ФЛЕТЧЕРДжон [Fletcher John, 1579--1625] и БОМОНТФренсис [Beaumont Francis, 1584--1616] -- выдающиеся английские драматурги, современники Шекспира. Ф. происходил из духовной знати. Б. -- из старинной дворянской семьи. Оба драматурга тесно связаны продолжительным совместным творчеством, и почти невозможно установить достоверную долю каждого из них в том лит-ом наследстве, к-рое они оставили. С уверенностью можно приписать перу Ф. лишь пьесы, созданные уже после смерти Б., но и тут необходимо учесть безусловное соавторство Мэссинджера. Новейшие исследователи приходят к выводу, что из общего числа 52 пьес, носящих имена обоих драматургов, -- одна или две принадлежат перу Бомонта, в 10 написанных совместно с Ф. ему принадлежит большая доля, 15 пьес написаны лишь Ф. и 22 написаны Ф. совместно с другими драматургами (особенно с Мэссинджером), участие же Ф. и Бомонта в авторстве остальных пьес сомнительно. К этому еще следует добавить историческую хронику "Генрих VIII", написанную Ф. совместно с Шекспиром, но обычно приписываемую лишь Шекспиру. Во всяком случае наиболее известные и выдающиеся произведения созданы Ф. и Бомонтом совместно, как напр. "The Knight of the Burning Pestle" (Рыцарь пламенеющего пестика, 1609--1610, изд. 1613), "Philaster" (Филастер, пост. 1610, напеч. 1620), "The Maid's Tragedie" (Трагедия девушки, пост. 1611, напеч. 1619), "A King and no King" (Король и не-король, пост. 1611, напеч. 1619) и ряд других.
Творчество Ф. и Бомонта, развивавшееся на закате английского Возрождения, в период интенсивного развития буржуазно-пуританской идеологии, глубоко враждебной ренессансному театру, характеризуется эпикурейским отношением к миру, высмеиванием ханжества, скупости и ограниченности буржуазных кругов, фривольной утонченностью и сценической занимательностью.
Произведениям Ф. и Бомонта не свойственна глубина социально-философских проблем шекспировских трагедий, широкая разработка человеческих характеров, простота и реалистическая напряженность драматического действия. Ф. и Бомонт выступают мастерами занимательной интриги, легкого, изящного диалога, проповеди утонченных наслаждений. Поэтому после отмены запрещения театров при реставрации Стюартов Ф. и Бомонту было отдано предпочтение перед Шекспиром: "на каждую возобновленную пьесу Шекспира или Бен-Джонсона приходятся две пьесы Бомонта и Флетчера" -- писал в 1666 драматург Драйден.
Решающую роль в пьесах Ф. и Бомонта играет любовь. Она изображается в самом широком диапазоне -- от чувственной животной страсти ("The Tragedie of Valentinian" -- Трагедия Валентиниана, пост. ок. 1614, изд. 1647, Флетчер) до платонической дружбы ("The Knight of Malta" -- Мальтийский рыцарь, 1618--1619, Флетчер, Мэссинджер). Любовь является основным движущим компонентом интриг как в эротически-фривольных комедиях с неизбежными рогоносцами, так и в патетических трагедиях Ф. и Бомонта.
Помимо грациозной, остроумной и ловкой женщины, умеющей любить и наслаждаться, в творчестве Ф. и Бомонта встречаются женские натуры большого чувства и силы воли: Люцина, не снесшая бесчестия и покончившая с собой ("Валентиниан"), Юлия, жена римского заговорщика-тираноборца ("The Double Marriage" -- Двойной брак, ок. 1620). Но тираноборчество в этой пьесе не характерно для творчества Ф. и Бомонта. Наоборот, в большей части их произведений звучит мотив божественности королевской власти, безоговорочного подчинения королю ("Трагедия девушки" и др.). Особенно характерна в этом отношении пьеса "The Loyal Subject" (Верноподданный, 1618, Флетчер), действие к-рой происходит в России во время татарщины. Доблестный воевода подвергается опале со стороны князя, завидующего его военным успехам; несмотря на заслуги, воеводу пытают и приговаривают к смерти, обвиняя в заговоре. Но верный своему долгу воевода во время мятежа солдат, освобождающих его из застенка, спасает князя от неминуемой смерти. Сюжет близок к пьесе Гейвуда "Royall King and Loyal Subject".
Чрезвычайно интересна комедия "Рыцарь пламенеющего пестика", в к-рой высмеиваются вкусы буржуазной публики, ограниченность мещанства (тема, разработанная и в другой комедии "Маленький французский адвокат" -- The Little French Lawyer, 1619--1620, изд. 1647), ее стремление к натуралистической драматургии. Двойное действие пьесы, беспрерывная "сцена на сцене" не только чрезвычайно оригинально разработаны, но представляют собою исключительно ценный документ о нравах и обычаях театра того времени, о театральной публике и технике сцены.
Для гедонистического мировоззрения драматургов характерна пьеса "The Spanish Curate" (Испанский священник, пост. 1622, изд. 1647, Флетчер и Мэссинджер), где двойная интрига, с одной стороны, прославляет чувственную любовь в чисто гуманистических тонах, с другой -- весело разоблачает плутовство монахов.
Библиография:
I. The works of Beaumont and Fletcher ed. by A. Dyce, II vls, L , 1843--1846; ed. by A. Glover a. A. R. Waller, 10 vls (Cambridge English Classics), Cambridge, 1905--1912; Variorum cel. L., Bullen, 1904. (прод.), до 1933 вышло 4 тт.; Испанский священник, пер., обработка и вступ. статья М. Лозинского, Гослитиздат, М., 1935; то же, изд. Цедрам, М. -- Л., 1935; Укрощение укротителя, пер. И. Аксенова, в кн.: И. Аксенов, Елизаветинцы, Гослитиздат, М., 1938.
II. Macaulay G. C., Francis Beaumont, a critical Study, L., 1883; Thorndike A. H., The influence of Beaumont and Fletcher on Shakespeare, Worcester, Mass., 1901; Hatcher O. L., J. Fletscher: a study in dramatic method, Chicago, 1905; Brereton J., Le Gay, Marginalia on Beaumont and Fletcher, 2 pts, Sydney, 1906; Gayley C. M., Beaumont, the dramatist, N. Y., 1914; Swinburne A. C., Contemporaries of Shakespeare, ed. by E. Cosse a. T. J. Wise, L., 1919; Sprague A. C., Beamont and Fletcher on the Restoration Stage, Cambridge, 1926; Аксенов И. А., Гамлет и другие опыты в содействие отечественной шекспирологии [...], изд. "Федерация", М., 1930 [стр. 55--64]; Его же, Шекспир, статьи, ч. 1, ГИХЛ, М., 1937 [по указателю]; Его же, Елизаветинцы, П., 1938 (статья "Джон Флетчер").
III. Potter A. C., A bibliography of Beaumont and Fletcher, Cambridge, 1890.
М. З.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 764--766.
ФЛЕТЧЕР (Fletcher), Джон (дек. 1579, м. Рай, Суссекс, -- авг. 1625, Лондон) -- англ. драматург. Сын священника. Возможно, учился в Кембриджском ун-те. Первая пьеса Ф. -- пастораль "Верная пастушка" ("The faithful shepherdess", 1609) -- успеха не имела. Совм. с Ф. Бомонтом написал 7 пьес ("Филастр", 1611; "Трагедия девушки" -- "The maides tragedy", 1611; "Король и не король" -- "A king and no king", 1611, и др.); писал также в соавторстве с Ф. Мессинджером ("Маленький французский адвокат" -- "The little French lawyer", 1619, и др.). Неск. пьес принадлежит, бесспорно, одному Ф. -- "Мосье Томас" (1615), "Ум без денег" ("Wit without money", 1614), "Как управлять женой" ("Rule a wife and have a wife", 1624) и др. Творчество Бомонта и Ф. знаменует отход от народно-гуманистич. драмы Возрождения, оно не ставит глубоких гос., политич. или этич. проблем. Персонажи пьес Ф. отражают развращенность нравов дворянской и придворной среды, ее фривольность, корыстолюбие. Вместе с тем, гедонизм Ф. противостоит бурж. пуританству и его ханжеской морали. Мир этой драматургии подчеркнуто театрален: авантюрная фабула перебивается то комич., то трагич. сюжетными линиями, развитие событий динамично, развязки неожиданны. Жанр трагикомедии -- создание Ф. и Бомонта.
Сочинения: The works ot F. Beaumont and J. Fletcher, v. 1--10, Camb., 1905--12; в рус. пер. -- Пьесы. [Вступ. ст. А. Аникста], т. 1--2, М., 1965.
Литература: Аксенов И., Елизаветинцы, М., 1938; История англ. лит-ры, т. 1, в. 2, М. -- Л., 1945; Ellis-Fermor U., The Jacobean drama, 5 ed., L., 1965; Appleton W. W., Beaumont and Fletcher, L., 1956; Leech C., The John Fletcher plays, L., 1962; Fletcher I., Beaumont and Fletcher, [L., 1967].
Е. В. Корнилова
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 1007.