Филарет
Слово по освящении храма Живоначальныя Троицы в Московском Данилове монастыре

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово по освящении храма Живоначальныя [1] Троицы в Московском Данилове монастыре

(Говорено Сентября 13; напечатано в Хр. Чт. 1838 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.)

1838 год

   Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите. (1Кор. 11:2).
   Святый Апостол Павел, преподавая Коринфским Христианам спасительные наставления, хвалит их за то, что верно сохраняют предания. Какие это предания? -- Сие можно усмотреть[2] из тех его изречений, которыми он напоминает и дополняет предания. Он говорит, что "муж не должен есть покрывати главу" (1Кор.11:7) во время молитвы: вот дополнение предания, которое показывает, что сему предшествовало предание о церковной молитве. Далее говорит он: "еда домов не имате, во еже ясти и пити? Или о Церкви Божией нерадите?" (1Кор.11:22) Сие обличение случайного беспорядка и неблагочиния в Церкви показывает, что сему предшествовало предание о святости Церкви, по которой она совсем не то, что простой дом, и требует благоговейного внимания. С особенною же ясностию, как на предмет предания, указывает Апостол на таинство Тела и Крови Христовы, когда говорит о сем: "аз приях от Господа... и предах вам" (1Кор.11:23). Таким образом оказывается, что Апостол хвалит Коринфских Христиан за соблюдение преданий о церковной молитве, о святости храма, о Божественной литургии.
   Взирая на сей храм, благолепно устроенный, и ныне благодатию Божиею освященный, помышляя, что сие сделано не по какому либо требованию, или необходимости, но по свободному усердию к Богу и святыне Его, по желанию, чтобы здесь непрерывно совершались церковные молитвы, и приносима была безкровная жертва о душах живущих и преставльшихся, и чтобы место печальных воспоминаний превратилось в сокровищницу благодатных и спасительных утешений, -- хвалю в душе моей предпринявших и совершивших сие Богоугодное дело. Но поелику похвала моей мерности не была бы для них наградою, какой им желаю: то призываю на помощь святого Апостола Павла, показую ему дело, подобное тому, что похвалил он в Коринфянах, и молю его преподать свою Апостольскую похвалу и благословение и здешним братиям. "Хвалю вы, братие, яко вся Апостольская помните, и якоже предаша нам Богоноснии Отцы, "предания держите" (1Кор.11:2).
   Заслужить Апостольскую похвалу за верное соблюдение истинных преданий должно быть желательно всякому сыну Церкви. И так внимания каждого достойно учение о преданиях.
   С тех пор, как учение Христианское заключено в священные книги, Святая Церковь, для верного и неизменного сохранения сего учения, имеет обычай и правило, не только мысли сего учения на непреложном свидетельстве Богодухновенного Писания утверждать, но и самые слова и выражения, для означения важнейших предметов и частей учения заимствовать из того же чистого источника Писания. Так, если тщательно разберете Символ Православные Веры, и сличите его с священным Писанием: то найдете, что Святые Отцы Никейского и Константинопольского Вселенских Соборов изобразили в нем догматы Веры не своими словами ни выражениями, но взятыми из Священного Писания, и таким образом Символ Веры имеет для нас сугубую важность; ибо не только в нем изрекают истину Отцы Церкви, но и само Священное Писание, само слово Божие говорит их устами. Подобно сему и в учении о преданиях самое сие понятие, и самое наименование "предания" заимствуется из Священного Писания, как уже и показали мы отчасти из слов Святого Павла.
   Но главнейшим основанием сего учения можно принять следующее изречение того же Апостола: "темже убо братия, стойте и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим". (2Сол. 2:15).
   Вот вместе, и учение для разумения, и учение для исполнения, и заповедь о преданиях, и введение в познание преданий. "Стойте и держите предания", т. е. твердо и постоянно соблюдайте: вот заповедь, выражение непременной обязанности, соблюдать предания. "Предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим": вот, вместе с наименованием преданий, руководство к истолкованию сего наименования. "Преданиями" называет Апостол все то, чему от него "научились" Xpиcтиaне, яко от Апостола, относительно веры, священноначалия, Богослужения, благочиния церковного и правил жизни. Далее он различает два вида предания: предание посредством "послания", или писанное предание, и предание посредством "слова", или неписанное предание. Но как предание писанное простее и обычнее означается наименованием Священного Писания: то наименование предания обыкновенно употребляется для означения того, чему не посредством Священного Писания, но посредством слова и примера мы научились от Святых Апостолов и Святых Отец.
   Достойно примечания, что Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и преданий посредством "слова", и преданий посредством "послания", или иначе сказать, велит нераздельно и равно держаться и Священного Писания и священных преданий. Предания и Богодухновенное Писание стоят у него рядом; он требует от нас не меньшего внимания и ревности к преданиям, как и к Богодухновенному Писанию. Нужно ли более сего, для удостоверения о важности преданий, и для побуждения к верному соблюдению оных?
   Здесь мог быть и конец учению о преданиях, если бы мы, подобно непосредственным ученикам Апостолов, имели пред глазами и непосредственное Апостольское, и потому несомненно[3] истинное, предание.
   Но уже Христианския предания прошли чрез многие страны, народы, языки, чрез многие веки. К первоначальным преданиям Апостольским присоединились предания Отеческия разных степеней древности. В некоторых частях преданий оказалось разнообразие, простирающееся до противоречия. Сделалось нужно изследование подлинности и достоинства преданий, -- изследование, не всегда удобное и не всякому доступное. Для удостоверения в подлинности и достоинстве преданий, всего лучше было бы с точностию знать их начало: но оно нередко скрывается в туманной дали прошедшаго. Теперь что делать?
   Прежде, нежели скажем, что должно делать, -- посмотрим, что делают. Одни обращают все внимание на то, что в преданиях есть темного и недостоверного, и отсюда выводят догадку, не суть ли оные дело, если не просто человеческое, то по крайней мере, преданное Провидением произволу людей и случайностям времен, и не позволительно ли освободить себя от дальней заботы о преданиях, тогда как "имамы известнейшее Пророческое" и Апостольское "слово" в "Богодухновенном писании, могущее умудрити во спасение", "да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован" (2Тим.3:15--17). Другие, обращая внимание только вообще на заповедь соблюдать предания, без исследования, без рассуждения, слепо держат предания, как-нибудь упадшие на их руки, не стараясь дознать их подлинность, достоинство и чистоту. Что же должно делать? -- Должно остерегаться обеих крайностей, теперь указанных.
   Священное Писание начато чрез Моисея. Как же до того, в продолжении столь многих веков от начала мирa, сохранялась и распространялась истинная вера, и учреждалось сообразное с нею Богослужение? -- По преданию. Следственно предание было точно такое же орудие Божие ко спасению человеков, как и Священное Писание.
   Священное Писание Нового Завета начато чрез Евангелиста Матфея, спустя восемь лет по вознесении Господнем на небо. Где же до того было Евангелие, основание догматов, учение жизни, устав Богослужения, законы управления церковного? -- В предании. Богодухновенное[4] Писание, по свидетельству одного из священных писателей, именно, святого Евангелиста Луки, есть только продолжение и неизменнее особенным устроением Духа Божия[5] упроченный вид предания. "Якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе, изволися и мне no ряду писати" (Лук. I. 2--3).
   Вы хотите все утверждать на незыблемом основании Священного Писания. Очень хорошо. Так и должно. Между тем откуда известно вам, какие книги суть священные, и почему та или другая из них точно принадлежит к числу священных? -- Сие известно большею частию из предания. И так самое Священное Писание пользуется пособием предания.
   Если так важно истинное предание, прежде писания, и вместе с писанием: то когда же могла бы уменьшиться его важность? Разве тогда, когда писание, став на место предания, сказало бы нам, что уже не нужно заботиться о предании? Но писание говорит противное сему: "стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием".
   Впрочем, если даже Апостолов должно было испытывать в том, истинные ли они Апостолы, как сие видно из того, что в Откровении Святого Иоанна Сам Господь одобряет дело Ангела Ефесския Церкви, "икусившего глаголющияся быти Апостолы и oбpетшегo их ложных" (Откр.2:2): то кольми паче после Апостолов, чрез столь многие руки, чрез столь многие веки прошедшие предания, нужно испытывать, суть ли они истинные Апостольския и Святоотеческия, и не подверглись ли неправым изменениям и чуждым применениям. Без сей осторожности наше служение Богу может подвергнуться тому же осуждению, которым Господь поразил Фарисеев и книжников Иудейских, державших предания старец: "всуе чтут мя, учаще учением, заповедем человеческим. Оставльше бо заповедь Божию, держите предания человеческая" (Мк. VII. 7--8).
   Спросят, может быть: как же предохранить себя от сего осуждения? Как испытать предания, и отличить несомнительное? -- Надежнейшее для сего, и удобнейшее к употреблению правило извлекаю из приведенного теперь изречения Господня. Испытывай предание посредством Слова Божия и посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит Слову Божию; если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией: то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты "всуе", между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя.
   Другое правило для испытания преданий можно извлечь из следующего изречения святого Апостола Павла к Тимофею: "да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины" (1Тим. III. 15). Если Церковь есть столп и утверждение истины: то в ней должно искать истины, и ею можно поверять требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых Церковь есть единое верное хранилище. Приемля предание от единые, Святыя, Соборные и Апостольския Церкви, "стойте" в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, "держите" оное, с упованием благоугодить Богу. "Да держим, -- поучает Апостол, -- исповедание упования неуклонное, -- не оставляюще своего собрания", т. е. собрания Вселенския Православные Церкви, "якоже есть неким обычай" (Евр. X. 23, 25). Примечайте, братия, что еще в Апостольские времена были некие, имевшие обычай оставлять собрание Вселенския Церкви: не дивитесь, если и ныне встречаете неких, имеющих сей несчастный обычай. А если такие люди станут предлагать вам свое предание: то можете знать предварительно, что люди, оставившие Церковь, "столп и[6] утверждение истины" (1Тим.3:15), конечно предложат вам предание или ложное, или поврежденное, или по крайней мере, краденое и неблагословенное; и, конечно, ложное не спасет, поврежденное не исцелит, краденое не обогатит, неблагословенное не принесет благословения.
   Прославим, братия, Бога, сподобившего нас быть чадами и членами истинные и Святые Церкви, в которой истинное и святое предание, -- не просто видимое и словесное предание учения, правил, чиноположений, обрядов, -- но с сим вместе и невидимое, действительное преподаяние благодати и освящения, сходит с неба на землю, "яко роса аермонская на горы Сиoнския", течет непрерывно и неиссякаемо, и орошает священноначалие и священнодействия, "яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его" (Псал. CXXXII. 2--3), так что помазанные Духом Святым Апостолы помазуют тем же духовным мирoм Святых Отцев, и сии своих преемников из века в век, Святители подают освящение храмам и таинствам, и взаимно храмы и таинства подают освящение Святителям, почему, прикасаясь к нынешней святыне, вы прикасаетесь к той же благодати, которая излиялась в сошествии Святого Духа на Апостолов.
   Да держимся неуклонно сего чистого и живого источника. Яко чада послушания, с усердием и любовию да приемлем от уст и рук Матери нашея Православные Церкви чистое учение веры и жизни, истинное благодатное освящение, верное руководство к жизни вечной. Аминь.

-----

   [1] В рукописи автора: "Пресвятыя".
   [2] В рук. автора: "уразуметь".
   [3] В рукописи автора: "несомнительно".
   [4] В Хр. Чт. и в рукописи автора ceго слова нет.
   [5] В рукописи автора и в Христ. Чт. сих слов нет.
   [6] В рукописи автора сих слов нет.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru