(Говорено марта 25; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.)
1849 год
Семя свято стояние его (Ис. VI. 13).
Слава и благодарение Творцу времен, сотворившему день, который мы ныне возобновляем воспоминанием и торжеством, -- день воплощения Сына Божия! Это есть один из не многих дней, на которые опираются все дни земли, чтобы не обрушиться в одну некончаемую адскую ночь. Потому что воплощение Сына Божия есть такое событие, которым поддерживается стояние и благосостояние человеческого рода, вместе с другими творениями, созданными для служения ему, и подчиненными его судьбе. Сия, как мне кажется, мысль подана Пророку Исаии, когда ему сказано: "семя свято стояние его".
Посмотрим, не даст ли нам сие малое семя слова о "семени святом" некоторых мысленных прозябений, на пищу души.
Чтобы достигнуть точного разумения приведенного теперь изречения о "семени святом", надобно проследить целое происшествие из жизни Пророка.
В Иерусалиме, в храме или над храмом, Исаия видел Господа, седящего на высоком престоле, исполняющего храм Своею славою, окруженного и славословимого Серафимами с такою силою, что наддверие подвиглось от их гласа, и храм наполнился дыма. Увы мне, воскликнул пораженный Пророк, почитая себя погибшим, потому что увидел Царя Господа Саваофа, имея, по собственному признанию, нечистые уста, и живя посреди людей, имеющих нечистые уста. Но Господь тотчас явил Себя возносящим смиренного. Серафим взял горящий угль с алтаря кадильного, и, прикоснувшись им к устам Исаии, возвестил ему очищение от грехов. Таинственный огнь проник душу Пророка, и одушевил его мужеством и ревностию. "Кого послю, -- вопросил Господь, -- и кто пойдет к людям сим" (Ис. VI. 8), то есть, к Иудеям, на которых указал Исаия, обличая скромно, под именем "нечистых уст" (Ис. VI. 5), нечистые души и нечистую жизнь? Воспламененный Исаия уже не убоялся ответствовать: "се аз есмь, посли мя" (Ис. VI. 8). Иди, глаголал Господь, и скажи сим людям, что они слыша не слышат, видя не видят, что сердце их одебелело, уши тяжко слышат, глаза смыкаются; почему не будут они слышать и видеть, и не обратятся, дыбы Я исцелил их. Пророк сжалился, и вопросил: "доколе Господи" (Ис. VI. 11)? Долго ли не обратятся, и не исцелишь их? Господь продолжал: города опустеют; людей не станет; земля останется пуста; едва будет десятая доля прежнего, и опять будет опустошение. Но народ Иудейский будет, как теревинф или дуб, который и по сокрушении растет вновь от корня или от желудя. "Семя свято стояние его". Святое семя даст ему твердость устоять в опасностях.
Если сии пророчественные изречения сличим с событиями: то значение оных объяснится и определится следующим образом. Иудеи живут во грехах, и во грехах закосневают. Пророков обличающих, призывающих к покаянию, вере и спасению, они не послушают. За сие будут наказаны пленением вавилонским. Из плена возвратятся в малом, против прежнего, числе, и опять подвергнутся истребительным бедствиям во дни Маккавеев. Но при всем том народ сей не погибнет. Почему? -- Потому что в нем хранится святое семя, для сохранения которого и он сохранен будет Провидением Божиим. "Семя свято стояние его".
Здесь сам собою представляется вопрос: что за святое семя, которым сохраняется согрешающий и бедствующий народ? -- Если приведем себе на память признание Давида: "в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя" (Псал. L. 7); и если приймем в рассуждение, что нет причины относить признание сие к особенной личности Давида и матери его, а потому относить оное должно вообще к природе сынов Адамовых; то принуждены будем заключить, что семени святого совсем нет между рожденными по закону падшей природы человеческой. Какое же святое семя Сам Бог указал Пророку? -- Верно, то, которое обетовал Адаму, когда рек первому врагу человеческого рода: "семя жены сотрет тебе главу "(Быт. 3:15); то, которым благословил Авраама, глаголя: "благословятся о семени твоем вси языцы земнии" (Быт. 22:18); то, которое с новою знаменательностию проявил царю Давиду в качестве вечного Царя и Сына Божия: "восставлю семя твое по тебе; управлю престол его до века; Аз буду ему во Отца" (2Цар. VII. 12--14). Кратко сказать: единственное в роде человеческом существенно святое семя есть зачатый от Святого Духа и родившийся от Святые Девы Господь наш Иисус Христос.
Бог, Которому, по выражению писания, "разумна от века суть вся дела Его" (Деян. 15:18), и Которого всевидящие "очи видят еще несоделанное наше" (Псал. CXXXVIII. 16), от века видел все, бесчисленные для нас, роды сынов падшего Адама, и провидел, и избрал один, если не во всех своих лицах достойный, по крайней мере в некоторых сохранявший наиболее останков первосозданной доброты, менее уступавший заразе греха, преимущественно расположенный к принятию и верному хранению благодати, способный наконец, при постепенном благодатном очищении, произродить чистую Деву, могущую быть приятелищем воплощаемого Божества, -- света, сообщительного только чистому, огня, опаляющего нечистое. Посему и надлежало беречь сей род, доколе он принесет прекраснейший цвет и совершеннейший плод человечества, -- Деву Марию, Матерь Богочеловека. поелику же сей род заключался в народе Еврейском: то надлежало беречь и народ сей. И вот почему к сему народу, преимущественно пред другими, посылаемы были Пророки, напитывать его благодатным светом, чтобы он не утратил веры, и не погиб от своих грехов и заблуждений. А чтобы он не погиб от врагов и бедствий, для того не редко употребляемы были чудесные силы и действия, как например, преведение через море по суху, сороколетнее питание манною, избиение Ангелом ста осмидесяти пяти тысяч ассирийского войска, когда царь Езекия не силен был защититься от его многочисленности.
Так святое семя было твердынею и защитою народа еврейского, доколе, наконец, "изыде жезл от корене Иессеова, и цвет от корене его взыде" (Ис.11:1), родился Сын Божий от дщери Иессеовой, явился на земли, жил, учил, чудодействовал, пострадал, умер, воскрес, вознесся на небо, ниспослал Святого Духа, соделал спасение наше посреде земли. Цель Провидения достигнута. Не нужно стало беречь Иудеев по прежнему. Притом же они сами отреклись от святого семени, предав Христа на смерть. И потому они, хотя в последнее время были довольно многочисленны и сильны, однако побеждены, лишены отечества, рассеяны по всей земле, и если не исчезли, то для того, чтобы оставаться печальным и вместе поучительным памятником хранившегося в них, но не признанного ими, святого и спасительного семени, еще же и в той надежде, что исшедшее от них святое семя возродит некогда их останки.
Что теперь думают чада не Израилева рода? Не возникает ли ревнующий помысл: как счастлив народ, которому даровано хранить святое семя, и быть им храниму! -- Не завидуйте, но благодарите Бога. Один народ соделал Он хранилищем святого семени, то есть, рода и рождения Христова: но для того, чтобы чрез сие соделать спасение всех народов и всех людей, собственно духовное и вечное, впрочем благотворно просиявающее и во внешнюю временную жизнь.
Если счастливы те, которым даровано святое семя сокровенное, -- Христос грядущий, сокрытый в обетовании: менее ли должны быть счастливы мы, которым даровано святое семя явленное, -- Христос пришедший, приемлемый верою? Не "порождены" ли мы, как сказует Апостол, "не от семене истленна, но неистленна, словом живого Бога, и пребывающа во веки?" (1Пет.1:23). "Или не знаете себе, -- говорит другой Апостол, -- яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте?" (2Кор.13:5). "Христос в вас, упование славы" (Кол.1:27). О Христе "благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего "(1Тим. 4:8). От Христа истинная Церковь Его имеет обетование, что и "врата адова не одолеют ей" (Мат. 16:18): и не естественно ли, чтобы качество неодолимости в некоторой степени сообщилось и хранилищу истинной Церкви, верному и чистому, поколику таковое образуется в православном народе, в благочестивом царстве, под покровительством Богоизбранного Царя, Которому, конечно, не без силы само слово Божие предоставляет от Христа заимствованное наименование и достоинство Помазанника Господня? -- Так и для нового Израиля, подобно как для древняго, имеет свое значение древнее слово: "семя свято стояние его".
Итак, новый Израиль, благодатный народ Божий, не преставай хранить в себе святое семя: и оно хранить тебя не престанет. Семя слова Божия в уме, семя веры во Христа и любви к Нему в сердце, да питается молитвою, да растет подвигом; да являет свою силу в жизни и делах благих: и вселяющийся верою в сердца Христос, созидая Церковь Свою в каждом и во всех, будет для вас твердынею незыблемого стояния, оградою безопасности, вашим светом и миром внутри, вашим победоносным оружием противу всякого внешнего приражения враждебных сил видимых и невидимых. Это верно, по благодати Господней; и если может сделаться сомнительным, то разве по недостатку вашего соответствия благодати: "разве точию чим неискусни есте", как предостерегает Апостол. Почему он и увещавает с настоятельностию: "себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте" (2Кор.13:5).
Если помыслим, что так увещавал Апостол Христиан раннего светлого времени, которых вера не только видимо расла, но и цвела дарованиями духовными, даром исцелений, даром языков, даром пророчества, и для них находил еще недоуменным вопрос: "аще есте в вере": то, мы, пиющие дрождие поздних времен, с какою заботою, с каким опасением должны испытывать себя: аще есмы в вере! Да страшимся оказаться неискусными в вере; да подвизаемся приобресть искусство веры, не в устах только и в мыслях кратковременно являющейся, но глубоко сердечной, постоянной, живой, деятельной в любви по заповедям Божиим, чистой от неправых мыслей, так и от неправедных дел, готовой к самопожертвованию за истину и правду. Сия есть "вера наша, победившая мир" (1Иоан. V. 4), и еще долженствующая побеждать его, доколе вся Церковьы, воинствующая во времени, не прейдет в торжествующую в вечности. Аминь.