Филарет
Слово в день торжества о рождении Великого Князя Николая Александровича

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово в день торжества о рождении Великого Князя Николая Александровича

(Говорено в Успенском соборе, сентября 11; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.)

1843 год

   Известен вам тот обычай Святые Церкви, что при наступлении праздника, еще в начинательном вечернем Богослужении, раскрывает она Священное Писание, и в нем показывает зеркало и образ того, что составляет предмет праздника. Например, празднуя память Праведника, она провозглашает из священной книги: "память праведного с похвалами" (Притч. X. 7). Таким образом духовная законность праздника утверждается словом Божиим; сущность или таинство праздника изъясняется, и радость праздника получает новый свет.
   В настоящий праздник не могли мы сего исполнить до настоящей минуты: потому что сие торжество, хотя предварительно призываемое нашими желаниями, объемлемое надеждами, тем не менее, по свойству предмета, внезапно нас посетило. Исполним же теперь хотя отчасти церковный обычай: покажем вам зеркало и образ настоящего торжества в священных книгах.
   "Бысть слово Господне к Нафану: иди и рцы рабу Моему Давиду: -- восставлю семя твое по тебе, иже будет от чрева твоего, и уготоваю царство его, и управлю престол его до века. -- По всем словесем сим, и по всему видению сему, тако глагола Нафан к Давиду. И вниде царь Давид, и седе пред Господем, и рече: возлюбил мя ecи даже до сих. И мала cия пред Тобою суть, Господи мой Господи, и глаголал ecи о доме раба Твоего вдалеко. -- И что приложит Давид еще глаголати к Тебе? И ныне Ты веси раба Твоего, Господи мой Господи. И раба Твоего ради сотворил ecи, и по сердцу Твоему сотворил ecи все величество сие сказати рабу Твоему, величия ради Твоего, Господи мой Господи. Несть бо ин, якоже Ты, и несть Бога разве Тебе во всех, яже слышахом ушима нашима. И кто якоже людие Твои Израиль, язык ин на земли? Яко настави их Бог еже избавити себе людей, еже положити Тебе имя, еже сотворити величие и просвещение" (2Цар. VII. 3--4, 12--13, 17--23).
   Приметим в сем священном сказании, во-первых, что унаследование потомства Давидова на престоле Царства Израильского было делом особенного непосредственного Провидения Божия; во-вторых, что Давид узнал и принял сие устроение Божие со смиренным благоговением; в-третьих, что радость о даровании ему царственного потомства прежде всего принес он во храм Божий в жертву Богу, в благодарственной молитве; в-четвертых, что Божие благодеяние потомственного унаследования на престоле Давид относил не только к себе и к роду своему, но и ко всему народу Израильскому.
   Какое это светлое зеркало настоящего царственного торжества! Какой прекрасный образ прекрасного события в царском Всероссийском Доме!
   Если мудрый, крепкий духом и благочестивый царь есть крепкое основание народного благоденствия в роде, в котором Он царствует; если достойный наследник престола обеспечивает сие благоденствие для следующего рода: то благословенное рождение Наследника Наследнику Престола простирает радостные надежды Царя и Царства до третияго и четвертого рода. И кто же дал сей вожделенный дар Царю нашему, Россияне? Кто, как не Тот, Которому "отверзшу руку всяческая исполняются благости" (Пс.103:29), и особенно, Которым "царие царствуют" (Прит.8:15)? Хотя никакой Нафан не явился сказать Царю нашему: узриши Сына Сына Твоего: тем не менее сие есть Божие дело, Божий дар. Какая мать, могла когда-либо сказать: буду иметь плод? Какой отец мог сказать: буду иметь сына? -- По сему-то Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностию Божиею: "се достояние Господне сынове, мзда плода чревняго" (Псал. CXXVI. 3). Итак, хотя не слышимо, но тем не менее действительно, Господь рек благоверному Цесаревичу: "будет Тебе сын". Господь рек благочестивейшему Царю: "yзриши сына Сына Твоего". И видит Он; и радуется с Ним Россия.
   Общею с Царством радостию радуется и Церковь; потому что надежды благочестивого Дома Царева суть надежды и Церкви. И в особенности радуется она о том, что Царская радость, подобно как радость Давидова, прежде всего идет во храм, является пред Богом, приносит молитвенную жертву. И поелику Благочестивейший Государь высокими обязанностями Своими увлечен на сие время от Своей столицы к одному из пределов обширного Царства: то единодушная с Ним как во всем, так и в благочестии, Царица непосредственным Своим словом призвала к благодарной молитве верноподданных, и по особенному благоволению, особенно в сем призвании воспомянула вас, "Церкви", и чада "первопрестольной столицы!"
   Не имею нужды более возбуждать радость. Она полна и совершенна, без сомнения, во всех нас. Одно напомнить я должен: будем внимательны, да будем достойны радости, которою нас ущедряет Божие Провидение. Делами и жизнию веры в Бога и верности Царю тщательно да охраняем с нашей стороны благоденствие, которое благость Божия упрочивает для нас благословениями Своими над Царским Домом. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru