Филарет
Слово в день Благовещения Пресвятые Богородицы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


    

Слово в день Благовещения Пресвятые Богородицы

(Говорено в Чудове мон. марта 25; напечатано в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.)

1850 год

   И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца (Лук. I. 33).
   В Евангелии слышали мы ныне дивную беседу Архангела и Пресвятые Девы, -- беседу, в которой сказалась, поколику может быть изречена, великая тайна неба и земли, беседу, сквозь которую можно усматривать событие, необъятное для земных и небесных взоров. Когда Архангел сказал Деве: "се зачнеши во чреве, -- Дух Святый найдет на тя"; и когда Дева ответствовала: "се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему" (Лк. 1:31, 35, 38): в сие мгновение, посредством сих слов, земля обручилась с небом, человечество с Божеством; и в следствие сего Безначальный зачался; "Слово плоть бысть" (Ин. 1:14); Сын Божий соделался Сыном человеческим, не преставая быть Сыном Божиим; Дева соделалась небом и престолом Божества; и в Ней положено, уже не обетовательное только, но действительное начало нашего спасения и блаженства.
   "Како будет сие?" (Лк. 1:34) вопрошала о сем событии Пресвятая Дева предварительно, не по недостатку веры, не по любопытству, но по чувству благоговейного удивления и по заботе о сохранении посвященного Богу девства, когда ей было предвещаемо быть матерью. Не дрезни, пытливый ум, и после события вопрошать: как сие было? Ангел не прийдет разрешить тебе неуместный вопрос. Что спасительное воплощение Сына Божия совершилось, ты видишь по чудесным и спасительным последствиям. Не испытуй непостижимого. Смирись пред бесконечною премудростию. Благоговей пред ее таинством. Дивись глубокому снисхождению Всевышнего. Прославляй и благодари Его за незаслуженный, бесценный дар. Объими верою подаваемое спасение, не истязуя Спасителя Бога судом человеческого мудрования.
   Впрочем Господь сказал: "Испытайте Писаний" (Иоан. V. 39). Итак позволим себе испытание, какое может быть нам доступно и наставительно.
   После первого, возвышенного, но еще неопределенного приветствия Пресвятой Деве, Архангел усмотрел, что Она в страхе. "Не бойся Мариам" (Лк.1:30), сказал он. Почему же в то самое время, как старался освободить Ее от страха, он продолжал говорить то, что еще более изумительно и страшно, и чего провозглашение, по видимому, могло быть отсрочено? Почему не только возвестил он, что Она, пребывая Девою, родит Сына, каковое возвещение и было целию его посольства, но еще присовокупил, что Сей Сын будет Велий, Сын Вышняго, Спаситель, Царь, и притом Царь такого царства, которому не будет конца? Необходимо сие было по закону, по которому действует вера, и который нам известен из следующих слов Христовых: "еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему" (Мк. 9:23). Посему и Преблагословенной Мариами точно столько было возможно, сколько могла она веровать. Итак, чтобы Ей возможно было родить Богочеловека, Спасителя, Царя вечного царства, для сего нужно было, чтобы Она предварительно услышала и уверовала, что должна родить Богочеловека, Спасителя, Царя вечного царства. Почудимся, братия, сей беспримерно высокой вере Пресвятые Девы, пред которою, самого отца верующих, Авраама вера предречению о рождении Исаака, от престарелого неплодства, есть меньше, нежели зерно горушно[1] пред кедром ливанским. Благоговейно и радостно возблагодарим Преблагословенную Мариамь за то, что Она имела сию веру, без которой мы не имели бы Христа Спасителя, Царя, обещающего и нам царствие небесное и вечное.
   Вместе с сим, вразумим, братия, самих себя о силе веры. Невместимого Бога вместить возмогла она в лице Пресвятые Девы, не духовно только, но и телесно. И телесно, говорю, вместила Бога Ее вера: и сему тем более дивлюсь, чем более, в сравнении с духом, тело кажется удаленным от сообразности и сродства с Богом Духом, и по самой телесности, и по ограниченности, и по тленности. В чем же не могла бы нас удовлетворить наша вера, для которой предлежат несравненно меньшия требования, нежели для веры Девы Богородицы? А довольно ли часты между нами действительные проявления веры, ощутительно возвышенные над природою, ясно ознаменованные благодатию? И посему не имеем ли мы нужды молиться с Апостолами Господу: "приложи нам веру" (Лук. XVII. 5)? Но Господь, не отвергая молитвы, обращает к нам требование веры. "Аще бысте имели веру, яко зерно горушно, глаголали бысте убо ягодичине сей: восторгнися, и всадися в море: и послушала бы вас" (Лук. XVII. 6). То есть: о если бы вы имели начаток веры от искреннего расположения вашего сердца! Тогда верно получили бы вы великую силу от благодати. Итак дело за вами, а не за Богом. Имейте сердечное расположение веровать, которое от вас зависит: и Бог не преминет[2] приложить вам веру крепкую, которая есть дар Его благодати.
   Не оставим без внимания той особенности, что от веры Пресвятые Девы Богородицы требовалось предварительное признание предрекаемого Ей Сына, не только в качестве Сына Божия и Спасителя человеков, но вместе и в качестве Царя, как существенно необходимое для таинства воплощения: "воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца" (Лк.1:33). Из сего надлежит заключить, что и от нашей веры, вместе с признанием, в лице Иисуса, Сына Божия, Богочеловека, Спасителя нашего, требуется также признание в Нем нашего Царя, как существенно необходимое для спасительной веры.
   В самом деле, видно, необходимо сие верование, когда Господь Иисус, хотя обыкновенно удалялся от славы человеческой, хотя однажды, "разумев, яко хотят приити, да восхитят Его и сотворят Его Царя", поспешил скрыться от сего (Иоан. VI. 15); но, во время торжественного вшествия Его во Иерусалим, по требованию фарисеев, чтобы Он запретил обращаемые к Нему восклицания: "благословен грядый Царь", не только не запретил, но еще подтвердил, что если бы умолчали люди, то камни провозгласили бы Его Царем: "аще сии умолчат, камение возопиет" (Лук. XIX. 38, 40). Подобно и тогда, как наименование царя угрожало Ему смертию, Он только исправил неточное понятие о Своем царстве, сказав: "царство Мое несть от мира сего"; но на вопрос Пилата: "Царь ли еси Ты?" ответствовал не обинуясь[3]: "ты глаголеши, яко Царь есьмь Аз", ты говоришь справедливо, что Я Царь (Иоан. XVIII. 36--37). Наконец, по воскресении Своем, Он Сам провозгласил Свою царскую власть: "дадеся Мне всяка власть на небеси и на земли" (Матф. XXVIII. 18); а также и в предвещании Своего всемирного суда сам нарек Себя Царем: "тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего" (Матф. XV. 34).
   Христос царствует во всей вселенной, как Творец и Промыслитель, -- в особенности на небесах как Царь славы, -- на земле в Церкви, как в царстве благодати. Царствует здесь Словом Своим, как законом царства; и Духом Своим, как силою царственною. Его царство проникает в душу, посредством благодати с Его стороны, посредством веры и любви с нашей стороны, как и сказал Он: "царствие Божие внутрь вас есть" (Лук. XVII. 21); почему и молимся: "да приидет царствие Твое". Из царства, которое "несть от мира сего", простирает Он Свое царственное действие и на царства и народы мира сего, благословляя, благоустрояя и облагоденствуя власть и народ, благоприятные духовному Его царству, а мятущиеся против него, и особенно после покорности Ему изменившие, предавая действию грозного определения вручившего Ему царство Бога Отца[4]: "упасеши я жезлом железным; яко сосуды скудельничи сокрушиши я "(Псал. II. 9). Наконец, в последний день мира Христос явится Царем-Судиею мира, чтобы воздать каждому по делам его, и чтобы временные и приготовительные царства природы и благодати преобразовать в единое вечное царство славы.
   Христиане! Приятно нам взирать на Христа, как на Спасителя нашего, Который вземлет наши грехи, примиряет с нами вечное правосудие, освобождает нас от вечного осуждения, претворяет нас из сынов гнева в сынов Божиих, с правом наследия небесного. Будем признательны и справедливы. Не забудем взирать на Него, и как на Царя нашего, Который владычествует для того, чтобы благоустроять нашу духовную жизнь, чтобы охранять и защищать нас от враждебных сил, чтобы образовать из нас достойных граждан царствия небесного, способных к вечному блаженству; и Который, для сего самого, требует от нас совершенного повиновения Его владычеству.
   Един есть Сын Божий, Иисус Христос, Спаситель и Царь, и не разделяет сих качеств, которыми ознаменовал Себя в самом воплощении Своем. Если вы не захотите иметь Его своим Царем: не можете иметь Его своим Спасителем.
   Сказал ли тебе твой крестный отец, что ты Христу Царю дал присягу в верности? -- Точно, ты дал ее, когда при крещении, устами восприемника неоднократно исповедал, что отрицаешься сатаны и всего служения его, и сочетаваешься и покланяешься Христу, яко Царю и Богу. Будь же постоянно внимателен, чтобы не быть прельщену, и чтобы не сделаться клятвопреступником и изменником. Если ты не сохранил верности Христу Царю в сердце и в жизни, в слове и в деле; и если случившихся некоторых неверностей немощи и неосмотрительности не загладишь покаянием и исправлением: то потеряешь право на покровительство Христа Царя, и на милосердие Иисуса Спасителя, и сам себя делами твоей неверности причтешь к шатающимся и мятущимся, которых Он "упасет жезлом железным", и "яко сосуды скудельничи сокрушит".
   Будь верен Царю Христу, верою православною, в послушании святой Церкви Его, верен любовию нелицемерною, препобеждающею всякое земное пристрастие, -- верен жизнию благозаконною по заповедям и учению Евангельскому, -- верен и поспешен в чистосердечном признании своих грехопадений и в восстановлении чистоты совести, доколе смерть не предускорила затворить двери покаяния. Слыши самого Христа повелевающего и обещающего: "буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота" (Апок. II. 10). Аминь.

-----

   [1] В рукописи автора эти слова написаны карандашем по зачеркнутому слову: "былинка".
   [2] В рукоп. автора вместо сих слов стояли зачеркнутыя: "не оставит".
   [3] В рукоп. автора вместо сих слов стояло зачеркнутое: "решительно".
   [4] В рукоп. автора вместо сих слов стояли зачеркнутые: "оставляя... Отца Небесного".
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru