Филарет
Беседа к братиям Святого храма Святителя Николая, что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы Святителя Николая, дарованной Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Беседа к братиям Святого храма Святителя Николая, что в Рогожском, при внесении в оный храм иконы Святителя Николая, дарованной Его Императорским Высочеством, Государем Наследником Цесаревичем1

(Говорена мая 13-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.)

1856 год

   Прихожу к вам ныне, братия святого храма сего, как вестник и исполнитель воли Благоверного Государя Наследника Престола, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича.
   Без сомнения, с чувством утешения и благодарности воспоминаете вы девятый день сентября, в который он посетил сей храм ваш, слушал здесь молитвословие, и от усердия вашего принял святую икону. В ранних летах являя себя наследником Родительского и Прародительского благочестия, Он изъявил вам Свое сорадование о том, что вы, преминув лета неведения и спасительно уразумев духовную потребность благодатного общения и единения с единою, святою, соборною и апостольскою Церковию, действительно вступили с нею в общение и единение, в котором и пребываете. С сим вместе Он знаменательно изъявил свойственное просвещенной христианской любви желание, чтобы вашему доброму примеру последовали и другие, которые, к сожалению, не суть от двора единой, святой соборной и апостольской Церкви.
   С того времени Благоверный Государь Цесаревич сохранил не только памятование о вас, единоверные братия, и о вашем усердии, но и то благоволительное участие, с которым взирал на ваше единение со святою Церковию, и с ее священноначалием, от святых Апостолов друг-друго-приимательно, непрерывно и законно приявшим благодать тайнодействия. В ознаменование таковых Своих расположений, и во всегдашнюю память Своего к вам благоволения, Благоверный Государь дарствует вашему храму святую икону Святителя и Чудотворца Николы, которую вы видите.
   Радостен, конечно, для вас, братия, настоящий день и час: радостен он и для меня.
   Радуюсь о Благоверном Первенце Царевом, который, расцветая возрастом, расцветает и любовию к православной вере, и любовию к верному православному народу.
   Радуюсь о вас, братия, к которым, по устроению провидения Божия, как бы в вознаграждение за то, что на вас не ласково смотрят чуждые церковного единства, и светлый взор, и благоволительное слово, и священный дар исходит от самого царского Престола: потому что Благоверный Сын Царев действует, конечно, в духе Благочестивейшего Родителя.
   Радуюсь и о себе, что мне дан жребий посредствовать ныне в исполнении благодетельной воли Государя Цесаревича и соутешиться вашим утешением.
   Радуюсь и о том, что пришел к вам, не только как посланный, но и как призванный вашим добрым изволением: ибо сие есть новое свидетельство того, что ваше единение со святою вселенскою Церковию и священноначалием ее вполне совершилось в сердцах ваших.
   Никто да не мнит видеть разделение в том, что в церкви вашей слышатся некие особенные звуки, слова, видятся некоторые особенные подробности обрядов. Строго судили о сем, когда с сим соединено было священной власти: и справедлива была строгость, потому что тяжек грех противления, как о сем вразумляет Пророк Самуил: "якоже грех есть чарование, тако грех есть противление; и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение" (1Цар. XV. 23). Но где, по предваряющей благодати Божией, и по действию благонамеренности и доброго рассуждения, нет противления, а есть сердечное расположение к миру и благодатному единству; где притом есть уже единство веры в священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?
   Вы принимаете в руководство священные и церковные книги в том виде, в каком они были во дни первых пяти Патриархов российских. Мы принимаем в руководство священные и церковные книги в том виде, какой они получили во времена последующих пяти Патриархов и святейшего Синода, в следствие сличения их с древними греческими книгами, с которых они переведены, и с древними славенскими рукописями, причем, речения неясные от древности заменены более ясными, и поврежденные неискусными переписчиками исправлены. Вот разность! Но и те и другие книги прославляют единую Пресвятую Троицу; и те и другие возвещают единую веру в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; и те и другие предлагают для освящения нашего благодатную силу одних и тех же семи таинств, и для управления жизни нашей одни и те же заповеди Божии; и те и другие утверждаются на слове Божием, и на правилах апостольских, соборных и отеческих; и те и другие представляют один и тот же состав церковного Богослужения и священных обрядов, с немногими и не существенными разностями в подробностях. Вот единство!
   Что ж? Непримиримы ли оные разности с сим единством?
   Нельзя отказать в уважении церковным книгам, которые вы называете новыми: они исправлены по греческим и славянским рукописям, которые древнее времен первых пяти патриархов российских. Но ваши предки усомнились в верности сего исправления; и по уважению к святым и благочестивым людям, устроявшим свое спасение по книгам, которые вы называете старыми, решились неуклонно держаться сих книг. И вы обыкли руководствоваться в сем не столько исследованием, сколько преданием отцов ваших. Если бы ваше последование мнениям отцев ваших доходило (как доходит у других) до противления святой, апостольской Церкви, до отвержения святительства или священства и спасительных таинств, или до употребления оных святотатственного, и потому бесплодного и осудительного; то я сказал бы вам: поставьте должную меру вашему уважению к вашим отцам; "повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком" (Деян. V. 29); если бы святые равноапостольные Ольга и Владимир неограниченно следовали мнениям и примерам своих отцов, то они умерли бы идолопоклонниками, а не святыми и равноапостольными. Но поелику ваше последование мнению и примеру отцов ваших не доходит до крайностей: уважаю чувство уважения к родителям, а потому и с основанным на нем обычаем желаю пребыть в мире. И поелику в церковных книгах, преимущественно вами чтимых, вижу едину и ту же, как в исправленных, веру, таинства и Церковь: то, по благословению святой апостольской Церкви, в мире вашей и моей совести, читаю в вашей церкви ваши церковные книги, и исполняю принадлежащие им особенности священнослужебного чина и обрядов; и не обинуясь говорю: никто да не мнит видеть разделение в том, что в церкви вашей слышатся некие особенные звуки, слова, видятся некоторые особенные подробности обрядов.
   Братия! Святый Апостол Павел учит, что "не в словеси... царствие Божие, но в силе" (1Кор. IV. 20). Не станем без нужды возбуждать разделяющие прекословия о разностях слов, когда они ведут к единой силе царствия Божия.
   Посмотрите, где апостольское слово указует нам основания благодатного и спасительного единства: "едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех" (Еф. IV. 4--6). -- Не все ли мы чтим и приемлем сии вечные основания единства? Итак, на них да утверждаем непоколебимо наше церковное единение, теми способами, какие указует тоже апостольское слово. Какими способами? -- "Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовию, тщашеся блюсти единение духа в союзе мира" (Еф. IV. 2--3).
   Воспомяну вам еще высшее слово о потребности благодатного единства, и о высоте, до которой оно достигать должно. Когда Христос Спаситель, отходя от мира сего, последнюю с Апостолами беседу заключил молитвою о новосозидаемой Церкви Своей: тогда всем верующим в Него просил Он от Отца Своего небесного единения в вере и любви между собою, восходящего до единения с самим Богом: "да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут" (Иоан. XVII. 21). Молитва единородного Сына Божия должна исполниться: но она исполняется и исполнится только над теми, которые с своей стороны тщатся соответствовать Его воли, которые с искренним сердцем "тщатся блюсти единение духа в союзе мира".
   Потщимся, единоверные братия, паче и паче утверждаться и возрастать в единении веры и любви, да силою нашего благодатного единения и бедственно отчужденные привлечены будут к спасительному церковному единству.
   Отче Господа нашего Иисуса Христа, Боже наш! Призри не на наше недостоинство, но на ходатайство за нас единородного Сына Твоего, и исполни над нами молитву Его: "да вси едино будем", во единей Церкви Твоей святей, яже есть единый ковчег спасения, и единый путь к небесному Твоему царствию. Аминь.
   Желательно было, чтобы она в сей самый день пренесена была в Николаевскую Единоверческую церковь. Но Митрополит не мог в сей день отлучиться из Москвы, по причине совершавшагося крестного хода. Надлежало или исполнить пренесение иконы чрез кого-либо из священнослужителей, или отсрочить. Прихожане избрали сие последнее, являя тем и желание благоговейно принять высокий дар, и усердие к Церкви.
   В 13 день сего Маия, в день воскресный, в 11 часу утра, дарствуемая Государем Цесаревичем икона Святителя Николая принесена к Никольской Единоверческой церкви двумя иеромонахами в предшествии свещеносца. За нею следовал Митрополит. Единоверческое духовенство вышло на встречу со крестом и святыми иконами, окруженное прихожанами и прочим народом. Икона поставлена была среди церкви на аналогии. Совершив по чину сей церкви предначинательное молитвословие, Митрополит беседовал с прихожанами о предмете настоящего собрания, и о единстве церковном. Потом совершено было им с местным духовенством молебное пение Святителю и Чудотворцу Николаю, сопровожденное возглашением многолетия Благочестивейшему Государю Императору и всей Высочайшей Фамилии.
   К повествованию о событии утешительном не желалось бы присовокупить некоторые черты неприятные: но надобно сие сделать, дабы отдать справедливость единоверцам.
   8 дня, в навечерие храмового Единоверческой церкви праздника Святителя Николая, во время всенощного бдения, внезапно, без видимой причины, загорелась при сей церкви деревянная колокольня, и сгорела вся, и колокола значительного веса растопились. Но единоверцы тотчас решились не только восстановить колокольню и колокола своим иждивением, но и не допустить, чтобы торжественность предположенной в следующее воскресенье встречи дарствуемой Государем Цесаревичем иконы уменьшена была отсутствием колокольного звона. В три дня построили они временную деревянную колокольню и приобрели колокола около 250 пудов веса; и, таким образом, во время принесения иконы торжественный звон был особенно знаменательным выражением усердия прихожан к Государю Наследнику Цесаревичу и их приверженности к Церкви.
   
   1 Государю Наследнику Цесаревичу благоугодно было в память посещения Его Императорским Высочеством единоверческой церкви Святителя Николая, что в Рогожском, и в знак благоволения Его к новоприсоединенным прихожанам ее, дарствовать сему храму икону Святителя и Чудотворца Николая, изображенную в древнем характере иконописания и благолепно украшенную. По воле Его Императорского Высочества она препровождена к Митрополиту Московскому, и, по получении им сего 1856 года Маия 5 дня, до благовременности перенесения по назначению, поставлена была в Крестовой церкви; а в день пренесения мощей Святителя Николая перенесена была в Кафедральную церковь Чудова монастыря и возложена на мощи Святителя Алексия.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru