Форш Ольга Дмитриевна
О. Д. Форш: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ФОРШ, Ольга Дмитриевна [урожденная Комарова; 16(28).V.1873, крепость Гуниб, Дагестан, -- 17.VII.1961, Ленинград] -- рус. сов. писательница. Дочь ген. Д. В. Комарова, начальника округа Среднего Дагестана. Воспитывалась в Моск. сиротском ин-те. Училась живописи в рисовальных школах Киева и Одессы, а также в мастерской П. П. Чистякова при Академии художеств (см. ее очерк "Художник-мудрец", 1928). В 1891 участвовала в борьбе с голодом в Тульской губ., работала в "толстовских столовых". В печати выступила в 1907 (журн. "Киевский вестник"). Затем печатала рассказы и статьи в журналах "Русская мысль", "Заветы", "Тропинка" и др. под псевд. А. Терек. Нек-рые ее произв. этих лет отмечены увлечением теософией ("Рыцарь из Нюрнберга", 1908), к-рая, однако, преодолевается и развенчивается в незавершенном романе "Богдан Су-ховской" (1910, под назв. "Дети земли"). Уже в этих произв. выявляется осн. линия ее творчества. Ф. -- прозаик философ. склада. Обычно герои ее книг -- пытливые искатели, люди, не удовлетворенные действительностью, мученики идеи.
   В полной мере талант писательницы раскрылся уже в сов. время. В 1924--25 выходит роман "Одеты камнем", открывающий новую грань ее творчества -- глубокий историзм. Однако в то же время это и роман современный. Образу революционера Бейдемана, пожизненно заточенного в Петропавловской крепости, противопоставляется образ его друга-предателя Русанина, дожившего до Октября и сошедшего с ума под гнетом своей вины. Сходное противопоставление сильной творч. личности (Н. В. Гоголь, А. А. Иванов) и безликой завистливой посредственности (Багрецов) содержится в романе Ф. "Современники" (1926). Как писатель Ф. ближе всего стоит к традиции Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, несколько осложненной влиянием символист. прозы (А. Белый, А. Ремизов). Это нашло отражение в стиле ее повествования -- экспрессивном, напряженном, изобилующем тропами и инверсиями, тяготеющем к гротеску. Однако в произв. 40--50-х гг. эти черты в значит. мере сглаживаются. Как писателю-историку Ф. присущ исключительно широкий диапазон. Ее романы представляют собой большие историч. полотна, отразившие в ряде существ. черт рус. жизнь со 2-й пол. 18 в. по 20-е гг. 20 в. Роман "Горячий цех" (1926) посв. событиям революции 1905--07. Здесь писательница обращается к изображению рабочей и солдатской среды. Ее последующие романы -- "Сумасшедший корабль" (1931) и "Ворон" (1933, под назв. "Символисты"). Несмотря на все различия, эти три книги объединяет то, что они написаны на основе непосредств. восприятия современника, "свидетеля истории", отчасти мемуариста. В "Сумасшедшем корабле" воссоздан быт петрогр. "Дома искусств" в первые пореволюц. годы, в "Вороне" -- предыдущее десятилетие жизни петерб. интеллигенции. Ф. проявила себя как мастер лаконичной, четкой (подчас сатирической) психологической зарисовки. Перед нами проходит галерея современников автора: М. Горький (Еруслан), А. Блок (Гаэтан), А. Белый (Инопланетный Гастролер), Н. Клюев (Микула), А. Волынский (Акович), М. Гершензон (Черномор) и др. -- в "Сумасшедшем корабле"; А. Ремизов, Вяч. Иванов, В. Розанов, Н. Бердяев, А. Добролюбов (Стремилов) -- в "Вороне" (историческая часть здесь обрамлена действием, происходящим в сов. дни преим. в студенч. среде); Л. Шестов (Вюсте) -- в "Горячем цехе".
   Параллельно Ф. работает над трилогией "Радищев" (ч. 1 -- "Якобинский заквас", 1932; ч. 2 -- "Казанская помещица", 1934; ч. 3 -- "Пагубная книга", 1939), окончательно утвердившей Ф. в качестве одного из ведущих сов. историч. прозаиков. Трилогия представляет и исследовательский интерес, т. к. многое в ней, документально подтвержденное впоследствии, было верно угадано интуицией художника. Ф. создала широкую панораму екатерининской эпохи; в след. книге "Михайловский замок" (1946) она столь же уверенно воспроизводит время Павла I, рисуя судьбу рус. архитекторов В. Баженова и А. Воронихина, творивших в эти годы. В 1949 опубл. рассказ о декабристе М. Лунине "Верный спутник". Последним крупным произв. Ф. был роман о декабристах "Первенцы свободы" (1950--53), охватывающий обширный историч. материал; роман написан в несколько суховатой манере, свойственной историч. хронике.
   Сравнительно второстепенную роль в творчестве Ф. играют ее рассказы, созданные на совр. материале. Многие из них резкими, беспощадными штрихами рисуют предреволюц. быт города и деревни, картины нэпа -- сб-ки "Обыватели" (1923), "Летошный снег" (1925), "Московские рассказы" (1926), "Вчерашний день" (1933). Ф. принадлежат также книга сатирич. полуочерковых новелл "Под куполом" (1929), написанная после поездки во Францию и Италию и высоко оцененная М. Горьким, книга дет. рассказов и сказок "Кому что нравится" (1914), киносценарии "Дворец и крепость" (совм. с П. Е. Щеголевым, 1924) и "Пугачев" (1936), пьесы "Причальная мачта" (1929) -- о полярниках, "Сто двадцать вторая" (1937) -- о социалистич. строительстве, "Камо" (опубл. 1955) и др. Произведения Ф. переведены на мн. языки народов СССР и иностр. языки.

Сочинения:

   Собр. соч., т. 1--7, М. -- Л., 1928--30;
   Собр. соч., т. 1--8, М. -- Л., 1962--64;
   Автобиография, в кн.: Сов. писатели. Автобиографии, т. 2, М., 1959.

Литература:

   Луговцов Н., Творчество Ольги Форш, Л., 1964;
   Мессер Р., Ольга Форш, Л., 1965;
   Тамарченко А., Ольга Форш. Жизнь, личность, творчество, М. -- Л., 1966;
   Ольга Форш в воспоминаниях современников, М., 1974;
   Рус. сов. писатели-прозаики. Биобиблиографич. указатель, т. 5, М., 1968.

Л. Н. Чертков.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 66--68.
   Исходник здесь:http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-0661.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru