Творенія Св. Отцевъ въ русскомъ переводѣ, съ прибавленіями духовнаго содержанія, издаваемыя при Московской Духовной Академіи. Годъ пятый. Книжка 3. Москва. Въ тип. Семена. 1847. Въ 8-ю д. л. 192, 271-378 стр.
Въ первомъ отдѣлѣ этой книжки помѣщены письма Василія-Великаго къ разнымъ лицамъ, писанныя прежде и во время епископства, и составляющія шестую часть твореній Святителя. Въ "Прибавленіяхъ", кромѣ трехъ словъ Филарета, митрополита московскаго (О трудолюбіи, въ день обрѣтёнія мощей преподобнаго Сергія, и читанное въ московскихъ церквахъ 14-го сентября сего года, по случаю приближающейся эпидемической болѣзни), очень-любопытна статья: "Писанія преподобнаго Іосифа Волоколамскаго". Авторъ статьи дѣлитъ ихъ на три отдѣла: одна касается иноческой дѣятельности Іосифа, другія -- его борьбы съ жидовствующими еретиками. Прочія писаны по части по обстоятельствамъ его жизни и по сношеніямъ съ различными лицами. Отличительное ихъ свойство -- ревность о славѣ Божіей и вѣчномъ благѣ своихъ братій. Эта ревность, въ томъ вѣкѣ, когда жилъ Іосифъ, и при тѣхъ обстоятельствахъ, которыя дали ей поводъ обнаружить, ея, имѣла особенное значеніе, которое въ настоящее время можетъ показаться малопонятнымъ: такъ напряженно ея степень и такъ отвлеченна отъ земли основа ея... Сила ревности является преимущественно въ четырехъ послѣднихъ словахъ противъ ереси (всѣхъ словъ 16; имъ дается обыкновенно общее наименованіе: "Просвѣтитель"); въ пятнадцатомъ, на пр., доказывается что злѣйшимъ и сквернѣйшимъ еретикамъ новогородскимъ, аще и покаются, не подобаетъ въ святую церковь входити, ниже божественныхъ тайнъ причащатись, дондеже вся совершатся о нихъ, якоже божественныя правила повелѣваютъ о семъ; въ шестнадцатомъ, написанномъ противъ тѣхъ, которые говорили, что принесшихъ покаяніе надобно "сподобить милости", доказывается, что покаяніе, вынужденное страхомъ наказанія, не освобождаетъ кающагося отъ наказанія.
Чтобъ ближе познакомить съ писаніями преподобнаго Іосифа, авторъ статьи извлекъ изъ нихъ нѣкоторыя мысли о предметахъ догматическихъ и нравственныхъ, изложивъ, въ русскомъ переводѣ, его ученіе: объ источникахъ христіанскаго ученія, о святой Троицѣ, о воплощеніи Сыня Божія, о почитаніи св. иконъ и храмовъ, о монашествѣ, объ общественной молитвѣ и вообще объ обязанностяхъ христіанина.
Не можемъ здѣсь не изъявить желанія, чтобъ кто-нибудь изъ нашихъ ученьяхъ взялся сличить ученіе бывшихъ у насъ ересей, особенно ученіе ереси жидовской, съ положеніями философіи. Много любопытнаго открылось бы изъ показанія ихъ отношеній...