псалтири, и оглашает вас ея Богодвижными звуками. Даже доныне Моисей, Анна, Аввакум, Исаия, Иона, Даниил, Захария, воспевают с нами свои пророческия песни, и дышат на нас духом своей молитвы. Даже доныне, каждый день, сама Пресвятая Дева отверзает свое преисполненное Божественною любовию сердце к нашему сердцу, и возглашает свое превыше-серафимское величание Господа. Даже доныне Василий и Златоуст влагают в наши священнослужащие уста свои священнодейственные глаголы. Даже доныне здесь Ефрем поучает, Дамаскин песнословит вместе и богословствует, Савва освященный управляет чином Церковных молитвословий, и -- чтобы воспомянуть хотя одного и из наших некогда единоземцев, а теперь небожителей, видимо связующих земную Церковь с небесною, -- Димитрий ежедневною чредою призывает Святых показать нам для подражания их Богоугодную жизнь и подвиги. Что сказать о древнем священном установлении полагать части телес святых Мучеников и других Святых в наиболее священном месте храма? Не представляется ли в сем осязательная точка благодатного соприкосновения Церкви земной с небесною, из коих одной принадлежит дух праведника совершившагося, а другая еще обладает его телом, не чуждым и духа, потому что оно оказывает действия в высшей степени жизненные, каковы суть целебныя? Что сказать о другом Церковном обычае, по которому храм, посвящаемый всегда собственно Богу, иногда приписуется имени одного из Святых, как и освященный ныне храм приписан имени Святителя Иакова? Просто ли это обычай? Для различения ли только и памяти наименование? -- Нет. Богомудрые установители Церковных обычаев не могли действовать без мысли; в Церкви нет ничего не значущаго. Во всех явлениях ея живет сокровенная благодатная сила; во всяком слове изрекается дух. Если мы при освящении наименовали храм сей храмом Святителя Иакова: то сим самым поручили ему храм, благоговейно пригласили сего Святителя быть его покровителем и начальником; и Святитель, живущий в Боге человеколюбце, по человеколюбию, без сомнения, не отрекся от сего приглашения. Какое утверждение храму! Какая помощь нам немощно и недостойно служащим! Какое утешение вам предстоящим! Праведник совершенный невидимо настоятельствует здесь посреди нас; он, как достойный, пространнее отверзает токи благодати, более или менее преграждаемые нашим недостоинством; он подкрепляет наше немощное служение, и дополняет недостатки оного; он возносит и неокриленные молитвы наши и ваши, в пренебесный жертвенник Божий. Благословен Бог, дивный во Святых своих!
Наконец, братия святого храма сего и обители сея, благодарственно благословим Бога и за сей собственно новосозданный храм: ибо "аще не Господь созиждет, всуе трудишася зиждущии" (Пс. CXXVI. 1). Он благословляет начинание, и дарует совершение. Он, владыка сердец Ему предающихся, и не имеющую в вашем храме нужды руку движет на помощь вашей нужде. Он и благоугодность дела, и благоприятие приношений, и благопромышление о нашем спасении запечатлел новониспосланным освящением.
Скрою ли и остальное в сердце моем? -- "Благослови душе моя Господа, и вся внутрення моя имя святое Его" (Пс. 102:1). Благословени вы Господеви, Святителие Иакове и Димитрие, благословением и молитвами вашими сподобившие меня не только припасти к святыне вашей, но и священнослужить под вашим священноначалием.
Всем же слышавшим теперь мои малые помышления о великой и многоразличной благодати Божией во храме, говорю словом Апостольским: "да имамы благодать", столь щедро нам подаваемую; и "ею да служим благоудно Богу, со благоговением и страхом" (Евр. XII. 28). Аминь.