(Говорено в Чудове монастыре февраля 12; напечатано в Твор. Св. От. 1849 г. и в собр. 1861 г.)
1849 год
Час уже нам от сна востати (Рим.13:11).
Неужели мы спящие? Можете вы сказать, и прогневаться и обвинить меня в нелепости за слова, которые обратил я к вам, не исключая впрочем и себя. И мне хотелось бы, и за вас и за себя быть уверену, что мы не спящие, а бодрствующие; но препятствует сей уверенности подобный случай, который встречаю в Евангелии. Когда, в следствие прекословных суждений о чуде исцеления слепорожденного, сказал Господь: "на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящие слепи будут" (Ин.9:39); тогда Фарисеи с уверенностию возразили Ему: "еда и мы слепи есмы" (Ин.9:40)? Но ничего тем не выиграли. Потому что Господь рек им: "аще бысте слепи были, не бысте имели греха; ныне же глаголете, яко видим, грех убо ваш пребывает" (Ин.9:41). Итак, может быть, и мы живем, как спящие и мечтающие в сновидениях, а самоуверенно почитаем себя бодрствующими: и дело тем не лучше, а виновность наша тем больше.
Неусыпный некогда страж дома Божия в стране бодрствующих и спящих, а ныне еще совершеннее неусыпный о нас молитвенник там, где совсем нет сна, хотя есть вечный покой -- Святителю Алексие! твоим благодатным мановением и благословением возбуди во-первых мою дремлющую мысль и слово, а потом и внимание предстоящих, дабы мы могли понять и принять к сердцу и к исполнению пробуждающее Апостольское слово: "час уже нам от сна востати".
Святый Апостол Павел пишет учительное послание к римским христианам, которых "вера", по собственному его свидетельству, "возвещается во всем мире" (Рим. I. 8); обличает нелепости язычества, неудовлетворительность иудейства, повреждение грехом и погибельное состояние всего человечества; возвещает единственное спасение в вере во Христа; открывает тайну будущего к Нему обращения неверующих Иудеев; наконец дает наставления для жизни христианской, и между ими взывает: "час уже нам от сна востати".
Видно Апостол не опасается, что римские христиане оскорбятся и возразят ему: неужели во сне достигли мы до того, что "вера" наша "возвещается во всем мире"? Неужели спящим ты предлагал возвышенное и таинственное учение, когда наконец думаешь пробудить нас от сна? Видно не сомневается он в их готовности признаться, что, и при возбуждении ума к познанию, может иногда сердце оставаться не возбужденным к добру; и что бодрствующие, по видимому, в вере могут оказаться дремлющими в жизни.
Думаете ли вы, что вы лучше римских христиан апостольского времени? Надеюсь, что никто не будет так мечтателен, и что вы напротив готовы признать себя далеко не достигшими совершенства христиан времени апостольского. Будьте же и вы расположены испытывать себя, и, если потребует совесть, признаться, что, может быть, и ваше сердце не возбуждено к добру, а может быть, и ум не довольно пробужден для истины; что, может быть, и вы дремлете в жизни духовной и нравственной, а может быть, и в вере не бодрствуете; и что следственно не огорчаться должно, а благодарить, когда желающий добра напомнит, что "час уже нам от сна востати".
Что такое сон? Что такое бдение? Бдение есть жизнь светлая, с сознанием себя. Сон есть жизнь темная, без сознания себя. Или иначе: поелику человек, по естеству, живет жизнию тела членосоставною и растительною, и жизнию души животною и разумною: то, когда жизнь души восходит над жизнию тела, и проявляет себя в произвольном движении в чувствовании, в познании, в желании, в действовании, -- это есть бодрствование; а когда жизнь души погружается в жизнь тела, скрывается в замкнутом, не произвольном движении членовном, и едва пробивается призрачными представлениями, -- это есть сон и сновидение. Но христианин по благодати имеет еще высшую жизнь, духовную, по слову Господню: "аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие" (Ин.3:5). Если для того, чтобы сделаться способным к царствию Божию, или, что то же, дабы сделаться христианином, надобно родиться Духом; то, без сомнения, надобно и жить жизнию духа, высшею, нежели жизнь, какою живет естественный или, по выражению апостольскому (1Кор.2:14), "душевный" человек. Жизнь духовная, имея своим источником Дух Божий, Бога же и Его благодать имеет своим светом, своею силою, своею пищею, началом деятельности и целию стремления. Если сия жизнь духовная восходит и господствует над жизнию душевною и чувственною: это есть состояние бдения духовного. А если духовная жизнь погружена в душевную и чувственную, и сею преобладаема или поглощена: это есть состояние духовного дремания или сна. Когда дух твой взирает к Богу верою, молитвою, богомыслием; тогда он бодрствует: но если он перестает помышлять о Боге, то ты начинаешь дремать; а если ты забыл о Боге, то ты уснул. Если тебя одушевляет любовь к Богу, то ты бодрствуешь бдением неусыпающих: но если одушевляет тебя не любовь к Богу, а любовь к тварям, прельщение их суетным блеском, желание обладать и наслаждаться ими, то ты мечтаешь во сне. Если ты не "о хлебе едином" жить думаешь, "но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих" (Мф.4:4); если по примеру Христову находишь для себя пищу в исполнении воли Божией: это также признак не спящего, а бодрствующего; потому что не во сне принимают истинную пищу; но если ты не алчешь слова Божия, не жаждешь истины Божественной и учения духовного; если не чувствуешь вкуса и услаждения в исполнении воли Божией: это есть нечувствие и сон духа; и если, как вместе с сим бывает, ты алчен к удовольствиям чувственным, жаждешь рассеяния и увеселений, думаешь иметь вкус, когда выбираешь лакомую пищу и приятное питье, и вкус изящный, когда тебя потрясают страстные звуки, когда очаровывают хитро составленныя {В рукописи автора первоначально было написано "блестящие", а после карандашом исправлено, как здесь.} или забавные зрелища; поверь, что это более призраки сновидящего, нежели ощущения бодрствующего: ты это узнаешь, когда дух твой пробудится в день благодати или в день суда. Если мысль о Боге движет тебя к деланию добра, и взаимно делание добра устремляет тебя к Богу, чтобы принести Ему в жертву благое дело, чтобы благодарить Его за помощь в благоделании: очевидно, что ты ходишь пред Богом и следственно бодрствуешь; но если движущею пружиною и целию твоей деятельности бывает самоугодие, человекоугодие, честолюбие, богатолюбие; то каковы бы ни были твои успехи и удачи, прийдет наконец время, когда оглянешься на твою мнимо-неусыпную деятельность, и увидишь исполнение над тобою пророческого слова: "уснуша сном своим, и ничтоже обретоша мужие богатства в руках своих" (Пс.75:6).
Не похвально спать, когда можно бодрствовать, а спать без просыпа и постыдно и опасно. Пробуждение от сна телесного не всегда в нашей воле: но пробуждение от сна душевного всегда от нас зависит; потому что немолчен для нас пробуждающий глас в совести, в слове Божием, в делах Провидения, -- глас и для дремлющих и для спящих не неслышимый, если не закрывают уха нарочно.
Господь глаголет в притче: "спящим человеком прииде враг и всея плевелы посреде пшеницы" (Мф.13:25). То есть, во время сна, нерадения и безпечности приходит диавол и всевает в нашу жизнь худые мысли, порочные желания, беззаконные дела. Видите, как опасен нравственный сон.
В другой притче Господь глаголет нам: "вы подобни человеком, чающим Господа своего"; и присовокупляет: "блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих" (Лк.12:36--37). Посему и заповедует: "бдите убо; не весте бо когда Господь дому приидет, -- да не пришед внезапу, обрящет вы спящи" (Мк.13:35--36), и вы не будете блаженны. Наконец Он подтверждает, что сие предостережение нужно для всех без изъятия: "всем глаголю: бдите" (Мк.13:37).
Апостол еще указывает на некое, как он полагает, "известное" нам "время" и час, в которые, как бы, поспешает пробудить нас, нравственно спящих или дремлющих: "ведяще время, яко час уже нам от сна востати". Какой это час? Он несколько изъясняет: "ныне бо ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом" (Рим.13:11). А что такое "ныне"? Может быть, это значит, что ближе к нам спасение ныне, -- во время новозаветное, когда уже мы видели пришедшего Христа, и познали и прияли Его таинства, нежели во время ветхозаветное, когда веровали во Христа еще ожидаемого. Или: ныне, когда мы довольное время пребываем в Церкви Христовой, могли обрести довольно способов к утверждению в жизни духовной, ближе к нам спасение, нежели когда только еще приступали к вере Христовой. Но, как бы то ни было, глубокого внимания нашего достойно то, что апостольское учение требует, чтобы мы востали от нравственного сна "ныне", а не завтра, в настоящий "час", а не в будущие часы. Кто из нас хочет погибнуть? Более или менее думает всякий спастися: но беда в том, что многие не хотят "ближайшего спасения", а думают или мечтают воспользоваться спасением отдаленным. Они располагают свое спасение подобно, как упоминаемый в Евангелии богатый свою роскошную и веселую жизнь "на лета многа" (Лк.12:19): но забываемое ими "ныне" поглощает сии "лета многа": иногда еще прежде, нежели они родились: "в сию нощь душу твою истяжут от Тебе" (Лук. 12:20).
Итак, надобно нам, братия, послушаться предостережения Апостольскаго; надобно пробуждать себя от сномечтательной жизни чувственной, мирской, греховной, к истинной жизни духовной, по заповедям Божиим, по учению и примеру Господа Иисуса, сколько можно неукоснительно, ныне, в настоящий час, "дондеже, днесь, нарицается" (Евр.3:13); потому что в час будущий, в день завтрашний, может быть, мы уже "уснем в смерть" (Пс.12:4), и поздно будет пробуждать нас, или же и возбудит нас, но уже не глас благодати ко спасению, но глас Архангела и труба Божия к суду и осуждению.
Ураним, сколько можно, чтобы не опоздать невозвратно. "Отложим дела темная, и облечемся во оружие света. Облецытеся Господем нашим Иисус Христом" (Рим.13:12, 14). Аминь.