Филарет
Беседа на освящение храма Святого Апостола Филиппа, на Иерусалимском, в Москве, подворье

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Беседа на освящение храма Святого Апостола Филиппа, на Иерусалимском, в Москве, подворье

(Говорена сент. 20; напечатана в Твор. Св. От. 1852 г. и в собр. 1861 г.)

1849 год

   Кому близко к сердцу Отцепреданное имя "единые Святыя, Соборные и Апостольския Церкви": тому должно быть по сердцу совершившееся здесь ныне торжество освящения храма, как такое, в котором можно усматривать приятные черты "соединения Святых Божиих Церквей", ежедневно испрашиваемого нами в молитвах.
   За несколько десятилетий пред сим, Церковь Иерусалимская пожелала иметь здесь свой храм: и Церковь Российская, с соизволения Благочестивейшего Самодержца, предложила ей здесь храм и место для жительства священнослужителей. Усердие православных чад Церкви Российской споспешествовало благоустроению прежде бывшего здесь храма, и устроению при нем жилищ для Иерусалимских священнослужителей, и ныне присовокупило к древнему новый храм. А блаженнейший Патриарх Иерусалимский, на общение благотворительное ответствуя общением собственно церковным и священнодейственным, своим к нашей мерности посланием изъявил желание, чтобы храм сей получил освящение от священноначалия Церкви Российской, что благодатию Божиею ныне и совершилось.
   Не неблаговременно при сем воспомянуть, что в сем Богоспасаемом граде издавна есть обитель {Святителя Николая Чудотворца.}, подведомая патриархии Константинопольской; что в недавнее время и Антиохийской патриархии предоставлен храм {Св. Священномученика Ипатия.}; что посланник патриарха Антиохийского уже несколько лет пребывает здесь, пользуясь благотворениями чад Церкви Российския для своей бедствующей Церкви, и что теперь на пути сюда находится и посланник Патриарха Александрийского, также с надеждою на благотворительность Россиян для бедствующей Церкви Александрийской.
   Приметим здесь, как я уже сказал, приятные черты единства и общения Церквей, составляющих Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Но дабы не было сомнения, суть ли это верные черты истинного единства, посмотрим, как единство и общение Церквей определяется в Слове Божием. Святый Апостол Павел, в послании к Ефесской Церкви, учит ее "блюсти единение духа в союзе мира", и в основание сего учения полагает следующие рассуждения: "Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего, един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Еф. IV. 3--6). Таким образом Апостол указует внутреннейшее средоточие и крайний верх единства церковного во "едином Боге Отце": и знаменательно присовокупляет, что Он един "над всеми", по Своей высочайшей власти, един "чрез всех", по всеобъемлющему и всепроницающему действию Своего провидения и управления, един "во всех нас", по внутреннему благодатному действию Святого Духа. Чрез сие дается разуметь, что дабы основать и ненарушимо поддерживать единство вселенской Церкви, для сего требуются Божественные совершенства, а не человеческие силы и средства. Более открытый источник единства церковного, по учению Апостола, есть "един Господь", Иисус Христос, Который и нарицается в том же послании "Главою Церкви", соответственно сему называемой "телом Его" (Еф. 1:22--23). Прочие последовательные черты в Апостольском изображении церковного единства суть: "единство звания" ко спасению и "упования" будущих благ, "единство веры" и догматов ее, "единство крещения" и вообще таинств, наконец "единодушие" и "союз... мира". Не сими ли Апостольскими чертами ознаменовано и ныне единство и общение Церквей, составляющих Кафолическую Православную Церковь? Все они признают единственную Божественную Главу всего тела Церкви -- Господа нашего Иисуса Христа. Все они свято сохраняют "единую веру", как проповедали ее Апостолы, как изрекли ее триста восемнадцать Отцов первого вселенского Собора, и сто пятьдесят Отцов второго вселенского Собора, -- сохраняют без изменения, без убавления, без прибавления. Общение таинств между Церквами, разделенными далеким расстоянием мест и народностию, в самом действии видите вы здесь ныне. Церковь Российская дарит Церкви Иерусалимской свое святилище: а Церковь Иерусалимская, для совершения таинства в усвоенном ей святилище, призывает священноначалие Церкви Российския. Не "единение ли духа" и "союз... мира" между Церквами открываются и в том, что Церкви отдаленные, иноплеменные, с доверием и надеждою посылают своих посланников к Церкви Российской, изъявить ей свои нужды, и Церковь Российская приемлет к сердцу их скорби, и охотно простирает к ним вспомоществующую руку? Не есть ли это продолжение первоначального Апостольского общения, о котором пишет Апостол Павел: "Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание, точию нищих да помним, еже и потщихся сие истое сотворити" (Гал. II. 9--10)? то есть: Иаков, Петр и Иоанн, почитавшиеся столпами вселенской Церкви, преимущественно начальствуя над Церквами из Иудеев, без нарушения единства вселенской Церкви, точно такое же начальство предоставили Павлу и Варнаве над Церквами из язычников, с тем только, чтобы Церквам, терпящим бедствия и нищету, подавали помощь Церкви, пользующиеся миром и обилием.
   Прославим, Братия, Бога, даровавшего нам благодать быть, хотя малыми, членами единого великого духовного тела Христова, единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. И о, если бы каждый из нас был членом ее живым, по вере и добродетели! О, если бы никто из нас не был в опасности, быть отсечен от сего бессмертного тела, как член смертоносно зараженный неверием и преобладающим грехом! Да помышляем и да печемся о сем прилежно и непрестанно: это зависит от нашего внимания, желания и попечения; благодать Божия всегда готова на помощь сему.
   Почудимся непостижимым, но понятно благопромыслительным о вселенской Церкви судьбам Божиим. Между тем, как на народы древних великих Церквей Востока постепенно налегало иго неверных, и вследствие сего и самые Церкви подвергались затруднениям в управлении, лишались вещественных пособий, уменьшались в числе верующих, то бедствиями, то отторжениями нетвердых в вере; а Запад омрачался "дымом от студенца бездны, отверстого звездою, падшею с небесе на землю" (Апок. IX. 1--3): Бог насадил, возрастил, укрепил, расширил Церковь Российскую, и, посредством Христолюбивой ревности Царей наших, соделал ее защитницею православной веры в странах неверных, и в христианском усердии нашего народа отверз для бедствующих Церквей источник утешения и помощи.
   Восчувствуем, братия Церкви Российской, милость к нам Провидения Божия. Вместе с Божественным даром православной веры, нам даровано, в мире Царства, наслаждаться миром Церкви. Бог нового Израиля "дал нам, -- по пророческому слову праведного Захарии, -- без страха, из руки враг наших избавльшимся, служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего" (Лук. I. 73--75). Тогда как иные Церкви и чада их подвизаются в скорбях, в теснотах, в лишениях, нам ничто не препятствует совершать торжества веры, пользоваться открытыми сокровищами и утешениями благодати, "яко возмощи нам и сущие в... скорби утешати утешением, им же утешаемся сами от Бога" (2Кор. I. 4). Да подвизаемся верно употреблять сии дары на дела благие, со страхом взирая к имеющему в деснице Своей судьбы Церкви, Который "соблюдающим дела Его до конца дает власть на языцех" (Апок. II. 26), и несовершенных к лучшим делам возбуждает угрожением "двигнуть от места... светильник" (Апок. II. 5), не сияющий светом живой веры и дел благих. Аминь.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru