Филарет
Слово по освящении храма Святителя и Чудотворца Николая, в городе Бронницах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Слово по освящении храма Святителя и Чудотворца Николая, в городе Бронницах

(Говорено Июля 8; напечатано отдельно и в Собр. 1861 г.)

1847 год

   Братие святая, звания небесного причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа. (Евр. III. 1).
   Вот приветствие и поучение Святого Апостола Павла, в его послании ко Евреем, слышанное нами в нынешнем церковном чтении.
   Но прежде, нежели займу внимание ваше сим Апостольским приветствием и поучением, -- "возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе" (Псал. XXXIII. 4.)! Скажем со Апостолом же Павлом: "благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи" (2Кор. I. 3)! Не Его ли щедротами храм сей создан и благоукрашен? Не Его ли благодатию освящен? Не Его ли то утешениe, что даровано нам ныне, в торжественных молитвах, "соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею" (Рим. I. 12)?
   Воспоминая и о щедротах братий, споспешествовавших созданию и благоустроению сего храма, благодарю плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, и благодарю за них Бога, и призываю им, во-первых, "всякое благословение духовное в небесных о Христе" (Еф. I. 3), а за тем и земные благословения на потребу жизни временной. Но вместе с сим приглашаю, как их, так и всех, и над собственною вашею Богоугодною щедростию признавать Божии щедроты. Что значат намерения человеческие, без благословения Божия? Что значат действия человеческие, без помощи и споспешествования Божия? "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии" (Псал. CXXVI. 1), говорит прозорливый наблюдатель путей Божиих. После щедрых царских и всенародных приношений на созидание храма, Царь Давид со смиренною радостию исповедуется пред Богом: "кто аз есмь, и кто людие мои, яко возмогохом сия Тебе благовольне обещати? Твоя бо суть вся, и от Твоих дахом Тебе" (1Пар. 29:14). И если, по слову Господа, "блаженнее есть паче даяти, нежели приимати" (Деян. XX. 35); если по сему дающий ближнему потребное имеет в сем некоторое блаженство: то помысли, колико большее блаженство дарует тебе Бог, когда провидением Своим устрояет тебе возможность, и благодатию Своею вдыхает тебе усердие, дать от твоего достояния нечто Ему Самому и святому храму Его! Не льсти себе мыслию о твоей силе, или превосходстве, или добродетели: но с Давидом радостно и смиренно исповедуйся пред Богом: "кто аз есмь? Твоя бо суть вся, и от Твоих дахом Тебе".
   Обращаюсь к Апостольскому приветствию и поучению.
   "Бpатиe святая" (Евр.3:1). Кого это зовет Святый Павел, так любезно и вместе так почтительно? Поверите ли, что вас? Или скажете, что Апостол Павел никогда вас не видал, с вами не беседовал и писем к вам не писал? Правда, Св. Павел к Евреям, уверовавшим во Христа, обращался первоначально, когда писал приведенные нами слова. Но Бог поставил его Апостолом не для одних Евреев, а для всех народов, и для всех времен, и для всех Церквей Христовых, как и сам он говорит о себе: "Еллином же и Варваром, мудрым же и неразумным должен есмь" (Рим. I. 14); то есть, должен проповедывать спасительное учение всем народам, и всякого рода и звания людям. Посему, когда он обращался с словом учения к христианам из Евреев, тогда действовавший в нем Дух Святый простирал чрез него слово учения и ко всем христианам всех народов, всех времен, всех Церквей, следственно и к вам. Итак нет сомнения, что в числе прочих и вас зовет Апостол любезным наименованием "бpaтий" и высоким наименованием "святых".
   Если скажем, что мы ни того, ни другого наименования недостойны: то скажем правду. Много милости было бы, если бы Св. Павел назвал нас детьми, как назвал христиан Галатийских, когда писал к ним: "чадца моя, ими же паки болезную, дСндеже вообразится Xpиcтoc в вас" (Галат. IV. 19). Смеем ли считаться братьями Апостолу? Дерзнем ли назваться святыми, когда, по слову другого Апостола, "аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1Ин. I. 8)? Можно думать, что Св. Павел предусмотрел сии недоумения; и, чтобы устранить их, к своему воззванию: "братия святая", присовокупил другое истолковательное: "звания небесного причастницы" (Евр.3:1). "Званием небесным" называет он Божие призвание человеков во Христе к небесному вечному блаженству. "Причастниками" сего звания делаемся мы чрез веру во Христа и святое крещение. поелику все верующие во Христа суть чада Божии, как сказует Св. Иоанн Богослов: "елицы прияша его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его" (Ин. I. 12.): то понятно и достоверно, что все верующие, или иначе, все причастники небесного звания, все христиане, от первого до последнего, суть "братия", не по плоти, не по благодати, не по земному, но по небесному родству, как чада Отца небесного, как дети Матери Церкви. поелику все приявшие христианское крещение в церкви, прияли в оном очищение от грехов, и освящение, по реченному: "Xpиcnoc возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе" (Еф. V. 25--26): то достойно приятия и то, что все мы, верующие, крестившиеся, звания небесного причастники, по силе веры, по дару благодати, по действию крещения, должны быть "братия святая".
   Некраток был я в рассмотрении Апостолова приветствия, не только для того, чтобы вы могли оное правильно уразуметь, и приложить к себе, но и для того, чтобы вы догадались, как в самом приветствии подается уже нам и наставление.
   Великий Апостол, исполненный Духа Святаго, еще ходя по земли достигавший до третияго неба, нисходит, приближается к нам, дружится и роднится с нами, ласкает и величает нас наименованиями братий, святых, участников одного с ним звания небесного. Подобно и другие Апостолы называют нас, то "братиями" (Иак. II. 1), то "возлюбленными" (1Ин. IV. 1). Братиями готовы назвать нас и Пророки, и Мученики, все Святые, только бы мы не отвергли сего родства нашими делами. Мало сего. Апостол уверяет, что и Сам Единородный Сын Божий "не стыдится братию нарицати" (Евр. II. 11) нас. Что же мы? Неужели будем нечувствительны к толикой благости, к толикому снисхождению, к толикой почести, к толикой любви? Неужели не потщимся твердо стать в чине, в который нас уже возводят? Если мы и недостойны сего: неужели захотим и оставаться недостойными, когда нас уже удостоивают? Неужели не поревнуем о святости, которую нам уже усвояют, потому что ее залог и начаток нам дарован в крещении? Не будем так неблагодарны, так не рассудительны, так не благонамеренны против самих себя. Братия святых! Не будем рабами греха. "Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в cтpacе Божии" (2Кор. VII. 1). Причастники небесного звания! Будем внимательны к сему званию, и неленостно последуем оному, путем закона Божия, путем учения Евангельского и Апостольского, путем примера Святых.
   На сей раз имеем от Апостола учение краткое, но много вразумляющее, и существенно нужное ко спасению. "Разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Xpистa" (Евр.3:1).
   Что значит "разуметь" Иисуса Христа? Значит ли просто знать, начинательно, или только по имени? -- Но нужно ли было Апостолу говорить о сем, когда мы потому только и делаемся, и называемся христианами, что имеем некоторое, хотя начинательное, познание о Иисусе Христе? Значит ли разуметь Иисуса Христа вполне и совершенно, подобно как знаем некоторые предметы естественные, или науки человеческие? -- Но это не возможно, потому что Иисус Христос не только в Божественном существе Своем, но и в таинстве Своего вочеловечения непостижим. Посему должно полагать, что между сими крайностями учением Апостольским указуется нам нечто среднее; что мы должны деятельно упражняться и успевать в разумении Господа нашего Иисуса Христа, не дерзая испытывать Его непостижимости, но и не довольствуясь знать Его только по имени, поверхностно, холодно. Итак разумейте Иисуса Христа, "Единородного Сына Божия", Единосущного Богу Отцу и Святому Духу, истинного Бога, всемогущего, всеблагого, всепремудраго: и питайте вашу веру животворною уверенностию, что Он, яко всемогущий, совершенно может, яко всеблагий, совершенно желает, яко всемудрый, имеет в готовности совершенные средства, устроить нам и благо временное, и блаженство вечное. Разумейте Иисуса Христа, "Сына человеческого", восприявшего на Себя не только естество наше, но и немощи наши, "искушенного по всяческим, по подобию" нашему, "разве греха" (Евр. IV. 15): и утверждайте надежду вашу Апостольским рассуждением, что Он, "в немже пострада, Сам искушен быв, может и" нам "искушаемым помощи" (Евр. II. 18). Разумейте Иисуса Христа "Богочеловека", в едином лице нераздельно и неслиянно совокупившего естества Божеское и человеческое: и утешайтесь помышлением, что здесь сходятся края бездны, разделившей человека грешника от Бога, и первоначальное общение человека с Богом восставляется в большем прежнего совершенстве; что, чрез обоженное человечество Христово, и всему прочему человечеству подаются "вся Божественные силы, яже к животу и благочестию" (2Петр. I. 3), и вся "привлекает" к Себе "Отец небесный" во спасение, жизнь и славу; и не только утешайтесь помышлением о сем, но и отверзайте сердца ваши к приятию благодати и сил Божественных, и противоборствуйте влечениям земным, чтобы деятельно последовать влечению Отца небесного. Разумейте Иисуса Христа, "Посланника исповедания нашего", Который без сравнения выше всех посланников Божиих, не только земных, каковы были Моисей и Пророки, но и небесных, каковы суть Ангелы, "в служение посылаемые за хотящих наследовати cnacениe" (Евр. I. 14); Который провозгласил Божественное исповедание Божества, открыл тайны, от века сокровенные, и Ангелам недоведомые, преподал совершеннейшее учение жизни и спасения: а такое разумение Посланника исповедания нашего должно расположить нас к тому, чтобы неуклонно держаться возвещенного Им исповедания веры, чтобы жаждущим слухом и алчущим сердцем принимать Его учение, чтобы не только слушать словеса Его, но и творить их. Разумейте Иисуса Христа "Святителя исповедания нашего", великого Архиерея не по чину Ааронову, временного, но по чину Мельхиседекову, вечного, Который принес Самого Себя в жертву о гресех наших на жертвеннике креста, и сим "единем приношением совершил" всех "во веки освящаемых" (Евр. X. 14), но при том для каждого из них, причастие той же спасительной жертвы устрояет и уготовляет повсеместно и ежедневно на таинственном олтаре; Который, прошел небеса, и там "одесную Бога" Отца, непрестанно "ходатайствует о нас" (Римл. VIII. 34), и оттоле послал и посылает Церкви Своей Духа Святаго, вся исполняющего силою творческою, особенно же исполняющего Церковь Христову силою благодатною. При таком разумении святительства Христова, должно быть понятно вам то чувство, которое в отношении к храму выражает церковная песнь: "в храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним". Ибо церковь, как небо, исполнена Божественным. В ее молитвословиях "Дух" Святый "ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными" (Римл. VIII. 26); в Евангелии глаголет к нам Христос; на олтаре Христос является в Своем теле и крови, с воспоминанием Его страданий, смерти и воскресения, и предлагает нам Божественную пищу; в таинстве крещения мы облекаемся во Христа; в таинстве мирoпомазания полагает печать Свою Дух Святый; в священноначалие и священство "поставляет", и в нем действует, Дух Святый. Не останавливай твоих мыслей на видимом священнодействователе он, как и ты, человек, и, может быть, немощнейший, нежели ты: но Дух Святый, сошедший на Апостолов, особенным непрерывным преемством достиг до него, и чрез него действует; Святитель исповедания нашего Иисус Христос невидимо стоит над ним, и чрез него святительствует. Уважай и видимое в церкви, поелику оно проникнуто святым невидимым: пред невидимым же наипаче благоговей, как на небеси, как пред лицем Божиим.
   О если бы все мы, братия, как должно, "разумели Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа"! Тогда все мы с послушанием и единодушием исповедывали бы доброе исповедание Евангельское, Соборное, Отеческое, и не было бы тех, которые, оставив Евангелие, прилагаются в научения странна и различна, более учат и учатся учениям и заповедям человеческим, нежели учению Христову и заповедям Божиим, и преуспевают во вражде и злохулениях, а не в кротости и смирении Христовом, и не в любви ознаменовывающей истинного ученика Христова. Тогда все мы носили бы спасительное имя Иисуса Христа не только в устах, но наипаче в уме и в сердце; и Его Божественную силу опытно дознавали бы в нашей душе, и в нашей жизни: и тогда пришло ли бы кому на мысль заводить состязания и распри о звуках и письменах сего имени? Потому что, как сказует Апостол, "не в словеси царство Божие, нo в силе" (1Кор. IV. 20). Тогда в священнослужителях и священнослужении все мы признавали бы видимое дело невидимого Святителя исповедания нашего Иисуса Христа, и следственно дело всегда святое, -- дело вечного Архиерея, и следственно дело ни кем и никогда не разрушимое: и тогда возможно ли, чтобы кто дерзнул вознести хулу на святительство и священство Вселенской Церкви, и чрез отчуждение от него сам себя осудил на лишение освящения? Потому что, как сказует Святый Златоуст (на Посл. к Тим.), "аще не действует сими", то есть, иереями, "Бог; то ниже баню" крещения "имаши, ниже тайнам причащаешися, ни благословения наслаждаешися, неси убо христианин".
   Чтобы охранить себя от сих бедственных лишений, "братия святая, звания небесного причастницы, разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа"; тщитесь приобрести внутреннее сердечное о нем познание чрез поучение Евангельское и Апостольское, чрез частое, и, поколику можно, непрестанное призывание Божественного имени Его, чрез очищение себя исполнением заповедей Его, чрез общение с Ним в Его святилище и в таинствах.
   Храните себя от мнимых ревнителей исповедания, которых никто не послал, никто не посвятил, у которых нет ни святителя, ни святыни, ни святых, кроме однех имен (ибо святые с нами в церкви пребывают и почивают), которые "не дверми входят, но прелазят инуде", тогда как, по слову Господню, только "входяй дверми, пастырь есть овцам" (Иоан. X. 1--2).
   Впрочем, и не сущих от двора сего, с любовию да призываем в спасительную ограду Христову, и о них, вместе с собою, помолимся, да "достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в меру возраста исполнения Xpистова, да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, истинствующе же в любви, да возрастим в Него всяческая, Иже есть глава Христос" (Еф. IV. 13--15), Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru