ФУРМАНОВ, Дмитрий Андреевич [26.X(7.XI).1891, с. Середа Нерехтского у. Костромской губ., ныне г. Фурманов Ивановской обл., -- 15.III.1926, Москва] -- рус. сов. писатель. Род. в семье крестьянина, позднее приписавшегося к мещанскому сословию. Детство и юность провел в Иваново-Вознесенске. Учился в Кинешемском реальном училище (1909--12) и на филологич. ф-те Моск. ун-та (1912--14; окончил в 1924). Участник 1-й мировой войны; был братом милосердия. В конце 1916 вернулся в Иваново-Вознесенск, преподавал на рабочих курсах; нек-рое время был связан с эсерами, затем -- с анархистами. В период Октябрьской революции был пред. Революц. штаба. В июле 1918 вступил в Коммунистич. партию по рекомендации М. В. Фрунзе, под руководством к-рого работал в сов. и парт. органах Иваново-Вознесенска. В 1919--21 Ф. -- на фронтах Гражд. войны: комиссар 25-й дивизии Вост. фронта (командиром ее был В. И. Чапаев), нач. политуправления Туркестан. фронта, уполномоченный Туркфронта в Семиречье, нач. политотдела 9-й Кубанской армии, нач. редиздата 11-й армии и редактор арм. газ. "Красный воин" (Тифлис). Участвовал в Уфимской воен. операции против армий Колчака, руководил ликвидацией антисов. мятежа в г. Верном (Алма-Ата), был комиссаром десанта сов. войск на Кубани, разгромившего врангелевцев (за эту операцию награжден орденом Красного Знамени). В мае 1921 Ф. приехал в Москву. Работал в Высшем военно-редакц. совете и Госиздате. Одновременно занимался лит. деятельностью. В 1923 вошел в группу пролет. писателей "Октябрь". В 1924--25 был секретарем Моск. ассоциации пролет. писателей (МАПП). Умер от менингита.
Писать Ф. начал в школьные годы. До 1917 опубл. два произв.: стих. "Памяти Д. Д. Ефремова" (1912) и очерк "Братское кладбище на Стыри" (1916). Дневниковые записи периода 1-й мировой войны позднее изданы как самостоят. произв. -- "Дневники (1914--1915--1916)" (1929). Ранние лит. опыты Ф. свидетельствуют о демократичности его убеждений, о влиянии на него рус. классики. Уже в то время начинают формироваться такие особенности стиля писателя, как автобиографизм, документальность, аналитичность.
После Октября гл. темой Ф. становится тема революции; в ней он увидел "целый океан поэзии", "огромную красоту" (дневник, запись от 12 дек. 1917). В годы революции и Гражд. войны выступает гл. обр. как публицист (св. 130 статей, очерков). Произв. тех лет тесно связаны с практич. деятельностью Ф. -- комиссара и политработника, проникнуты идеей защиты завоеваний социалистич. революции. В 1921 созданы первые крупные произв. -- пьеса "За коммунизм" (опубл. 1965) и повесть "Записки обывателя" (опубл. 1926). В 1922 появляются повесть "Красный десант" -- о десантной операции на Кубани во главе с Е. И. Ковтюхом и Ф. против врангелевцев, очерки "На подступах Октября" и "Незабываемые дни" -- о революц. событиях в Иваново-Вознесенске.
Широкий успех и признание к Ф. приходят с изданием романов "Чапаев" (1923) и "Мятеж" (1925, одноим. пьеса в соавт. с С. Поливановым, пост. 1927). В этих произв., а также в повести "В восемнадцатом году" (1923) и цикле очерков о М. В. Фрунзе (1925) Ф. правдиво рисует подъем нар. масс в революции и ее героев.
Он выступает как художник-летописец, стремящийся запечатлеть новое, героическое в самой жизни. При этом он опирается на реальных людей, на типичные явления и события самой действительности. Ф. шел от лично увиденного и пережитого, но историч. достоверность он сочетал с широкими идейно-худож. обобщениями.
Романом "Чапаев" Ф. заложил основы эпич. формы в сов. прозе, в нем создан яркий типический образ героя-современника. Образ легендарного героя Гражд. войны Чапаева, нарисованный во всей его сложности, предстал как широкое обобщение противоречивых и в то же время подлинно героич. свойств, присущих нар. массам. Революция создала условия для раскрытия лучших сторон личности Чапаева, направила ее развитие к "разумному" и "светлому". В этом процессе исключительно велико значение комиссара Клычкова, образ к-рого наряду с образом Чапаева стал серьезным завоеванием сов. лит-ры. Авангардная роль партии и рабочего класса (олицетворением его выступает в романе отряд иваново-вознесенских рабочих) художественно акцентирована в ряде впечатляющих картин и эпизодов. Не менее выпукло показана и полупартизанская крест. масса. Роман отличается не только высокой правдивостью осн. образов, но и верностью деталей, реалистич. передачей быта, колорита времени. В то же время "Чапаев" романтичен, в нем прекрасно передана героика революц. борьбы. "Чапаев" является одним из первых произв. социалистич. реализма в молодой сов. прозе. Худож. принципы и достижения этого произв. Ф. развивает в романе "Мятеж", в к-ром с большой силой раскрыта тема партии, пролет. гуманизма, показаны идейные и моральные качества характеров коммунистов.
Жизнь Ф. оборвалась в пору начавшегося расцвета его таланта и больших замыслов. Последняя его книга, вышедшая посмертно, -- очерки "Морские берега" (1926) -- свидетельствовала о поисках новой тематики (социалистич. строительство), о совершенствовании худож. мастерства. Ф. замышлял создание "Эпопеи гражданской войны" и романа "Писатели", где намеревался изобразить лит. борьбу первых лет Сов. власти.
Ф. был видным участником лит. движения своего времени, боролся против буржуазно-эстетских течений в иск-ве, отстаивал политику Коммунистич. партии в области лит-ры. Весь его облик являл новый тип писателя -- активного борца за коммунистич. идеалы. Ему присущи ясность идейных позиций, органически выраженная партийность, умение глубоко анализировать сложные и противоречивые явления действительности, руководствуясь при этом, по выражению А. В. Луначарского, "марксистским компасом". Осн. пафос творчества Ф. -- воспитание социалистич. сознания, борьба за нового человека, рождающегося в горниле революц. боев. Как художник Ф. опирался на традиции классич. рус. лит-ры, в особенности -- на Л. Н. Толстого и М. Горького. Одним из первых в сов. лит-ре он встал на путь углубленного социально-психологич. анализа характеров; создал своеобразный жанр романа-очерка; в стилистике своих книг широко использовал документы, воспоминания, хроникальные формы изложения, лирич. и публицистич. элементы, в к-рых активно проявлялась идейно-нравств. позиция автора.
Худож. произв. Ф., его лит.-критич. статьи (в т. ч. о А. Серафимовиче, Л. Сейфуллиной, Ю. Либединском), его выступления по лит. вопросам имели большое значение для формирования лит-ры социалистич. реализма. Значит. влияние оказал Ф. на разработку в сов. лит-ре художественно-автобиографич. и художественно-документ. жанров ("Как закалялась сталь" Н. Островского, "Люди с чистой совестью" П. Вершигоры, "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, "Волоколамское шоссе" А. Бека и др.). Высокую оценку творчеству Ф. дали Горький, Серафимович, Луначарский, Мате Залка и др. Велико значение писателя в воспитании революционно-патриотич. и героич. традиций сов. народа и народов, борющихся за свое освобождение.
Произв. Ф. переведены на мн. иностр. языки и языки народов СССР, инсценированы и экранизированы. Кинофильм Г. и С. Васильевых "Чапаев" получил всемирное признание. На основе романа "Чапаев" композитором Б. Мокроусовым написана одноим. опера.
Сочинения:
Собр. соч., т. 1--4, М. -- Л., 1926--27;
Собр. соч., т. 1--5, М. -- Л., 1928--29;
Собр. соч., т. 1--4. [Предисл. Ю. Либединского], М., 1960--61;
За коммунизм, [Драма], в кн.: Лит. наследство, т. 74, М., 1965.
Литература:
Горький М., Письма о лит-ре, М., 1957;
Серафимович А., Умер художник революции, Собр. соч., т. 7, М., 1960;
Луначарский А., Фурманов, Собр. соч., т. 2, М., 1964;
Лелевич Г., Клинок и книга. Памяти Дмитрия Фурманова, М., 1927;
Камегулов А., Худож. путь Фурманова, Л., 1934;
Серебрянский М., Дмитрий Фурманов, Л., 1936;
Д. А. Фурманов. Сб. материалов, Иваново, 1936;
Фурманова А. Н., Дмитрий Фурманов, Иваново, 1941; Дм. Фурманов -- писатель-большевик (Статьи и материалы), Иваново, 1951;
Калнберзина А., Дмитрий Андреевич Фурманов. Критико-биографич. очерк, Рига, 1953;
Озеров В. М., Д. А. Фурманов. Критико-биографич. очерк, М., 1953;
Наумов Е., Д. А. Фурманов. Критико-биографич. очерк, 2 изд., М. -- Л., 1954;
Бережной А. Ф., Фурманов-журналист, Л., 1955;
Его же, "Чапаев" Дм. Фурманова, М. -- Л., 1965;
Владимиров Г., Проблемы творчества Д. А. Фурманова. Статьи, Таш., 1956;
Его же. Солдат революции. Страницы жизни и творчества Д. А. Фурманова, Таш., 1967;
Писатель-патриот. Сб. статей и материалов о творчестве Д. А. Фурманова, Иваново, 1956;
Черников В., Новое о Фурманове, Саратов, 1965;
Его же, В наступлении (О Фурманове), Саратов, 1968;
Куприяновский П., Художник революции. О Дмитрии Фурманове, М., 1967;
Его же, Искания, борьба, творчество (Путь Д. А. Фурманова), Ярославль, 1968;
Рудов М., Уполномоченный партии (О деятельности Дм. Фурманова в Семиречье), Фр., 1967;
Исбах А. А., Фурманов, М., 1968;
Сотскова М. Н., Дмитрий Фурманов (Критико-биографич. очерк), М., 1969;
Дмитрий Андреевич Фурманов. (Сб. статей и материалов), Иваново, 1971 (Уч. зап. Ивановского пед. ин-та им. Д. А. Фурманова, т. 74);
Kasper К., Dmitri Furmanow, Halle, 1962;
Д. А. Фурманов. Летопись жизни и деятельности. Библиография. Материалы, Иваново, 1963 (Уч. зап. Ивановского пед. ин-та им. Д. А. Фурманова, т. 32);
Рус. сов. писатели-прозаики. Био-библиографич. указатель, т. 5, М., 1968.
Источник: Куприяновский П. В. Фурманов // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 163--166.