Филарет
Речь Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу, по совершении Священного Коронования Его Императорского Величества

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Речь Благочестивейшему Государю Императору Александру Николаевичу, по совершении Священного Коронования Его Императорского Величества

(Говорена августа 26; напечатана в Твор. Св. От., в Москов. и Губерн. Вед. 1856 г. и в собран. 1861 г.)

1856 год

   Благочестивейший, Богом венчанный Великий Государь Император!
   Благословен Царь царствующих! Он "положил... на главе Твоей венец от камене честна" (Пс. XX. 4). С уверенностию говорю сие, потому что из уст Пророка беру слово, изображающее судьбу Царя, праведно воцарившегося.
   Бог венчал Тебя: ибо Его провидение привело Тебя к сему законом престолонаследия, который Он же положил и освятил, когда, прияв Царя в орудие Своего Богоправления, изрек о нем Свое определение: "от плода чрева твоего посажду на престоле твоем" (Пс. CXXXI. 11).
   Бог венчал Тебя: ибо Он "дает...по сердцу" (Пс. XIX. 5), а Твое сердце желало не торжественного только явления Твоего Величества, но наипаче таинственного осенения от Господня "Духа владычняго, духа премудрости и... ведения, духа совета и крепости" (Ис. 11:2). Мы слышали Твою о сем молитву ныне: Сердцеведец внял ей ранее; и когда Ты медлил приять Твой венец, потому что продолжал защищать и умиротворять Твое царство, Он ускорил утишить бурю брани, чтобы Ты в мире совершил Твою царственную молитву, и чтобы венец наследия был для Тебя и венцом подвига.
   Итак, "Господа силою... возвеселися", Боговенчанный "Царь, и о спасении Его возрадуйся зело!" (Пс. XX. 2).
   Возрадуйся такожде и Ты, Благочестивейшая Государыня, о славе Твоего Всепресветлейшего Супруга, свыше освещаемой и освящаемой, и лучем священным и Тебя озаряющей.
   Утешься и возрадуйся Благочестивейшая Матерь Царя. Се уже зрел плод чрева Твоего, и сладок для России.
   Светло возрадуйся Православная Церковь, и твоя соборная молитва веры, любви и благодарности да восходит к престолу Всевышнего, когда Он на "Избранного от людей" (Пс. 88:20) Своих полагает священную печать Своего избрания, как на вожделенного первенца твоих сынов, на твоего верного и крепкого защитника, на преемственного исполнителя древнего о тебе слова судеб: "будут царие кормители твои" (Ис. XLIX. 23).
   Светися радостию, Россия. Божие благоволение воссияло над тобою в священной славе Царя твоего. Что может быть вожделеннее, что радостнее, что благонадежнее для царства, как Царь, Который полагает "сердце свое в силу Божию" (Псал. XLVII. 14), Которому царский венец тогда приятен, когда принят от Царя небесного, -- Который царские доблести, намерения, деятельность желает освятить и освящает "помазанием...от Святаго" (1Ин. 2:20)?
   Поистине, Благочестивейший Государь, чтобы от венца Царева, как от средоточия, на все царство простирался животворный свет "честнейшей...камений многоценных" (Прит. III. 15) мудрости правительственной, -- чтобы мановения скипетра Царева подчиненным властям и служителям воли Царевой указывали всегда верное направление ко благу общественному, -- чтобы рука Царева крепко и всецело объимала державу Его, -- чтобы меч Царев был всегда уготован на защиту правды, и одним явлением своим уже поражал неправду и зло, -- чтобы царское знамя собирало в единство и вводило в стройный чин миллионы народа, -- чтобы труда и бдения Царева доставало для возбуждения и возвышения их деятельности, и для обеспечения покоя их, -- не высший ли меры человеческой потребен для сего в Царе дар? -- Но посему-то наипаче и радуемся мы, что Ты, будучи рожден царствовать, будучи приснопамятным Родителем Твоим уготован царствовать, действительно царствуя, еще взыскуешь свыше дара царствовать. И верен "Вознесший Тебя от людей Своих" (Пс. LXXXVIII. 20), по вере Твоей и Твоего народа, в приемлемом Тобою ныне видимо священном помазании даровать Тебе невидимо помазание благодатное, светоносное, пребывающее, действующее Тобою к нашему истинному благополучию, к Твоей истинной радости о нашем благополучии, -- подобно как древле, по царском помазании, благодатно и благотворно "ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом" (1Цар. XVI. 13).
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru