Слово на освящение храма Воскресения Христова, в селе Гуслицах
(Говорено 22 сентября; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)
1840 год
Ныне прилично сей обновленный храм огласить Псаломским возглашением: "се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего" (Пс.133:1).
Правда, и во всякое время, на всяком месте должно хвалить и славить Бога. Ибо если неодушевленные "небеса поведают славу Божию" (Пс.18:2); если "всякое дыхание хвалит Господа" (Пс.150:6): то как не делать сего существу разумному, паче прочих тварей Богом ущедренному? Но при особенных благодеяниях Божиих, особенно прилично приносить хвалу и славу Богу благодарным сердцем.
А сие не есть ли новое благодеяние Божие для братий святого храма сего, что многотрудное и многопопечительное дело храмоздательства наконец добрым тщанием довершено; что благолепный храм сей освящен, и чрез то приял новое осенение, посещение и вселение благодати Божией. Ибо что Бог обещал храму Ветхозаветному, который имел в себе только "сень грядущих благ" (Евр.10:1): то конечно дарует храму Новозаветному, который имеет самые блага, в Ветхом Завете обещанные. "Будут, -- рек Он, -- очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни" (3Цар. IX. 3).
И так "ныне" особенно, "благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни". И как облагодетельствованные и благодарные, при новом благодеянии, охотно воспоминают прежния милости благодетеля: то благословим Господа, в начале даровавшего роду нашему бытие и жизнь, Свой Божественный образ и блаженное райское пребывание, и райскую Церковь основавшаго. Восхвалим Господа, яко и грехопадением прародительским в конец разрушиться Церкви Своей не попустил, но ее обетованием Спасителя вновь на веки утвердил, и человека грешника покаянием в нее паки призвал; и во времена неведения человеческого не несвидетельствованна Себе оставил, но благодеяниями Своего промысла и чудесами Своими Свою благость и силу возвещал, Божественными судами и наказаниями пути грешных пресекал, житием Святых Своих и словом Пророков Своих путь спасения показывал, жертвами, священством и храмом Ветхого Завета, единую всемирную, крестную жертву Нового Завета, священство Христово и Церковь Христову спасительно предзнаменовал, озаряя единым светом веры настоящее, прошедшее и будущее. Наипаче прославим Бога Отца, яко Он Единородного Своего Сына Господа нашего Иисуса Христа для спасения нашего в мир послал, и Его краеугольным каменем Церкви Своея положил, с таким утверждением, что "и врата адова не одолеют ей" (Матф. XVI. 18), и будет Ему "слава в Церкви о Xристе Ииcycе во вся роды века веков" (Еф. 3:21). Прославим Его, яко и Духа Своего Святого на Апостолов и на всю Церковь Свою излиял, и Его благодатию таинства церковные исполнил: а дабы благодать таинств, как требует самое имя и понятие таинства, имела чистое, верное и ненарушимое тайнохранилище, для сего дал нам и освятил Свой благодатный храм, сие хранилище таинств, сокровищницу благодати, чертог Тела Христова, дом молитвы, училище Боговедения и благочестия, источник освящения, пристанище обуреваемых, прибежище бедствующих, врачебницу недугующих, утешение скорбящих, жилище радости духовные, преддверие обителей небесных.
Так благодарно приемля залог толиких благ, подаваемый нам в освящении храма, мы должны, братия, помыслить далее о том, как бы действительно воспользоваться благодатию святого храма, да не бесплоден будет человеческий труд храмоздательства, да не потерян для нас будет Божественный дар освящения.
Как же должно нам пользоваться святым храмом? -- Дабы спасительно пользоваться святым храмом, надлежит вообще, подобающим образом посещать оный, в особенности участвовать в главнейшем достоянии храма -- в таинстве Тела и Крови Христовы, и наконец стараться и вне храма ходить достойно святыни храма.
Должно, говорю, посещать святый храм Божий.
Если строят дом; то конечно для того, чтобы в нем жить: а иначе на что было бы и строить его? Так, если созидают храм, то конечно для того, чтобы приходить в него и освящаться от него: а иначе на что было бы и созидать его?
Должно посещать святый храм прилежно.
Правда, храм возносит молитву не только за предстоящих в нем, но и за сущих повсюду православных: но сие, без сомнения, относится к тем, которые, когда могут, с верою, благоговением и страхом Божиим входят в оный. Если же ты забудешь посещать храм: то не будет ли справедливо, чтобы и он тебя забыл, и чтобы не посетила тебя благодать его?
Должно посещать храм Божий с благоговением.
Если, пришед в дом царя, ты был бы в опасении и в заботе, чтобы не сделать чего-либо несообразного с достоинством места: то с каким благоговением должен ты входить в дом Царя небесного! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и не видит, хотя, может быть, нет его и дома: то с каким страхом должен ты предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит!
Должно посещать храм Божий со вниманием.
Слышите вы во храме молитву, Слово Божие, псалмопение, учение. Прекрасно учреждено, что все сие, без вашего труда, готовое, вы слышите: но и слышать надобно уметь. "Блюдитеся, како слышите" (Лук. VIII. 18), вразумляет сам Господь. "Вонмем", возглашает нередко священнослужитель: то есть, будем слушать с полным, с глубоким вниманием.
Когда слышишь в Церкви молитву: старайся, чтобы слышало не только ухо твое, но и сердце, и чтобы молитва Церкви сделалась твоею собственною молитвою.
Когда слышишь Слово Божие: преклони пред ним не главу только, по обычаю видимому, но и ум твой невидимо. Слово Боже есть семя плода духовного: проведи глубоким вниманием глубокую бразду в сердце твоем, чтобы принять оное, и возрастить, и принести плод Богови. Слово Божие есть роса небесная: положи пред ним душу твою, как землю жаждущую. "Живо слово Божие и действенно" (Евр. IV. 12): не препятствуй ему животворно действовать в тебе; устрани беспорядочное движение помыслов, желаний, страстей.
Когда слышишь церковное Псалмопение: воспевай и ты, если можешь, и устами; но наипаче, и непременно по изречению Апостольскому, "воспевай и пой в сердце твоем Господеви" (Еф. 5:19).
Когда слышите в Церкви учение: ревнуйте и уразуметь оное, и сохранить, и употребить в пользу свою и других. Не обеспечивайте себя ленивою мыслию: "мы люди простые": без сомнения, и простым так просто заповедует Апостол: "не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте" (1Кор. XIV. 20).
Должно посещать храм Божий с верою.
Только вере дано великое обещание исполнения всякой молитвы, "вся елика аще воспросите в молитве, верующе, npиимете" (Матф. XXI. 22). Только вера живоносно приемлет действие живого Слова Божия, только чрез нее бывает полезно и плодоносно слово учения: почему и сказано о слышавших при горе Синайской слово Божие, и учение Пророка Моисея: "не пользова онех слово слуха, нерастворенное верою слышавших" (Евр. IV. 2). Только вера обретает и объемлет благодать сокровенную в таинствах: почему и взывает приглашающий к великому таинству веры: "со страхом Божиим и верою приступите".
Должно посещать Церковь Божию с верностию, ей неизменною.
Вопрошал некогда Пророк Илия Израильтян: "доколе вы храмлете на обе плесне ваши" (3Цар. XVIII. 21)? Сею притчею он укорял их за то, что они хотя совсем от истинного Бога отрещись не дерзали, однако и Ваалу, по примеру язычников, жертвы приносили. И между вами, Новый Израиль, нет ли колеблющихся и непостоянных, у которых тогда, как истина и правая совесть ведут их путем Церкви, неправые внушения и примеры, виды корыстные н нечистые, преломляют твердость, и изменяют направление; которые хотят, по видимому, быть учениками Евангелия, и между тем "прилагаются в научения странна и различна" (Евр. XIII. 9); то держатся освященного Собора церковного, то уклоняются к собраниям неосвященным и самочинным, или ищут, сами не зная, чего, в скопищах тайных, где, как обличает Апостольская прозорливость, "тайна деется беззакония" (2Сол. 2:7)? И на сих не падает ли упрек Илиин: "доколе вы храмлете на обе плесне ваши?" (3Цар.18:21) Неблагопоспешен в пути храмлющий на обе плесне. "Муж двоедушен неустроен во всех путех своих" (Иак. I. 8). Не такими стопами праведные идут к Богу. Если желаете чрез святый храм достигнуть освящения неотъемлемого, и благодатною на земли Церковию, как лествицею, взыти в славную Церковь небесную: то прилепитесь к Церкви искренно, постоянно, неизменно, неколеблющеюся мыслию, нераздвоенным сердцем. "Держите", -- как учит Апостол, -- "исповедание упования неуклонное... не оставляюще своего собрания", то есть, Церкви Апостольской (Евр. X. 23, 25).
Дабы спасительно пользоваться святым храмом, в особенности нужно не лишать себя участия в важнейшем достоянии оного, -- участия в Трапезе Господней.
Смотря на храм, подумайте, для чего наипаче он устроен. Для молитвы? -- Так. Он есть "дом молитвы" (Лк.19:46), по слову Господа. Однако молитва может быть совершаема и совершается и в простых домах, и на открытых местах. Для поучения в Слове Божием? -- И это правда. Однако и сие возможно и кроме храма. Для совершения таинств? -- Справедливо. Но и некоторые таинства по нужде совершаются без помощи храма. Например, не в храме, а на реке совершил таинство крещения над кажеником святый Апостол Филипп. Для чего же наипаче храм? К чему особенно предназначено и приспособлено его устроение? Для чего, кроме мест читающих, поющих, молящихся, святилище внутреннее, доступное только посвященным? Для чего средоточие святилища, на которое обращена вся сила освящения храма, имеет образ трапезы? -- Очевидно сие приспособлено к совершению таинства Тела и Крови Христовы. После сего подумайте, как это странно, или лучше сказать, как печально, что сею-то существенною святынею храма, к которой и создание и освящение храма служит только приготовлением, сею-то святынею недовольно стараются пользоваться братия храма!
Рече Господь: "ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем" (Иоан. VI. 56). Что может быть вожделеннее, как пребывать во Господе, и Его иметь в себе пребывающего? Неужели вы сего не желаете? А если желаете: то как же некоторые долго не приходят вкусить Тела и Крови Господней, и даже приглашаемые к тому, отлагают и уклоняются?
Рече Господь: "ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный" (Иоан. VI. 54). Неужели вы не желаете живота вечного? А если желаете: то не оставляйте пользоваться средством, которое Господь даровал нам для приобретения живота вечного; не оставляйте, в приличные времена, с очищением совести {В отд. изд.: с благоговейным приготовлением, с очищением совести...}, приступать к общению Тела и Крови Христовы.
Не внимайте тем, которые говорят, будто может Христианин обойтись и без сей святыни, или заменить ее другим способом освящения. "Небo и земля прейдет, словеса же Моя не прейдут" (Мк. XIII. 31), глаголет Господь. Кто дерзнет изменить непреходящее Слово Божие? Можно ли заменить установление и дело Божие примышлением и делом человеческим?
Некоторые недовольно заботятся о частом общении со Христом в таинстве, успокоивая себя надеждою, что сей недостаток восполнят при смерти, и соединятся с Ним единожды на веки. -- О Господи! Сподоби каждого из нас сего последнего дара в жизни настоящей, сего спасительного напутствия к будущей, якоже и Твоя первообразная Тайная Вечеря была напутственная пред Твоею спасительною для нас смертию и славным воскресением! -- Но кто знает, братия, будет ли отдано в наше распоряжение наше предсмертное время, и будем ли мы уметь им воспользоваться, особенно после того, как мы не умели, или небрегли пользоваться временем жизни? "Смерть не замедлит, -- угрожает Премудрый, -- завет же адов не показан ти бысть" (Сир. XIV. 12). Нельзя сказать смерти: помедли. Ад не станет договариваться с тобою, чтобы ему не разверзать челюстей до часа, который ты назначишь. Пока свободно пользуешься жизнию, питайся пищею жизни и благовременно предохраняй себя от опасности сделаться самому пищею смерти и ада.
Наконец, мы должны, сокровища благодати, хранящиеся для нас во храме, охранять тщательно нашим хождением вне храма.
От храма зависит судьба нашей жизни, которая им благословляется и освящается: но и от нашей жизни зависит судьба самого храма. Щедро Бог дарует благодать; но не расточает ее напрасно. Верующих, кающихся, исправляющих свою жизнь, благодать святого храма очищает и освящает: а неверующие, нераскаянно преданные греху, оскорбляют благодать, удаляют, и преумножением беззаконий самый храм оскверняют и разрушают. "Аще отвращающеся отвратитеся вы, и чада ваша от Мене, и не сохраните заповедей Моих, и повелений Моих: -- и храм сей, егоже освятих имени Моему, отвергну от лица Моего" (3Цар. IX. 6--7), то есть: храм, лишенный благодати, будет опустошен и разрушен. Кто не знает, как верно, и как страшно, сей суд Божий исполнился над храмом Соломоновым?
Сего-то провидящим духом предварительно страшась, и от сего предохраняясь, в день освящения храма Иерусалимского, Соломон молился между прочим сею молитвою, которую да вознесут и ныне с нами братия сего новоосвященного храма: -- "да будут сердца наша совершенна ко Господу Богу нашему, преподобно ходити в повелениих Его, и хранити заповеди Его, якоже день сей" (3Цар. VIII. 61). Аминь.