Слово по обновлении храма Знамения Пресвятые Богородицы в селе Дубровицах
(Говорено августа 27-го; напечатано в Губерн. Вед. 1850 г. и в собр. 1861 г.)
1850 год
После обновления вещественного и художественного, ныне обновлен храм сей обновлением духовным и священным. Теперь он то, чем должен быть: и потому теперь время смотреть, что он есть.
Домом молитвы, святилищем таинств он уже являет себя в самом действии. При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника.
В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, -- и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль -- дать России новый образ, по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания.
Но время любит смирять помысл человека, покушающегося сделаться вечным во времени. Оно простерло неблагосклонную руку на сей памятник, и угрожало затмить память, ему вверенную. Жители окрестных весей, которым предоставлено было пользоваться сим храмом, не в силах были остановить обветшание его, и восстановить его прочность и благолепие; и тот, кто имел бы довольно сильную обязанность и средства, вероятно, и желание, сие сделать, не мог, по неисповедимым судьбам Божиим. Как же сделалось, что мы видим храм сей не ветшающим и близким к запустению, но возобновленным, упроченным, благолепным паче прежнего? -- Светлою чертою в сем случае проявил себя дух облеченного наследственными преимуществами и законными учреждениями соединенного сословия вельмож и благородных мужей. Что прекрасно было бы сделать одному, но чего он не мог: то за него принял к сердцу другой; и соединяя полномочие власти с побуждениями благочестия и человеколюбия, совершил дело, которым принес Богу жертву от немогущего принести ее собственными руками; доставил многочисленным христианам окрестных мест утешение пользоваться упроченным и благолепным храмом; достопамятность века минувшего надежно сохранил грядущему.
Церковь будет благодарна за обновление, также как и за создание сего храма; к памяти прошедшего присоединит память и настоящего, и благодарностию сохраняемые имена вознося к Богу, не престанет взывать, да помянет их во Царствии Своем ко благу и блаженству.
Довольно сего воззрения на сей храм, в отношении к собственной его судьбе. Мы не исполнили бы своего долга, если бы не ускорили воззрением на храм, в отношении к входящим в него.
Когда построен дом: надобно жить в нем: иначе для чего было бы и строить его? Когда приобретена какая-либо вещь: надобно сделать из нее полезное употребление: иначе для чего было бы и приобретать ее? Так, когда благоустроен и освящен храм: надобно посещать его, и обретать в нем духовную пользу; иначе к чему был бы труд в созидании его, и щедрость в его украшении?
Богу посвящается храм: не потому, чтобы в сем жилище имел нужду Бог, Который живет во свете неприступном, но потому, что для человека нужно средство приближения и доступа к Неприступному Богу. Бог снисходит к сей потребности человека; прикасается к ограниченности его Своею беспредельностию; повелевает или позволяет создать малыми мерами ограниченный "дом Имени" Своему, познаваемому, прославляемому, призываемому, покланяемому, Богомощному, Богодейственному, а не существу невместимому; и дает Своему храму благословение и обетование: "будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни", -- "очи", чтобы здесь особенно человек сознавал {В Губерн. Вед.: сознал...}, что Бог видит его, -- "сердце", чтобы здесь особенно человек испытывал и чувствовал, что Бог его милует.
Посему можно сказать, что не столько человек созидает и посвящает храм Богу, сколько Сам Бог дарует Свой храм человеку. И если дело человеческое надобно благоразумно употреблять в пользу: кольми паче даром Божиим надобно пользоваться благоговейно.
Как пользоваться храмом? -- Первее всего возлюби посещать его, дабы потом он сам способствовал тебе научиться, как им пользоваться. Старайся возбудить в себе чувствование того, который сказал и написал: "возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем" (Пс.121:1).
Сам Бог называет храм "домом молитвы" (Лк.19:46). И так пользуйся им для прославления Бога, для твоего упражнения в молитве и для снискания благ, ею приобретаемых. Не слышишь ли, как усильно храм призывает тебя к молитве частыми воззваниями: "Господу помолимся", как руководствует тебя произносимыми молитвословиями? Не удобно ли тебе внимать и следовать молитве, уже готовой? Внимай же и молись, не только слухом или устами, но и сердцем, дабы не постигло тебя Господне обличение и осуждение: "Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене" (Матф. XV. 8).
Священное Писание называет еще храм "святилищем". Сие наименование относится преимущественно к таинствам, в нем совершаемым для освящения человека. Итак пользуйся храмом для освящения себя таинствами, и особенно высоким и Божественным таинством Тела и Крови Христовой. Что может быть вожделеннее и благотворнее сего таинственного соединения со Христом, в котором "обитает всяко исполнение Божества телесне"?
Христова Церковь дала Храму Божию и его чиноположениям такое устройство, что он может еще назваться училищем веры и добродетели. Здесь Евангелисты, почти каждый день, по частям, в порядке, повествуют о событиях земного жития Христова, и проповедуют Его учение; здесь Апостолы, чрез свои писания, изъясняют сие учение, и прилагают к различным состояниям и обстоятельствам жизни христиан; здесь Пророки открывают нам древние судьбы Божии, и разнообразно нас поучают; здесь таинственные учения о Пресвятой Троице, о Воплощении Сына Божия и о нашем спасении живоносною Его крестною смертию, оглашают нас и в чтениях и в песнопениях церковных так часто, как сие нужно по их таинственности и необходимости для нашего спасения. Будь только прилежен и внимателен к церковному Богослужению: и оно по времени умудрит тебя столько, сколько нужно христианину для благоустроения жизни временной, и для достижения спасения вечного.
Сколько потерь для христианина, если он нерадит посещать храм Божий, или бывает в нем не внимателен и рассеян! А не многие ли из нас подвергают себя сим потерям, или не заботясь о том или не право в том извиняясь! Обыкновеннее всего то извинение, что дела дома, семейства, хозяйства, должности не позволяют часто быть в церкви, даже во дни, особенно Богу посвященные. Что на сие скажу? Количества дел ваших я не знаю. Но знаю, и могу вам указать человека, который конечно более имел дел, нежели вы, однако не только ими не был удаляем от дома Божия, не только часто посещал его, но почти жил в нем, по крайней мере, сердцем и желанием. Давид имел дела дома, семейства, хозяйства, царства, благоустроял царство не давно образовавшееся, и уже расстроенное, строил вновь столицу, вел войны со многими сильнейшими его врагами: но посмотрите, как ему досужно заниматься домом Божиим, как бы единственным предметом: "едино просих от Господа, то взыщу, еже жити ми в дому Господни, и посещати храм Святый Его" (Пс.26:4).
Сердца Давидова желаем братии святого храма сего, "да в церквах благословите Господа, и благословитеся из дома Господня" благословением временным и вечным. Аминь.