Филарет
Слово в день сошествия Святого Духа, по освящении храма Благовещения Пресвятые Богородицы...

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день сошествия Святого Духа, по освящении храма Благовещения Пресвятые Богородицы, более известного по придельному олтарю Святых Бессребренников Космы и Дамиана, что в Шубине

(Говорено июня 8; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)

1842 год

   Продолжая ныне торжествовать воспоминание сошествия Святого Духа на Апостолов, и в то же время сподобясь торжественно совершить освящение храма сего, мы имеем благоприятный случай сблизить в наших мыслях предметы того и другого торжества, и чрез то войти в размышления, для нас утешительные и назидательные.
   Святый Евангелист Лука, излагая обстоятельства, предшествовавшия сошествию Святого Духа на Апостолов, говорит, что по вознесении Господнем на небо, возвратились они от горы Елеона в Иерусалим, "и егда внидоша, взыдоша на горницу, иде же бяху пребывающе"; что потом, "сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами, и Mapиeю Maтepию Иucyсовою и с братиею Его" (Деян. I. 13--14); что наконец, "и егда скончавашася дние пятидесятницы, беша вси Апостоли единодушно вкупе" (Деян. II. 1). Что это за горница, в которой пребывала сия первоначальная Церковь Христова? И что значит пребывание Апостолов, и прочих, в сей горнице? Была ли это простая жилая храмина, в которой днюют и ночуют? Так думать не позволяет самое многолюдство тех, которые представляются пребывающими в сей горнице. Двенадцати Апостолам, Пресвятой Матери Господней, Мироносицам и другим благочестивым женам, прочим ученикам Господним, которых всех Евангелист счисляет: "имен народа вкупе яко сто и двадесять" (Деян. I. 16), было ли прилично, было ли удобно, было ли возможно поместиться жительством в одной горнице? Что ж это была за горница? -- Напоминает мне она, упоминаемую тем же Евангелистом, "горницу велию постлану", о которой Господь сказал Петру и Иоаннy: "ту уготовайта" пасху (Лук. XXII. 12); и в которой Он установил, и в первый раз совершил таинство Тела и Крови Своея. Или это есть одна и та же горница, по самому месту; или по крайней мере, та и другая одинакова по назначению и достоинству. Ее назначение было не то, чтобы в ней дневать и ночевать, обедать и вечерять, сидеть и почивать, но то, что пребывающие в ней "бяху терпяще единодушно в молитве и молении"; в ней совершалась тайная Вечеря Господня; в ней произошло избрание Матфия в священное служение и его причтение к лику Апостольскому. Это была "горница", которая возвышалась "горе" над всем земным и житейским; и благочестивым духом пребывающих в ней касалась небесного и Божественного, почему и возымела наконец то высочайшее преимущество, что в ней торжественно и чудесно явилось Небо и Божество. Дух Святый не только Своим всемогущим дыханием одушевил Апостолов, и огненными языками просветил их умы, воспламенил сердца, образовал языки для всемирной проповеди спасения, но и самое место их пребывания исполнил Своея святыни и благодати: "исполни весь дом, идеже бяху седяще" (Деян. II. 2).
   Еще раз вопрошаю: что это за горница? -- И сказанного мною доселе, надеюсь, довольно, чтобы оправдать окончательный ответ, который даю на предложенный вопрос: горница Сионская, Апостольская, горница сошествия Святого Духа, есть не иное что, как первоначальный образец святого Христианского храма; и взаимно святый Христианский храм, следственно и храм ныне освященный, есть повторенная, возобновленная, размноженная Апостольская горница сошествия Святого Духа.
   Правда, вы не слыхали ныне здесь шума, "яко носиму дыханию бурну" (Деян. II. 2); не видали огненных языков; никто не говорит {В отд. изд. и в собр. 1844 г. не говорил...} здесь разными языками разноплеменных народов. Но примите в рассуждение, что и в Апостольской горнице, или иначе сказать, в Апостольском святом храме, не каждый день слышалось потрясающее дыхание бурно: только однажды явились огненные языки; однако и в другие времена храм сей не был лишен благодати, которою исполнил его Дух Святый. Без первоначального чудесного движения и блистания огненного, Святые Апостолы продолжали преподавать тот же дар Святого Духа, в тихом возложении рук, которое друг-другоприимательно простирается и до нынешних священноначальственных тайнодействий в наших святилищах. "Языцы, -- говорит Апостол Павел, -- в знамение суть не верующим, но неверным" (1Кор. XIV. 22): то есть, чудесный дар говорить разными неизученными языками ниспослан от Бога для людей еще неуверовавших, дабы чрез дарованное знание их языка преподать им наставление в вере, и в то же время чудесным дарованием удостоверить их в Божественности веры; но для тех, которые уже уверовали, сие знамение не нужно. По той мере, как Божественная вера на земли распространялась, чудесное дарование языков сокращалось; и следственно сокрытие сего дарования не есть оскудение благодати, но прекращение нужды. Господь не одобряет в верующих искания очевидных, удостоверяющих знамений; но приписывает особенное достоинство вере, которая их не требует. "Блажени, -- глаголет, -- не видевшии, и веровавше" (Ин. XX. 29).
   Что же, братия? Дерзнем ли мы требовать от Бога в нашем храме того, что и в Апостольском не всегда было, так как и не всегда было нужно? Почтем ли крайним лишением неявление здесь чудесных знамений? Но слово Христово, которое вы слышите здесь в Евангелии, не так же ли Божественно, как огненные языки Святого Духа? Не то же ли истинное Тело Христово, не та же ли истинная Кровь Христова предлежат на трапезе храма сего, как и на трапезе горницы Сионской? В молитвах и священнодействиях, и здесь по Апостольскому преданию и чину совершаемых, не Единый ли и Тойжде Дух Святый дышет, осеняет, освящает, прелагает земное в небесное, вещественное проницает духовным, сотворенное Божественным? Не Его ли наитием освящается вода крещения и кропления, совершается миропомазание? Не Он ли вступил и вселился в храм сей в мощах Святых, которых телеса, по собственному Его свидетельству, "храм живущаго" в них "Святого Духа суть" (I Кор. VI. 19)? Нужно ли более для нашей веры, благоговения, любви, утешения, надежды? Да веруем благодати храма, не домогаясь видения чудесных ее знамений. Да благоговеем: ибо воистинну "Господь во храме святем Своем" (Пс. X. 3). Да "возлюбим благолепие дома Господня" (Пс. XXV. 8), не столько естественное и видимое, сколько невидимое и благодатное. Да "веселимся с Давидом о рекших нам: в дом Господень пойдем" (Пс. CXXI. 1). Да уповаем, что и нас, подобно как многих прежде нас, "сокроет Господь в тайне селения Своего в день зол наших" (Пс. XXVI. 5), -- в день зол греха, от ужаса правосудия сокроет нас в тайне благодати прощения, -- в день зол временного наказания, сокроет нас, прибегающих в тайну селения Его внутреннею, искренносердечною молитвою, -- сокроет во благодати охранения, облегчения, избавления.
   Утешительно находить, дознавать и рассматривать таинственное сближение благодатного храма Христианского с чудесною Апостольскою горницею сошествия Святого Духа. Но дабы утешение сие могло быть полным и верным, надобно присовокупить другое сближение, -- между пребывавшими в оной горнице и между посетителями нашего храма.
   То, что высокого и вожделенного имела в себе горница Апостольская, было дар Божий, -- дар, и Апостолами незаслуженный; потому что кто может оказать заслугу Богу, Который не имеет нужды ни в какой заслуге, и Которому все создания Его служат не своею собственностию, но Его дарами? -- дар, в котором и нам не отказано; потому что "благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его" (Пс. CXLIV. 9). Но дар сей не был бы дан, если бы не встретил простертых к нему рук; сокровище сие не было бы положено, если бы не обрело сосудов, по возможности очищенных и уготованных, каковы были Апостолы, и прочие, пребывавшие с ними. Поколику приближаемся к ним и мы, не местом, не временем, что в собственном смысле невозможно, и не весьма нужно, потому что и наш храм есть место Апостольское по общению Апостольской благодати, -- но поколику приближаемся и мы к Апостолам и их сопричастникам расположениями духа и сердца; потолику приближаемся к Божественному сокровищу благодати.
   Какие же это расположения духа и сердца? -- "Беша вси Апоcтoли, -- сказует Святый Лука, -- единодушно вкупе" (Деян.2:1). "Вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении" (Деян.1:14).
   Апостолы и ученики Господни пребывали "в молитве и молении" к Богу, и тем приготовляли себя к приятию благодати Святого Духа. Вспомним при сем, что Господь, пред вознесением Своим, не дал им особенного завещания о молитве, а только повелел "от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча" (Деян. I. 4), то есть обещанного Святого Духа. Для чего ж бы, кажется, молиться о том, что уже обещано и не может не быть исполнено верным в Своих обещаниях Богом? Однако Апостолы и ученики Господни, по собственному ощущению нужды, молятся об обещанном и ожидаемом, как бы только еще о искомом, и еще нечаемом. Такова необходимость молитвы для достижения благодати. Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух, и вдыхает из него жизненность и силу: так молитвою душа отверзает себя вездеприсутствующему Духу Божию, и приемлет от Него жизнь и силу духовную. Да пребываем и мы в молитве и молении, да и нам Отец Небесный, по обетованию Единородного Сына Его, "даст Духа Святого просящим у Него" (Лук. XI. 13).
   Апостолы и ученики Господни "бяху терпяще" в молитве, то есть, пребывали в ней постоянно, неутомимо, неослабно. Не одно всенощное бдение, по вознесении Господнем, совершили они; день за днем проходил, а обещанное не являлось. Но не возроптали они на медление; не усомнились в обещании, долго неисполняющемся; не изнемогли, не обленились, также усердно молились в десятый день, как и в первый: "бяху терпяще". И терпение их наконец оправдалось, и молитва торжественно исполнилась. Да не будем и мы в молитве нетерпеливы, ни леностны, ни маловерны; да прибегаем к молитве, как можно чаще; да пребываем в ней, как можно постояннее; да не малодушествуем, не видя скороспелых плодов молитвы: скорее, или медленнее, более явственно, или более сокровенно, дарует Господь и нам, терпящим в молитве, благодать, довольную для нашего спасения.
   Апостолы и ученики Господни пребывали и молились "единодушно вкупе". Сие соединение их устроил Сам Господь, когда повелел им "от Иерусалима не отлучатися"; и еще ранее, когда поучал их: "яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, ее же аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех; иде же бо еста два или тpиe собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Матф. XVIII. 19--20). Важное пособие в молитве, -- единодушие молящихся! Подобно как сила Святого Духа в Его чудесном сошествии, сила соединенной молитвы Церкви Апостольской, не раз простирала свое действие от духовной до вещественной природы. Ею некогда "подвижеся место, идеже бяху собрани" (Деян. IV. 31) Апостолы. В другое время она разрешила узы и заклепы, и отверзла двери темницы, в которой заключен был Петр Апостол. Для чего и ныне общая молитва церковная, если не для того наипаче, чтобы молитва каждого была преумножена в силе споспешествованием множества "молящихся единодушно вкупе"? Не постыдимся, и не устрашимся признать, что моя или твоя молитва и немощна, и недостойна, чтобы достигнуть искомой благодати: но прииди, положи твою лепту молитвы в сокровище единодушной молитвы церковной, и сокровище сие будет достаточно, чтобы и тебе, вместе со всеми, приобрести бесценный бисер благодати Божией. Благодарение Богу, не оскудевают и доныне опыты, как может прилежная молитва Церкви, искренняя молитва единодушных, не только мраком искушений, но и узами заблуждений, страстей и грехов одержимую "извести из темницы душу исповедатися имени Господню" (Пс. CXLI. 8).
   И сего ради, с упованием и дерзновением, общим гласом душ верующих, молим Тя и ныне, "Царю Небесный, Душе истины, прииди и вселися в ны". Не преставай осенять благодатию Твоею сей храм, Тобою освященный в день Твоего наития; исполняй во благих желания приходящих в него с верою и молитвою, просвещай их умы светом истины, согревай сердца любовию ко всему благому, наипаче же к Тебе Самому, Источнику всякого блага! Благо сотвори душе возлюбившего благолепие сего дома Твоего; и принесшего в жертву земное небесному благослови благословением земным и небесным. Спаси души всех нас, да в неотъемлемой радости славим Тебе купно с Безначальным Отцем и Собезначальным Его Сыном во веки. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru