Речь по рукоположении Преосвященного Филофея, Епископа Дмитровскаго
(Говорена Дек. 18; напечатана в Твор. Св. От. 1850 г. и в собрании 1861 г.)
1849 год
В Откровении святого Иоанна видим седмь Ангелов седьми Церквей. Можно подумать, что это небесные Ангелы, хранители Церквей.
Но когда слышим, что некоторых из них Дух Христов обличает, и угрожает им; Ангелы же небесные не грешат и не подвергаются прещениям: то приходим к той мысли, что под именем Ангелов Церквей заключаются земные блюстители Церквей, то есть, Епископы.
Итак Епископ есть Ангел Церкви: как много в сей мысли поучительного для нас, и даже страшнаго! Чтобы соответствовать наименованию Ангела, ум Епископа должен быть светел, сердце чисто, мысли и желания духовны, жизнь удалена от нечистот плоти и мира. Как "посылаемый в служение за хотящих наследовати спасение" (Евр.1:14), он паче других должен наблюдать за собою, чтобы не искать своих си, но яже Божия и яже ближнего. Ангелом должен быть Епископ; что жь, если мы еще не достигли не только ангельской чистоты, но и человеческого доброго устроения духа и жизни? Что, если нам угрожает сказанное Ангелу Сардийския Церкви: "не обретох дел твоих скончаных пред Богом" (Откр.3:2)?
Страшно служение наше, возлюбленный брат; однако страх дан от Бога не для того, чтобы мы отчаявались, или унывали, но для того, чтобы страхом спасали себя и других. Призовем страх Божий в помощь нашему служению: но призовем также, и наипаче призовем, любовь.
Возлюбим служение Возлюбившему нас даже до смерти, смерти же крестные. Возлюбим служение спасению тех, за спасение которых сама Божественная Любовь пострадать и умереть благоволила. Принесем ей желание подвига: и она не отречется даровать нам силу для подвига.
Жезл силы да послет тебе Господь от Сиона. Знамением сего да будет жезль, теперь тебе вручаемый.