1 В указателе в Чт. О. Л. Д. П. значится произнесенным в 1842 г.
Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати cпaceниe? (Евр. I. 14).
В честь Собора безплотных небесных духов, собрался здесь ныне плотоносный, однако также духовный, Собор Церковный. Чудное, вере только возможное, сближение земного с небесным, видимаго с невидимым. Ангели на небеси, а мы на земли: однако мы празднуем для них, как-бы имея их с собою. Они невидимы для нас; без сомнения, и мы не всегда видимы для них, как не везде сущих и не всевидящих: однако мы празднуем для них так, как-бы они были пред нашими очами, как-бы мы были пред их очами. Ибо странно и бесполезно было бы составлять для них праздник, обращать к ним слова хваления и молитвы, в том случае, если они сего не видят, не слышат и не знают. Итак настоящий праздник есть свидетель нам в том, что святая Церковь признает близкое общение наше, Христиане, с Ангелами. В каком же отношении находятся они к нам? В каком отношении мы к ним должны находиться?
Главное и общее изображение отношения Ангелов к человекам находим в сих словах Апостола Павла: "не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение?" Апостол преподает в сих словах три достопримечательные сведения: первое, что Ангелы суть "духи служебные", хотя по роду служения и называются иногда "властями" и "господствиями", а по благодати "сынами Божиими", и следственно достоинства их отнюдь не должно смешивать с верховным достоинством Иисуса Христа, Сына Божия по естеству, единосущного и сопрестольного Богу Отцу, истинного Бога и Господа Вседержителя; второе, что хотя Ангелы живут на небесах, однако "посылаются" Богом "в служение" и на землю: третие, что служение Ангелов особенным образом направляет Он в пользу тех из человеков, которых провидит, по вере и доброму, или покаянием исправляемому житию, способными "наследовать спасение" и вечное блаженство.
Если же хотим и несколько подробнее узнать, каким образом Ангелы совершают свое служение в пользу хотящих наследовать спасение: сказует нам Святый Иоанн Дамаскин, научась от Святых Дионисия Ареопагита и Григория Богослова, что Ангелы "хранят части земли, народам и местам предстательствуют, яко же на сие от Создателя учинены суть, сущая наша управляют, и помогают нам, обаче всячески по Божественному хотению и повелению, яко вышше нас суще, и Богу присно предстояще" (Богосл. кн. 2. гл. 3).
В откровении Св. Иоанна видим Ангела, "имеющего область на огни" (Откр. XIV. 18), "Ангела водного" (Откр. XVI. 5), "четыре Ангелы стоящые на четырех углех земли, держащые четыре ветры земския" (Откр. VII. 1). Итак есть Ангелы, которым вверяется хранение и благоуправление некоторых частей и сил стихийного мира. И можно понять, как сие благопотребно. Ибо если долготерпением Божиим попускается и диаволу действовать на стиxии, как попущено ему возбудить в воздухе огнь, чтобы сжечь овец и пастырей Иова, и воздвигнуть бурю, чтобы обрушить храмину, и побить детей его: то кольми паче прилично и благопотребно, чтобы благие Ангелы имели власть над стихиями, дабы направлять их действие к сохранению и благу человеков, а неистовые усилия губителя отражать и уничтожать.
В видениях Пророка Даниила усматриваем небесного посланника, который извещает его о своем небесном (без сомнения молитвенном) подвиге за судьбу народа Еврейского, и присовокупляет: "и се Михаил, един от старейшин первых, прииде помощи мне", и далее: "и несть ни единого помогающего со мною о сих, но точию Михаил князь ваш" (Дан. X. 13, 21). Итак есть Ангелы хранители и небесные помощники народов и Царств.
Наконец, -- что всего ближе должно быть к каждому из нас, -- есть Ангелы хранители каждого человека, принадлежащего к царству благодати Божией. Сие можем уразуметь из слов Самого Иисуса Христа: "блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего небесного" (Матф. XVIII. 10). Сила сего изречения состоит в том, что Господь, убеждая не пренебрегать детей, указует на пример Ангелов, которые, хотя "выну видят лице Отца небесного" в славе небесной, однако не почитают для себя низким пещись о малых чадах человеческих, и называться "их" Ангелами. Если же таким образом для малых детей, которых духовные силы и способности еще не довольно раскрыты к самодеятельности, и которые потому менее, нежели возрастные, подвержены искушениям, не излишним признано сие устроение, чтобы они имели своих Ангелов: то тем паче надлежит заключить, что не исключены из сего устроения и возрастные, более искушаемые, следственно имеющие более нужды в духовной помощи, и, при высшем раскрытии сил духовных, более способные к духовным общениям. Православная Церковь так сильно убеждена в потребности сего Ангельского служения для каждого из хотящих наследовати спасение, что каждый день несколько раз просит нам от Бога "Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших".
Вникая в сию молитву Церкви, не только познаем, в каком отношении Ангелы находятся к нам (то есть, что они сокровенно, или открыто, наставляют нас, охраняют нашу душу, и наше тело), но частию научаемся и тому, в каком отношении мы к ним должны находиться.
Услышав от Апостола, что Ангелы суть "служебные духи, посылаемые в служение за хотящих наследовати спасение", ты, может быть, слишком обеспечил бы себя, и воздремал бы в надежде на сих готовых охранителей. Потому Церковь часто посылает служителя молитвы возбуждать тебя, чтобы ты просил от Бога спасительного тебе посланника: "Ангела-хранителя у Господа воспросим!"
Но какая нужда просить себе Ангела, скажешь, может быть, когда хранить человеков есть назначение всех Ангелов по непреложным судьбам Божиим? Какая нужда просить себе Ангела хранителя, когда он дается и младенцам, которые просить его себе даже и не умеют? -- Вопросы несколько дерзновенные: поелику одного повеления Церкви должно быть довольно для того, чтобы мы приносили молитву сего рода с уверенностию в ее потребности и пользе. Но я не уклоняюсь от дерзновения в вопросе, чтобы найти назидание в ответе.
Итак ответствую. Ангел есть слуга Божий, а не твой: итак смеешь ли ты желать, чтобы он приходил к тебе как раб, небрегомый в своем служении, а не как посланник, честно сретаемый и приемлемый? А как пойдешь на встречу приходящему с небес, если не восходя умом и сердцем к небу, посредством молитвы? "Аз приидох в словесех твоих", говорит небесный посланник Даниилу Пророку (Дан. X. 12), -- без сомнения, в словесех молитвы: молитвою своею Даниил проложил стезю, или поставил лествицу, по которой низшел к нему небесный посланник. Но если ты не пролагаешь такого пути Ангелу, если верный слуга Божий видит тебя обращающего к Господу своему хребет, а не лице: то берегись; правда и святость его потребует, чтобы он сильнее возревновал за славу Господа своего, нежели за тебя; и не удивительно, если он вознегодует, удалится от тебя, и отымет от тебя свое крыло, готовое покрывать тебя. Если сего не хочешь: то будь прилежен и внимателен, и к молитве вообще, и в особенности к той, которою Церковь возбуждает тебя испрашивать от Бога помощь Ангела Хранителя.
Младенцам Ангел хранитель дается и не просящим, по их немощи. Думаешь ли, что подобным образом надобно посылать его и к тебе, не просящему по лености? Душа младенца, крещением очищенная, произвольными грехами не оскверненная, своею невинностию, простотою, незлобием представляет некоторую содружность естеству Ангельскому, и потому не только не поставляет преград приближению Ангела хранителя, но, может быть, и привлекает его. Мы, возрастные, сохранили ль душу нашу в сем Ангело-содружном состоянии? Не отражаем ли мы от себя чистоту Ангельскую нашею греховностию? Ибо как пчелы удаляются оттуда, где распространяется смрад: так Ангелы удаляются оттуда, где распространяется грех. Удивительно ли жe, что нас так часто приглашают, как новой милости Божией просить себе Ангела хранителя, хотя мы получили его еще при купели крещения?
Из сказанного теперь не трудно догадаться, что еще, кроме молитвы, нужно с нашей стороны в отношении к святым Ангелам: -- именно, старание достигать содружности с ними посредством очищения себя от греха и стремления к святости жизни.
"Кoe общение свету ко тме" (2Кор. VI. 14)? вопрошает Апостол, изрекая чрез сие закон духовных общений. Итак, кое общение Ангелу света с человеками тьмы греховной? Кое общение чистому духу с погрязающими добровольно в нечистотах плоти? Кое общение Ангелу доброму и святому с человеками, в которых добродетель подавляется страстями, которые святость почитают качеством, не для них назначенным?
Уготовляй себя к общению с Ангелами молитвою, и по крайней мере искренним желанием очищения и освящения сердца и жизни: и будь уверен, что Господь "Ангелом Своим заповесть о тебе сохранити тя во всех путех твоих" (Псал. 90:11), то есть, во всяких обстоятельствах жизни временной, а наипаче в пути спасения вечного. Аминь.