Гейерстам Густав
Густав Гейерстам: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Гейерстам Густав [Johan Gustaf af Geijerstam, 1858--1909] -- шведский писатель. В годы студенчества был связан с кружками радикально настроенной молодежи. Лит-ую работу начал как журналист. Вначале Г. примыкает в реалистическому направлению. Главным объектом творчества в первых его произведениях является крестьянство (сборник новелл "Grâkallt" -- "Холодная, серая", 1882; "Рассеянные облака", 1883; "Бедные люди", первая серия, 1884). Тема этих сборников, имевшая злободневный интерес для Швеции 80-х гг., углубленный психоанализ, легкий яз., не лишенный юмора, сразу завоевали Г. популярность среди читательских масс. В 1885 вышел его первый роман "Эрик Гране", затем в 1887 "Пастор Халлин". Эти оба романа анализируют психологию юношества, персонажи взяты из хорошо знакомой писателю студенческой среды Упсальского университета. Г. пишет также ряд очерков из деревенской жизни -- "Tills widare" [1887], сборник -- "Рассказы Фогта" [1890], "Бедные люди" -- вторая серия [1889] и др.
   В 90-х гг., под влиянием все растущего интереса к модернизму, Г. ослабляет в своих вещах струю бытовизма -- психологические темы даются не столько в бытовом, сколько в лирическом плане. Г. становится своеобразным импрессионистом-лириком, отмечающим "неуловимейшие" душевные колебания, переходы настроений, зарождение мгновенных симпатий и антипатий. Вопросы брака и семьи -- излюбленная сфера Г., герои его произведений -- среднее чиновничество и мелкобуржуазная интеллигенция 90-х гг., которая под влиянием растущего капитализма переживает глубокий кризис. Она на распутьи между буржуазией и пролетариатом. Не чувствуя в себе сил решительно, резко стать на сторону того или другого класса, она отходит от общественности, замыкается в кругу узко личных, мелкоиндивидуалистических интересов и переживаний. Г., типичного интеллигента, занимает не коллектив, а человек сам по себе. Даже такую излюбленную им тему общего значения, как семья, он разрабатывает как вопрос индивидуальной биографии, независимой от общественных отношений. Распад семьи связан у Г. с общей обреченностью его героев: над ними тяготеет рок, они не умеют ковать своей судьбы и гибнут от собственной бесхарактерности. Такова общая тенденция его наиболее популярных вещей: "Голова Медузы" [1895], "Борьба за любовь" [1896], "Крайние шхеры" [1898], "Комедия брака" [1898], "Власть женщины" [1901].
   Выход для героев Г. усматривает в примирении с действительностью, в самопожертвовании и отказе от личной жизни ради детей. При общей специализации Г. на темах узко семейных естественен его интерес к детской психологии: "Мои мальчики" [1896] и особенно "Книга о маленьком братце" [1901] -- лучшее из всего написанного Г. в этом жанре. Без детских характеров, очерченных внимательно и любовно, не обходится ни один роман Г.
   Как бы ни менялась тематика Г., романы его написаны в том же индивидуалистическом плане, к-рым и определяется их изощренный психологизм. Все они построены на анализе душевных переживаний одного, много двух-трех действующих лиц. Его герой, -- будь то капиталист, гибнущий под железной пятой конкуренции, или рабочий, испытывающий все невзгоды своего социального положения, -- остается одинокой, отколотой от своего коллектива личностью. Он лишен чувства своей классовой принадлежности и не понимает, что его судьба связана с судьбой класса в целом. Отсюда -- отсутствие перспектив и сознание безвыходности. Таковы романы: "Борьба душ" [1904],
   "Сон Карин Бранд" [1905] и "Заблудившиеся в жизни" [1897]. Особенно ярко проявилась индивидуалистическая и пессимистическая философия Г. в романе "Вечная загадка" [1907]. Герой романа, интеллигент, смолоду горевший желанием служить обществу, благоговейно чтивший труд и общественное дело, к концу убеждается, что труд во всех формах -- "пустой мираж", и уходит из общества, чтобы в одиночестве забыть о бессмысленности своего существования.
   Рабочий вопрос, затрагиваемый в романе "Роковые силы" [1907], трактуется с точки зрения мелкобуржуазного интеллигента. Г. робко указывает на единство и активность рабочего класса, как на контраст интеллигентской распыленности и жизненной бесцельности. Новые нотки слышатся в романе "Старая помещичья аллея" [1908], где изображена аристократка, стремящаяся к самостоятельной жизни и порывающая со своей средой.
   Г. много работал для театра. Написал ряд комедий и драм, преимущественно из народной жизни: "Свекор" [1888], "Олеон и его жена", "Большой класс и маленький класс" и др. В 1892 выпустил сборник сатирических стихотворений и ряд литературно-критических статей, составивших два тома [1883 и 1894]. Личные воспоминания Г. напечатаны в "Bouncers mânasnäften" ("Ungdomsförsök Mannen, 1908). Романы и новеллы Г. пользовались большой популярностью как в Швеции, так и за границей. Г. интересен как выразитель упадочных настроений мелкобуржуазной интеллигенции.

Библиография:

   I. На русск. яз.: Полн. собр. сочин., 10 тт., изд. "Современные проблемы", М., 1907--1912 (т. I, Комедия брака, со вступит. ст. Ю. Веселовского; т. II, Роковые силы, т. III, Голова Медузы, предисл. Г. Банга; т. IV, Вечная загадка, Маленький Свен; т. V, Власть женщины; т. VI, Трагедия одной жизни; т. VII, Мать и сын; т. VIII, В тумане жизни, Старые письма; т. IX, Мечты и действительность; т. X, Борьба душ). Были также отдельные издания Универсальной библиотеки" и др.; Pastor Hallin, 1887; Erik Grane, 1897; Vilse i lifvet, 1897; Äktenskapets Komedi, 1898; Boken am Lille-Bror, 1901; Nils Tuf vesson och hans mader, 1902; Skogen och sjön, berättelser, 1903; Själarns Kamp, roman, 1904.
   II. Кроме указан. вступит. ст. Ю. Веселовского при I т., см. еще: Его же, Шведская литература наших дней ("Лит-ые очерки", т. II, М., 1910); Валентинов Н., Густав Гейерстам, газ. "Киевская мысль", 1910, No 31, 31 янв.; Протопопов М., Два миросозерцания (Влад. Соловьев. Г. Гейерстам), "Русск. мысль", 1898, VII; Jörn G., Svenska diktarporträtt, 1924.

Б.

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 2. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. -- Стб. 430--432.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/LITENC/ENCYCLOP/le2/le2-4301.htm.
  

II.

   ГЕ́ЙЕРСТАМ (Geijerstam), Густав (5.I.1858, Йенсарбо, Вестманланд, -- 6.III.1909, Стокгольм) -- швед, писатель. Был журналистом. Примкнув к натуралистич. направлению, Г. выпустил неск. сб-ков рассказов ("Серо-холодная" -- "Gråkallt", 1882, "Бедный люд" -- "Fattigt folk", dl 1--2, 1884--89), в к-рых сочувственно изображена тяжелая жизнь тружеников. Автобиографич. роман "Эрик Грене" ("Erik Grane", 1885) в осн. направлен против консервативной системы образования в Швеции. Резко критично отношение Г. к либеральной интеллигенции. В романе "Пастор Халлин" ("Pastor Hallin", 1887) Г. осуждает героя, порывающего с радикальными идеалами юности и вступающего в компромисс с бурж. обществом. Морально-этич. проблемам деградирующей бурж. семьи посвящены романы "Голова Медузы" ("Medusas hufvud", 1895), "Комедия брака" ("Äktenskapets komedi", 1898), "Счастливые люди" ("Lyckliga människor", 1899), "Тайна фру Герды" ("Fru Gerdas hemlighet", 1902) и др.; герои этих романов надломлены, бессильны. Г. принадлежат комедии из нар. жизни: "Никогда в жизни" ("Aldrig i lifvet", 1891), "Пер Ольссон и его баба" ("Per Olsson och hans käring", 1894), "Ларш Андерс и Ян Андерс и их ребенок" ("Lars Anders och Jan Anders och deras barn", 1894).
   Соч.: Samlade berättelser, bd [1--11], Stockh., 1912--16; в рус. пер. -- Полн. собр. соч., т. 1--11, М., 1909--13.
   Лит.: Поппенберг Ф., Северные писатели, СПБ, 1907; Веселовский Ю., Швед. лит-ра наших дней, в его кн.: Лит. очерки, т. 2, М., 1910; Johnsson M., En åttitalist, Göteborg, 1934.

В. Б. Матусевич.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 111.
   Оригинал здесь: >http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-1112.htm.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru