Филарет
Слово в неделю шестую по пятдесятнице

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в неделю шестую по пятдесятнице

(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)[1]

1839 год

   Видев Иисус веру их, рече расслабленному: дерзай чадо, отпущаются ти гpеси твои. (Матф. IX. 2).
   Верующего поучать вере, не значит ли учить ученого, и не излишний ли это труд? Так может показаться при поверхностном сличении слов: но не так при основательном рассмотрении дела. И ученому нужно возобновлять приобретенные познания, и приобретать новыя, одним словом, учиться: ибо иначе надлежит опасаться, что и познанное потемнено будет забвением, и, остановясь, он отстанет от науки, которая непрестанно идет вперед. Подобным образом, или, еще и более, нужно верующему непрестанно поучаться вере, и умозрительно, и деятельно: ибо иначе надлежит опасаться, чтобы и засветившийся в сердце свет веры, без благоразумного наблюдения и поддержания, не погас, подобно светильникам известных в притче дев юродивых. "Правда Божия" в благовествовании Христовом "является от веры в веру", как изъясняется Апостол (Римл. I. 17). То есть: в учении Христианском открывается путь к праведности и святости, даруемой от Бога, посредством веры, восходящей со степени на степень, от совершенства к совершенству, всегда полагающей себе новые восхождения, всегда простирающейся в предняя; потому что она стремится к бесконечному.
   Посему прилично нам, Христиане, каждый раз, когда слышим какое слово писания о вере, "испытывать", по повелению Господню, сие "писание" (Иоан. V. 39), и изыскивать, какое преподается в нем учение и руководство собственно для нашей веры.
   Ныне в Евангелии мы слышали во многих отношениях поучительное повествование, как расслабленный принесен был к Господу Иисусу на одре, и получил от Него прощение грехов, и исцеление от болезни. При сем некоторые книжники, люди мнимо ученые, но в самом деле ослепленные гордостию книжного звания[2], услышав возвещаемое Иисусом отпущение грехов, мысленно приняли сие за Богохуление: и таким суждением сами впали в преступление, которое хотели осудить, порицая Богохулением Того, Который Сам есть Бог: поразительный пример, до чего может довести склонность к пересудам! Но сие оскорбление Божеского достоинства Спасителя нашего подало Ему причину явить Свое Божественное всеведение: потому что на сокровенные, сердечные помышления книжников Он тотчас дал ответ. Мнением книжников, что грехи может прощать один Бог, Он воспользовался для преподания глубокого учения, что, так называемое, физическое зло, то есть, страдание, болезнь, тление, зависит от нравственного зла, то есть, греха, как последствие, с ним родившееся и с ним уничтожающееся; почему то же Божественное действие, которое, простираясь на душу, выражается словами: "отпущаются ти греси", простираясь и на тело расслабленного, здесь выражается словами: "востани и ходи" (Мф.9:2, 5), то есть, будь исцелен. Действительным исцелением расслабленного Иисус оправдал сие учение, доказал Свою Божескую власть прощать грехи, и показал в Себе истинного Сына Божия. Происшествие кончилось тем, что простой народ, следуя здравому смыслу и не предубежденной совести, принял чудо с лучшими чувствованиями, нежели книжники, и прославил Бога. Как бы мимоходом, среди сего повествования, встречается имя веры: "и видев Иисус веру их, peче расслабленному: дерзай, чадо, oтпyщаются ти греси твои" (Мф.9:2). Но при внимательном рассмотрении, открываются здесь относительно веры важные и назидательные истины.
   Первая истина: вера благотворно действует на человека грешника, для получения прощения во грехах. Ибо Евангелист не напрасно замечает, что Господь произнес отпущение грехов, "видев веру". Видно, Господь действовал не просто по Своему изволению, не потому только, что имел болящего пред глазами, даже не потому, что сострадал бедствующему, хотя и сие свойственно Источнику милосердия, но потому, что увидел веру. Видно, что если бы не была усмотрена вера, не последовало бы и отпущения грехов. Один Бог действительно дает прощение грехов: одна вера приемлет оное.
   Другая истина: вера благотворно действует на человека бедствующего, к его избавлению от бедствия. Возвещая расслабленному отпущение грехов, Господь не сие одно имел в намерении, но вместе с сим, его исцеление от болезни. В Божественном определении: "отпущаются ти греси", уже заключалось и другое: "востани и ходи". Только лукавые помышления книжников потребовали, чтобы последнее произнесено было вновь, выразительно и отдельно. Следственно и к исцелению приступил Господь, "видев веру". Если бы не было веры: то не последовало бы чудесного исцеления, как сие ясно заметил Евангелист в другом случае: "и не сотвори ту сил многих, за неверство их" (Матф. XIII. 58). Господь, по милосердию Своему, дарует благодатные и чудесные исцеления, и другие творит избавления от бед; и без сомнения за Его милосердием дело не станет: надобно при том, чтобы не стало дело за нашею верою.
   Третия истина: вера одного человека может благотворно действовать в пользу другаго. Евангельское повествование говорит: "видев Иисус веру иx, рече расслабленному". Из сего видно, что не вера самого расслабленного, или по крайней мере, не одна его вера привлекла ему прощение грехов и исцеление; но помогла ему вера некоторых других людей: "видев Иисус веру их". Кто были сии необыкновенные помощники, узнаем от Евангелиста Марка, который, повествуя о исцелении расслабленного, согласно с Матфеем в существе дела, присовокупляет некоторые подробности. Он сказывает, что расслабленного несли на одре четыре человека; что, по тесноте от множества народа, они не могли внести его в дом, в котором Господь находился; что, не уступая сему препятствию, они разобрали кровлю или потолок дома, и опустили одр с больным в храмину, на пространство, которое между Господом и собравшимся к Нему народом оставлено было благоговением сего народа. Их-то веру Господь увидел, и по их вере, или, по крайней мере, при содействии веры их вере расслабленного, и грехи расслабленному простил, и от недуга исцелил его.
   Здесь, братия, не не любопытно было бы мне, если бы то возможно было, "видеть помышления" (Мф.9:4) ваши. "Чудитесь" ли вы простодушно, подобно лучшим из древних Иудеев, "и прославляете ли Бога", "давшего власть таковую человеком" (Мф.9:8), что они верою своею могут привлекать благодатную и чудодейственную силу Божию не только самим себе, но и другим, у которых не достает собственной подобной веры, или, подобно древним книжникам, и между вами, некоторые "помышляют в сердцах своих, что сей тако глаголет" (Мк.2:6--7)? Один верует, и другой исцеляется: какая тут сообразность? Один верует, и другой разрешается от грехов: какая тут правда? Не знаю, входят ли в сердца ваши подобные помышления: но поелику они ходят между людьми, и возмущают иногда и тех, которые не желали бы "мыслити лукавая в сердцах своих" (Мф.9:4): то что скажем мы в ответ духу сомнений и совопрошений? -- Не будет ни грубо, ни обидно, если мы скажем ему то, что сказал Господь Апостолу Петру, когда он возстал с возражением против одной из таин веры: "иди за мною сатано: яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже человеческа" (Мк. VIII. 33). Ты мыслишь о правде человеческой, и не понимаешь правды Божией; думаешь о сообразностях естественных, вещественных, но и сих часто не понимаешь и удивляешься, встречая их там, где не ожидал, и не находя там, где предполагал; и удивительно ли, что сообразностей духовных, общений благодатных, не постигаешь без благодатного опыта? Дух выше плоти; благодать выше природы; вера выше разума: посему не удивительно, что для плоти не понятно, как действует дух; для природы не понятно, как действует благодать; для разума не понятно, как действует вера.
   Впрочем из самаго прещения Господня на "не мыслящих, яже суть Божия", можно приметить, что есть некоторая возможность мыслить, яже суть Божия: потому что не справедливо было бы осуждать за то, что не сделано невозможного. И если можно, по Апостолу, "верою разумевать" (Евр. XI. З): то можно несколько разумевать и самую веру и ее спасительные действия, и удостовериться, что в них нет ни неправды, ни несообразностей. Одна строгая правда не позволила бы ни в каком случае простить грехи; для сего нужна помощь милосердия; а милосердие не требует заслуги, которой бы воздано было по правде, но только готовности принять подаваемую благодать. Душа без веры есть сосуд запертый для благодати, а душа верующая -- открытый. Вера открывает душу для принятия благодати. Чтобы увериться в сем действии веры Божией, посмотрим на действие веры человеческой. В сношении с человеком, к которому не имеем ни доверенности, ни преданности, не примечаем ли, что душа наша заперта для него; что его на нас действие скользит, так сказать, по поверхности нашего сердца, не проникая внутрь его; что рассуждения его нас не убеждают, и чувствования не трогают, хотя оне и не без силы? Напротив, кому мы доверяем и преданы: того и легкая мысль, и простое слово, преклоняет наш ум, проникает сердце, движет душу; и такое общение душ бывает иногда столь тесным, что мы находим для него приличным наименование единства. Примените сие дольнее к горнему, сие земное к небесному, сие человеческое к Божественному, и вы отчасти возможете уразуметь, как вера отверзает душу для принятия благодати, а также и то, как одна душа, привлекшая благодать верою чрез искреннее общение с другою душею, может и ей впечатлевать действие веры, и облегчать приятие благодати. Так души носителей Евангельского расслабленного c одной стороны верою стремились ко Христу, с другой человеколюбием и состраданием прилеплялись к душе расслабленнаго: "и видел Иисус веру их", и ток благодати пролился от Него чрез их души на душу и на тело расслабленного.
   О если бы, братия, сии размышления о благотворном и могущественном действии веры, сколько-нибудь помогли нам, чтобы наша вера не была ни бессильнее, ни бездейственнее веры сих неизвестных жителей не славившагося верою Капернаума, которые, принесши ко Господу расслабленного, из сокровищ благодати Его вдруг извлекли несколько чудес, и весь народ подвигли к прославлению Бога! Благо было бы сие для нас во всякое время, во всякой скорби от надлежащего, во всяком страхе от угрожающего зла, при всяком непорочном желании потребного и истинного блага. Ко Господу взывающая скорбь, и к Нему взирающее желание, само собою обращалось бы в молитву веры; и вера приводила бы исполнение молитвы. Ибо верно Господне обещание: "вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете" (Матф. XXI. 22). Аминь.

-----

   [1] В указателе в Чтениях Общ. люб. дух. Пр. значится произнесенным в 1839 году.
   [2] В собр. 1844 г.: знания,...
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru