Глинка Авдотья Павловна
Подневные рассуждения

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Глинка А.П. Проза
   Тверь: Издатель Кондратьев А.Н., 2013.
   

Подневные рассуждения*

* Отрывки печатаются по рукописи: ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Ед. хр. 1008 Л. 1 об. -- 9 об. (август). Л. 11-24 об. (январь).

2 августа
Собственная правда

Я сам себя осуждаю и каюсь
на грудь пепла (Иов. XLII.6)

   Собственная правда есть у всякого своя; она даже вкралась в честную и правдивую душу Иова. Этот святой Ветхого Завета имел безукоризненную душу в глазах мира: но Бог, испытующий все изгибы сердца, открывает в самых благочестивых людях тайные нечистоты и бесчисленные слабости. Иов есть золото, переходящее из одного горнила в другое, и который, познавая себя все ближе, узнает наконец, что все, что в нем служит к его обвинению, и чтоб быть спасену, ему остается одно милосердие и Благодать Божия. Его история есть обнажение человека, всего себя внутренно, и доказывает нам явные и несомненные выгоды, приносимые нам посещениями Бога. Господь может всем пользоваться, даже самим Сатаной, чтобы нам открыть нашу полную наготу и представить нас самих, в наших глазах, как последнего грешника. Трогательно видеть Иова, после целой жизни, наполненной добрыми делами, после терпения выше человеческого, обвиняющего себя на грудь пепла и приносящего раскаяние в том, что дерзнул оправдывать себя перед Богом. Редко увидишь человека, обвиняющего себя и который бы с ног до головы не видал в себе ничего целого. Кто это делает? Тот только, который следил за собой и преследовал собственную свою правду до последней ее загады. Господь открыл ему глаза, может быть, во время испытания, или в болезни, или среди ночи, когда в глубоком сне он открывает ухо человеку и объясняет ему причину наказания. Не все призваны на страдания Иова, но кто бы мы ни были, если мы себя не будем обвинять, мы находимся еще под законом, а кто под законом, тот под проклятием.
   

3 августа
Псалмопевец

Боже! Ты мой Бог, к Тебе утреннюю, жаждет
Тебя душа моя, томится по Тебе плоть моя
в земле сухой, жаждущей, безводной
(Пс. LXIL1)

   Это есть вопль, звучащий во всей Псалмах. Что наша жизнь, если она не принадлежит Богу? Псалмопевец ведал эту тайную, эту глубоко скрытую жизнь, которая изливается в наших молитвах и присущна всем нашим потребностям, нашим радостям, которая вводит в сношение мир вещественный с вечным миром и в которой сердце человеческое исцеляется, оживляясь на лоне Бога. Псалмы не составляют собственно книгу церковную; эта книга не одного только века, а всего человечества! Псалмы говорят душе всякого страждущего, всем любящим, всем жаждущим и не имеющим утолить жажду и всем, кто с зарею утреннею восстает благодарить и славит Бога. В музыке много различных тонов, в живописи много разных оттенков, но кто изочтет струны, которые заставляет звучать псалмопевец и оттенки внутренней жизни, изливающейся пред Господом?..
   Когда наше сердце утучняется духом мира, псалмы заставляют нас опомниться и выдти из суеты мира. Когда наша правда становится правдою фарисеев и книжников, Псалмы опять показывают, что мы рождены в грехах и что наши раны загноились от безумия нашего. Когда наша молитва только кимвал звенящий, псалмопевец дает нам жаждущую душу, желания истаивающие: сегодня воздыхания и стоны, завтра песнь освобождения. Когда мы обличим себя виновными в неблагодарности или равнодушии, псалмопевец опять показывает, что все наше благо -- приблизиться к Богу, прославлять каждодневно Его милости и Его верность каждый вечер. И именно когда мы находим у себя оскудение веры, когда свет в нас угасает, сердце и дух наши утомляются и падают, мы должны читать Псалмы. Они нас располагают к терпению и гласят нам: потерпи Господа, хотя бы мы были в местах непроходных и в тине болотной. Они дают нам почувствовать, что чтобы ни случилось с нами, но Вечный есть наша сила, наше славословие! Избавитель наш! И тогда глас победы зазвучит в нашей Скинии и мы воскликнем: "Десница Господа преодолела".
   

4 августа
Евангелие и книги, сочиненные людьми

Слушающий вас, Меня слушает; и отвергающий
вас, Меня отвергается, отвергающий же Меня,
отвергается пославшего Меня
(Лука. Х:16)

   Расскажите нам, если можете, так, как евангелисты. Покажите мне книгу, переведенную столько раз, читанную столько тысяч раз и к которой бы так часто возвращались, как к четырем евангелистам. Слог у них самый простой, ни одно размышление не следует за рассказом события; они не ораторы, не философы, не великие историки, это не уста словесников, это служители Божии. Что бы вы ни думали о Библии, вы никогда не помешаете душам, жаждущим питаться глаголами Евангелистов. Если в нас найдется только ухо слышаща и око видяща, мы почувствуем в словах св<ятого> Матвея, св<ятого> Иоанна мощный глагол ТОГО, который сказал: "освяти их Твоею истиною, Твой глагол есть истина". В простых рассказах евангелистов мы найдем жизнь и истину. Другие книги утомляют, Евангелие освежает. В других книгах говорит мир и мудрость человеческая, у Евангелистов могущество Бога, премудрость Божия в Господе нашем Иисусе Христе. Будем просты как голубь и нам будем приятна эта простота в духе Христовом; мы изумимся премудрости Божией, которая, чтоб уничтожить мудрость премудрых, заставила написать нищих духом книгу, которая возрождает новую жизнь в человеке всех лет, всех стран, перерождает Канибала и нас самих, когда мы в нее уверуем.
   

5 августа
Послание Павла

Возлюбленный брат наш Павел,
по мудрости ему данной, написал вам
(<2> Кн. Петра. 111:15).

   Напишите, если можете, такие послания, как св<ятой> Павел. Покажите мне такие послания, которые, как его, обошли бы мир и богословия под такою же формою. Какая страшная разница между религиозной истиной, когда она воплотилась вся в душу и теми оставами науки, которая дается на школьной скамье! Св<ятой> Павел отдается сам своему читателю, когда он пишет, и, прежде чем напишет, он уже сам проникнут тем, о чем писал. И "горе Ему, если бы Он вам не говорил". Его можно сравнить с человеком, которому остается жить только один день; от того он так торопится, употребить это немногое время, чтобы нас научить. Он это делает с любовью, которая победила мир и которая возрождает новых тварей. Так говорит нам Павел-узник, но он не променяет свои цепи ни на какие сокровища мира. Он уж не живет для себя, он служит Другому. Христос его жизнь и жизнь его посланий. Эти послания не содержат в себе сухого учения, или бесплодной терминологии, или школьного изложения, они суть выражения святого блаженства или высокого порыва, который, подобно реке, стремящейся из-под престола Божия, хочет овладеть нами и низвергнуть наше противление. Сам Павел называл себя человеком во Христе; дойди до этого и тогда можем писать послания! Христос, дарующий спасение, дает тоже полноту предметов и изобилие слов, есть характер, образовавшийся из союза кротости с силой, из высоты соображений с приложениями мировыми: это учение Божие, которое есть дух и жизнь, которое касается и предметов и слов, и друзей и врагов, и которое, будучи принято или отвергнуто, имеет всегда непременное последствие. Вот премудрость, данная св<ятому> Павлу, нашему возлюбленному брату, та, о которой свидетельствовали современные ему апостолы. Слог, говорят, есть сам человек. Какой человек виден в вашем слоге?!.. Перечитайте вашу собственную переписку и отвечайте на этот вопрос сами себе пред лицем Бога и в присутствии Господа нашего Иисуса Христа!..
   

6 августа
Илья и пророки

Илья был человек, подобный нам
(Иаков. V:17)

   Мы удивляемся этим пророкам Израиля, которые во времена идолопоклонства и распадения нравов, стояли как столпы истины и сохраняли познание живого и крепкого Бога. Их послание имело двойную цель. Господь употреблял их для возбуждения совести в народах и для возвещения им своих судов противящихся Ему; но к проповеди закона присоединялся дар Благодати. Добрая весть о помиловании и целый ряд будущих обетов выступали из-за громов Синая, когда Бог видел искренное покаяние и истинное к Нему обращение. Но эти пророки были такие же люди, как мы, подверженные слабостям. Это сказано даже об Илье, которого молитвы затворили и отворили небо и который своею верою вызвал огонь на жертву. Мы имели бы к этим пророкам самое холодное удивление, если бы мы не знали, что они также чувствовали, страдали и даже иногда грешили, как мы. Самые высокие личности в царстве Бога были такие же грешники, как мы, и что их еще более возвышает в наших глаза, это то, что мы так же, как они, можем получить благодать. И у них, равно как и у нас, было каменное сердце и целый мир противления. Но в тот день, когда они услышали СЛОВО БОЖИЕ, они послушали Его. Оно сделало в них пролом, через который вошла в их сердце прямая истина. Будем читать пророков. Положим нашу упрямую выю под молот Божий, пусть он раздробит ее и Вожделенный народов придет к нам нас исцелить, помазать елеем радования, вместо пепла, посыпавшего главы наши, и облечь нас в ризу похвалы, вместо скорби, стесняющей дух наш.
   

7 августа
Ложное отречение

Тогда Иисус сказал ученикам своим:
если кто хочет идти за мною, отвергнись
себя, возьми крест свой и следуй за МНОЮ.
(Мат. XVI:24)

   Отречение христианина от себя и от мира не есть ни строгость нравов, ни твердость характера, ни даже точное принятие и последование известным началам, оно есть проявление жизни в обновленном виде, когда Христос наконец родился в нас. Пожалуй себе, сколько хочешь удерживайся от многих вещей, убегай случаев возвращаться к старым привычкам, эти отрицания в подробностях не совершили бы полное отречение. Даже такое отречение самого себя не приобретет друзей Евангелию. Об нас будут жалеть, может быть, нам будут удивляться, когда увидят эти лишения, на которые мы сами себя обрекаем, но подражать нам не будут. Настоящее отречение есть облечение себя в духа Христова. Когда Спаситель обладает нашим сердцем, то есть центром нашего существования, ОН и изменяет совершенно наше направление. Тогда уже мы не станем отрекаться от мира, потому что невозможно станет жить по миру; что прежде был выигрыш, делается утратой по любви к Христу. Носишь встречаемые кресты не потому, что их надо нести, но потому, что их желаешь нести и что уж не хочешь другого жребия. Когда Христос перестает владеть сердцем, его охватит ужасное беспокойство, которого можно избежать, только отвергшись себе, и следуя за Спасителем узким путем, и сливаясь с Ним воедино в Его смерти, чтобы вместе с Ним достигнуть и до славы Его воскресения. Отречение от себя и бодрствование жизни идут рядом. Если же жизнь утомляется, то это значит, что Христос не возобладал еще нами вполне.
   

8 августа
Посещения один к другому

Не учащай дом ближнего твоего,
да наскучиши ему и возненавидит тя
(Притчи. XXV: 17)

   Очень много теряют люди в близком знакомстве. Два друга, которые видятся каждый день, супруги, которые научаются узнавать ближе один другого, переменяют совершенно мнение друг о другом. Хотим ли мы оставаться в добрых отношениях, станем ходить реже в дома ближних. Мы можем поселить холодность к себе скорее, нежели то думаем. Это, однако ж, не значит, что мы должны держать себя как фарисеи и тщательно скрывая внутренное, выказывать только одну прикрашенную наружность. Совет мудрости имеет другое значение. Эти слова нам говорят, чтобы не доверять себе. У нас, в нашем характере, есть глубокие недостатки. Эти недостатки могут выказаться нечаянно и унизить нас в глазах посторонних. Если мы где и оставили хорошее впечатление, не будем на него считать: легко может случиться, что на другой же день в нас не найдут уже вчерашнего человека. Много есть вредных влияний, которые могут обнажить наши грехи и неровности в характере. Для этого надо бодрствовать. Чтобы мы ни делали, будем правдивы против всякого, но будем вместе и осторожны против всякого. Будем изучать наши безобразные стороны и все, что может оскорбить тех, которых мы ежедневно видим. Принесем Господу как жертву доброе об нас мнение и вместе с тем станем беспрестанно выказывать пред Ним те недостатки, которые могут отвратить от нас. Станем менее рассеиваться и займемся прежде всего устройством внутренной жизни и предпочтем драгоценнейшее свидетельство Христа всякой похвалы одобрению человеков. Одна ошибка может нас уронить и лишить уважения света: ничто так не изменчиво, как мнение, но если мы пойдем твердо с Господом, если пожелаем только Ему нравиться и угодить, мы понравимся и другим и вся жизнь наша будем ознаменована Его печатью.
   

9 августа
Бдение

Посему, кто думает, что он стоит,
берегись, чтобы не упасть
(1. к Корин. Х:12)

   Не нужно много искушений, чтоб нас заставить жестоко упасть, и самое большое искушение есть наша беспечность. Легко может статься, что поутру не видим ни одного облака, а в течение дня можем быть настигнуты ужасной грозой!.. Отчего же это так? Оттого, что мы говорим: "все мирно и все прочно!", и вот такая уверенность и может произвести падение. Рассмотрите вашу природу, и вы найдете не одного врага, затаившегося в вас. Вот почему и хорошо иметь заботу на каждый день. Продолжительная тишина подвергает нас большим опасностям; будем благодарить, если какой ветерок зарябит поверхность наших вод... Самая прочная жизнь есть та, которая хранима скорбями. Можно иметь скорби и без испытаний. Иногда случается так, что сердце, еще не довольно укрепленное, колеблется, боязнь, которая вдруг нападет на мысль, затруднение, нас ожидающее, какая-нибудь склонность, которая вдруг пробудится и еще мало ли что и менее важного, могут нас озаботить, но вместе с сим и заставить нас остерегаться. Живое опасение лучше, нежели мертвый покой, наши сношения с Богом, прежде всего, должны проявляться в чувствах зависимости и все, что нас тяготит, нам вспоминает руку Божию. Но если Господь говорит нам: "Будьте бдительны", -- Он не говорит нам: "Будьте беспокойны". Бдение есть наш первый прием и привет Богу; беспокойство есть первое неверие. Если нам хорошо под рукою Бога -- и всякое стеснение нас опять Ему подчиняет, то пойдем доверчиво. Мы слабы, но Бог силен, отдадим Ему всю славу -- и мы победим.
   

10 августа
Ожидание в покое

Держите себя в покое и уверенности, и
вы будете освобождены; ваша сила будет
оставаться в покое и уверенности
(Исайя. XXX: 15)

   Не всегда найдется время помолиться или назидаться как следует, когда вас увлечет водоворот дел или Господь устроит наш день иначе и против нашей воли. Может случиться, что такого рода препятствия возмущают наш дух и заставляют нас подумать, что мы, как город без стен. Оно и вероятно, что когда не помолишься или худо помолишься, то надо непременно ожидать нападений врага. Для таких-то минут нам и сказано, чтобы удерживать себя в спокойствии и уверенности. Останемся за своим делом, и Господь будет с нами. Не по числу минут назидает нас молитва и не загромождение дел отдаляет нас от Господа. Но желаем ли мы Его присутствия и стоим ли мы под Его волей? Его путь, не наши пути, и когда мы пойдем по Его путям, Он будет работать за нас и оставит нам Свое присутствие. Это самое присутствие и есть наша молитва. Душа, отдающаяся Богу среди шума и затруднений светских, есть та самая, которая молит и которой сила есть в том, чтобы содержать себя в спокойствии и уверенности. Безмолвие кабинета, где мы можем молиться и сосредоточиться в себе, есть благо, ценимое нами только тогда, когда мы его лишены, но когда Господь заставляет нас выдти из нашего обыкновенного положения, это для того, чтоб мы привязались к Нему, везде и с тою же доверенностию. С кем обещался Он быть до скончания века? С теми, которые остаются в покое и полной уверенности и которые из такого положения извлекают свою силу в дому Христа.
   

1 января
Светские посещения (визиты)

Се творю все новое
(Апок. XXI:5)

   По светским обычаям этот день посвящен светским посещениям, хлопотам, этикету и милым желаниям всякого рода. Для религиозного человека это есть день великих преднамерений. Но когда один окончит свои светские [визиты], а другой утвердится на каком-нибудь решении, что тогда? Природа и люди не остаются те же, так и жизнь их будет тою же, как и была. Итак, возьмемся за дело. Один Бог есть Альфа и Омега, начало и конец; и Дух Божий в слове Его. Он Один сотворит все новое. И так, от Него к вам, а не от вас к Нему надо идти. Он вызывает вещи, которые дотоле не существовали. Что Он делает в природе, Он то же делает и в мире духов. Его очи уже видели вас, когда вы были не что иное, как начаток, без образа и вида, и, как Он первым вас возлюбил, он избрал и призвал вас не по делам вашим, но по своей всепремудрости и Благодати во Иисусе Христе. Он же освятит ваш дух, вашу душу, ваше тело и подкрепит вас до конца, чтоб быть оправдану в день Господа нашего Иисуса Христа. Раскройте же вашу душу этой любви и неизменности таких обетов: Вы почувствуете тогда такую уверенность, с которой прямо пойдете вы во сретение вашего Бога, и Он поведет вас по путям своим. Он ничего более не требует; и все остальное сделает Сам. В этот год вы испытаете много, но самое лучшее для вас будет удостовериться в том, что этот великий Бог верит в вас. Он художник -- будьте мягким воском в его руках и Он уже образует вас. Эти слова истинные и верны: вера нас приемлет, а верить -- значит уже получить.
   

2 января
Власть над собой

Чадо! блюди сердце свое паче всякого сокровища,
зане из него истекают источники жизни.
(<Притчи>. 4: 23)

   Самая потребная сила для вас -- это власть над собою. Человек, не могущий удержать дух свой, подобен граду с проломами в стенах, или у которого нет стен. Из сердца выходит направление жизни, и от увлечения сердцем вашим зависит все горькое и сладкое в вашей жизни. Если худое увлеченье возьмет верх, оно становится цепью, отнимающей всякую свободу; равно и святое увлечение, когда постоянно ему предаемся, открывает путь многим благословениям. Хотите ли вы достичь до власти над собою? Без замедления отдайте всего себя истинному Учителю. Власть над собою возрастает по мере того, как вы подчиняетесь власти Господа. А царь, говорит Иисус Христос, подчиняет Его владычеству каждое возникающее в вас увлечение; уступайте Ему каждый день более власти над собою и Он освободит Вас из рабства вашей природы. Он вам прямо укажет на свойства главных ваших сложностей и на них обратит он все ваше внимание. Устройте ваше сердце так, чтоб оно слышало голос Господа и ваши враги над вами не восторжествуют. За этой первой победой, потому что она главная, последуют еще другие. Сохраняя ваше сердце более всех ваших драгоценностей, вы останетесь обладателем источников жизни.
   

3 января
Пробуждение телесное

Пробуждаясь, я еще с тобою
(Пс. 138:18)

   В каком расположении просыпаетесь вы обыкновенно поутру? Есть три возможные пробуждения! Вы можете быть, открыв глаза, в совершенном бесчувствии и сухости; или первые минуты вашего пробуждения могут быть и светлыми и темными попеременно, или без всякого напряжения, вы можете стать пред Господом и Ему сказать: "И пробудясь, я еще с Тобой!" Усните с Господом и вы проснетесь с ним. Конец соответствует началу. То, что уместится между добрым началом и добрым концом, не может быть иначе как доброю серединою. Впрочем, не очень опирайтесь на хорошее расположение с утра. Можно начать день с тысячью неприятностями и видеть тоже, как они легко рассеются, подобно туману от солнечных лучей. Можно также радоваться с утра, а к вечеру быть несчастливу и умереть. Ваша сила только в том, что Господь вас охраняет, Стрегуmий Израеля не воздремляет и не спит. Если вы правы и чисты сердцем, Он воспрянет прежде вас и водворит мир свой в жилище правоты вашей. Начните ваш день с того, чтоб у Него просить, чтобы правота и честность охраняли вас и посреди всего, что может с вами случиться, вы услышите глас: "Я все еще с тобою!"
   

4 января
Духовная опора

Единое есть на потребу
(Лука. Х:42)

   Есть необходимая потребность, чувствуемая в нашей естественной и в нашей духовной жизни -- эта потребность единство.
   Литературное творенье, в котором нет единства, есть недоконченное творенье. Нельзя быть с удовольствием в семье, которой члены разъединены; и трудно сдружиться с человеком, у которого в характере нет единства.
   Если это истинно в жизни обыкновенной, то еще истиннее в жизни духовной. Наша душа стала бы, если б, посреди этих разных движений, в ней пересекающихся, у нас не было убежища, какой-либо скалы или высокой ограды. Мы понимаем этот вопль псалмопевца: О, кто мне даст крыле голубины, да улечу и да почию! Есть ли у вас опора духовная? Поддайтесь Ему, Он есть Единое на потребу, часть благая, которая от вас не отнимется. ...Единство, которого у вас недостает, если действительно недостает, есть единство живое и личное. Бог дал Христу все, что есть на небесах и все, что есть на земле. В единстве, в соединении с Ним уничтожаются грехи, заботы и страхи. Только те, которые соединены с Господом и одного духа с Ним, пользуются истинным спокойствием. Во всех их мирских запутанностях они господствуют над вещами, господствуют над собою -- сердце их там, где их сокровище!..
   

5 января
Углубляйтесь в писания

(Иоанн. V:39)

   Исследовать -- значит проследить до самой глубины. Всмотреться в намерения Бога об вас; писание вам их покажет одно за другим. Не читайте механически: это будет по-фарисейски. Человек должен жить всяким словом, исходящим из уст Бога и потому обратите ваш дух на это святое слово, чтоб до вашей души дошел смысл, к вам примененный. Вы везде найдете то, что может вас научить, убедить, исправить и направить к истине. Не останавливайтесь только на одних обетованиях и утешениях, а читайте все последовательно, для того, чтобы обитать в дому Вечного, чтобы созерцать Его красоту и посещать постоянно Храм Его. Не останавливайтесь тревожно и на том, что не понимаете. Господь пошлет вам свой свет на каждую строчку. Если вы примете зерно в честное и доброе сердце, дух Божий научит вас каждый день более, потому что он дает тому, кто уже имеет, чтоб он имел еще более. Во все времена свет озарял тьму для идущих прямо; но не для тех, которые удерживают истину в узах, и, идя ложным путем, извращают свои способности, ожесточая и сердце свое и волю...
   

6 января
Хранение сердца

Будьте тщательны, неослабны
духом, пламенно служите Господу.
(к Римл. XII: 11)

   Пламенность духа есть та животворящая теплота души в ее сношениях с Богом. Быть пламенну духом -- значит жить духовно. Религиозные обряды не главное, когда нас не оживляет дух Божий. Не смешивайте пламенность духа с простым разгорячением чувства. Быть пламенну духом не есть кипение. Тогда только поймем мы это, когда будем жить под влиянием духа Софии, когда Его светом мы узнаем другого духа, хотящего овладеть душою, и когда мы предадимся истинно ощущениям Святого Слова. Мы не всегда так делаем. Мы пребываем благочестивы в назначенные часы, но после мы колеблемся и уносимся куда ветер не повеет. Мы не любим устроенности духа: ложная же независимость из всех -- хуже всякого рабства. Когда пламенность духа в нас гаснет, то входит в нас плотская изнеженность, пошлое спокойствие, головное христианство и часто дурное настроение духа. Остерегайтесь, глядите за собою в ваших сношениях с Богом и помните, что Он желает только поклонников в истине и духе. Беспрестанно просите помазания свыше, пусть оно прольется вам и на главу вашу, и на вашу одежду. Каждый день думайте о вашей смерти, о вечности, о важности Божественных предметов и источник жизни будет с вами. Вы будете страдать, когда вы заметите, что в вас не тот Дух, который хочет с вами жить вечно и который и есть великий Утешитель...
   

7 января
Сокрушение духа

Жертва Богу дух сокрушенный;
сердце, сокрушенно и смиренно,
Бог не уничтожит.
(Пс. Б:19)

   Часто мы бываем оскорблены, но чем? Какими-нибудь поступками других, но что в нас оскорблено, это наша излишняя чувствительность. Когда мы находимся под бременем испытания, или утомлены трудом, или исполнены уныния, можно даже сокрушаться. Но сокрушение и удрученность сердца, упоминаемые Давидом, другого рода. Это сокрушение сердечное, при взгляде на себя. Что сокрушает в спасении? Это скорби, происшедшие от наших грехов и от беспрестанных наших падений. Эта святая скорбь не есть уныние. Есть в сокрушенном духе и удрученном сердце тысячи молитвенных вздохов к Богу, который не сокрушает надломанную трость и еще дымящуюся искру. Как бы вы ни были несчастны, не оставляйте вашей веры, которая должна получить такую великую награду. Удержитесь от воплей, только ослабляющих нас, но смиритесь под крепкую Руку и Он вас возвысит. Сокрушенная душа, вместе с этим, есть душа крепко хранимая и огражденная; кровь Христа в эти минуты за вас заступается. Она дает ей победу, если б на совести у вас лежали и грехи всего мира.
   

8 января
Наши пути

Поищем наш путь и исследуем
его и возвратимся к Вечному.

   На фронтоне одного Храма, знаменитого во всей языческой древности, читали эту надпись: "познай самого себя". Св. Писание повторяет нам такой призыв на каждой своей странице. От познания самого себя зависит и справедливость ваших мнений, и возрастание в жизни духовной. Поищите ваш путь, как путешественник, возвращающийся по той же дороге, по которой он прошел. Делайте такого рода возвращения над собою в тишине вашего кабинета, и сберите ваши мысли в себе самих. Исследуйте себя и возвратитесь к Вечному. Это Он, который зажигает вашу лампаду. Вечный, Бог ваш просветит тако же и тьму вашу. Вникая в себя, вы станете на себя смотреть другими, чем обыкновенными глазами, и тогда, в присутствии Бога, который весь есть свет без тени, вы увидите, что Вы есть. Он знает, из чего вы созданы, а вы этого не знаете. Если молитва ваша вас ничему не научит о самом себе, советуйтесь с Его словом. Сравните, каковы вы были, находясь в таком же положении в ваших сношениях с теми же лицами. Наблюдайте особливо за собой, когда вас затрогивают за чувствительные места, или когда вы имеете дело с противными характерами. Нетерпеливые движения из вашей души вам покажут безошибочно настоящее ваше положение. Исследуйте себя не для того, чтобы тщеславиться таким критическим разбором, но чтобы дать истине более ходу в вас и с желанием, чтобы она вас освободила.
   

9 января
Неопределенные отношения с Христом

Сия же есть жизнь вечная:
чтобы знали Тебя, Единого
истинного Бога, и Тобою
посланного Иисуса Христа
(Иоанн. XVI 1:3)

   Знать Бога -- совсем другое от того, чтобы иметь верное понятие о Боге. Познание Бога есть жизнь вечная. Кто знает Бога, тот с Ним в сношении и получает от Его полноты милость за милостью. Мысли же не дают никакой силы; познание теоретическое производит только головное христианство... Духовное же познание есть уже власть для будущего века, хлеб жизни, мед, истекающий из камня. Бог послал нам своего Сына, для того чтоб этот Сын опять соединил нас с Отцем и сделал нас причастниками всем богатствам Бога. Иисус Христос есть путь и дверь, никто не может придти к Отцу, как чрез Него; кто отвергнет Сына, не имеет и Отца. Если есть христиане, извлекающие так мало силы из их христианских познаний, это всегда от их неопределенных отношений с Христом. "Кто меня видел, говорит Иисус, видел Отца моего"; а видеть Иисуса Христа -- это значит искать Его, привязаться к Нему верою; это видеть и вкусить, как благ Господь. Приближтесь к Нему, и Он приближится к вам, чтобы вам сообщить все, что касается до жизни благочестия. Отец и Сын сотворят Свою Обитель у вас, если вы желаете приобрести истинное познание и вы допустите, чтоб и оно в вас действовало для вашего обращения и спасения.
   

10 января
Дух рабства

Вы получили не дух рабства, чтобы опять
жить в страхе, но получили дух усыновления,
которым мы взываем: "Авва! Отче!"
(К Римл. VIII: 15)

   Это дух, который управляет жизнию и сообщает воле нашей ее стремления. Некогда наш дух был дух Божий. Эта духовная связь содержала между Создателем и созданием совершенную гармонию. Но когда грех вошел в мир, то и обыкновенное настроение нашего духа изменилось. Наши сношения с Богом сделались насильственные. Мы чувствует нужду в Боге, не хотим совершенно с Ним расстаться, но дух, в котором мы служили Ему, есть дух рабства. Мы уже не чада Его, а наемники. Наши вероисповедания, наши занятия, наше христианство стоят нам ужасных усилий. Если мы захотим испытать наше сердце, чтобы дойти до причины такого сопротивления, мы найдем, что она кроется вначале нашей как бы неприязни против Бога, в нашей испорченной воле, которой последствие есть сухость и утомление. В нашем обращении дух опять обращается к Богу: он обладаем <sic> бывает новым началом жизни, т.е. любовью. Мы получаем тогда свидетельство, что в Иисусе Христе мы приняты, чтобы опять войти в обладание прав, отнятых у нас грехом. Вера такая располагает наши сердца приблизиться к Богу в духе сыновнем; она учит и звать Его АНА, т.е. Отцом. Обратитесь и вы увидите разность между духом рабства и духом усыновления. Первый есть самая ужасная мука души, второй наполняет ее доверенностию и любовью; он доводит человека Божия до совершенства и делает его способным на всякое доброе дело.
   

11 января
Полное безумие греха

Твое коварство будет тебе казнию,
и неверность твоя обличит тебя, для
того, чтоб ты понял, что это худое и
горькое дело, что ты оставил Вечного
твоего Бога и что нет уж МОЕГО страха
в тебе, говорит Господь сил.
(Иеремия. 11.19)

   Люди, понимающие вполне важность обращения, суть именно те, которые более других чувствовали всю горечь греха. Эти самые горечи и заставляют нас покинуть грех. Блудный сын не возвратился бы в дом отца своего, если б он не почувствовал себя в таком ужасном положении, чтобы завидовать даже питие свиней. Можно иметь даже уверенность, что грех делает человека несчастным, что он не дает того, что обещает, и все-таки в этом сознании мы не найдем ограду против него; это есть только вывод здравого смысла, а здравый смысл один никого не обращает. Напрасны все предсказания, все рассуждения о том, что с вами может быть, когда вы под властию вашей страсти: увлечение сердца перемогает все красноречивые речи. Нам нужна другая воля, и она тогда только придет, когда наше коварство нас порядком накажет, наша изменчивость во всем обличит нас и мы почувствуем в том для себя ущерб, что мы сделали худое и горькое дело, что оставили Бога сил. Тогда только страх Божий к нам возвратится, мы почувствуем всю мерзость, все безумие греха и когда он явится нас соблазнять, мы можем ему сказать: "как могу я сделать такое зло и согрешить против моего Бога?.."
   

12 января
Обеты

Вечный откроет тебе свои сокровища
(Книга Чисел. XXVIII:2)

   Сокровища вечного -- суть Его обеты. Он тогда дает вам почувствовать их силу и действительность, когда вы сами себя почувствуете несчастным, оставленным, бедным, слепым и обнаженным. У Сатаны есть тоже свое сокровище, но оно составлено из лжи и нечестия. Равно и сердце наше в своем естественном положении обладает обольщающими вожделениями. Но сокровище Божие совершенно различно от этих двух. Один только из Его объектов, но вполне принятых и вкушенных нами, утешит нас за целую жизнь, исполненную горечи. Во всяком из них сообщается нам Сам Бог и мы познаем тогда, что Он есть любовь: везде и во всем действует та же любовь, изменяющая только свои дары в разных видах, смотря по нашим нуждам, не истощаясь никогда ни во времени, ни в вечности. Опыт в верности одного обета ведет нас надежно к другому, и это так для нас сбывается, как будто Сам Бог ведет вас за руку, чтоб показать вам Его тайные сокровища и открыть вам все свои богатства, хранимые под глубокою тайною. Конечно, Один Господь имеет ключ от этого драгоценного сокровища. Он Один верою допускает в нас столько силы и столько утешения. Для многих христиан обеты Божии находятся как будто за железными запорами и железными решетками. Нераскаяние, любовь к миру или неверие разлучают много душ с сокровищами Господа. Просите, чтоб эти препятствия сокрушились, и Господь раздробит их. Молитесь именем Иисуса Христа, в котором все обеты Бога суть АМИНЬ, и внутренное святилище Бога вам откроется. Вы узнаете Отца, который в лице Сына, идет к вам на встречу, исполненный благости и истины.
   

13 января
Как достичь до единства

Ибо, кто сохранит весь закон, и в одном,
чем-нибудь согрешит, то становится
виновен во всем
(Иаков. 11:10)

   Самая обыкновенная хитрость сердца есть какие-то сделки с Богом. Мы уступаем девять предметов, чтоб отклониться от десятого; сделали бы сверх положенного, только чтобы в других случаях себя уволить... Если вы отказываете Богу в вашей жизни, или в вашем только волосе, все Он видит в вас своего врага. Тот, который сказал: "не прелюбодействуй", сказал тоже: "не убий". Закон Божий один. Не действия сами производят послушание, но нужен дух послушания. Господь хочет иметь народ откровенный, служащий Ему добровольно. Мы сами не требуем ли от наших детей или прислуги, чтоб они нам служили добровольно, а не насильственно?.. Это множество больных христиан от того, что идут не прямым путем, и как сказано: тот, кто спотыкается, все-таки не отклоняйся вовсе, а лучше старайся идти прямо. Что вы выиграете вашими делами? Вы останетесь не спокойны; есть задержка в вашей молитве, СЛОВО Божие на вас не действует, эта горечь корня, простираясь кверху вас, смущает и, может быть, от того вы заразите многих. Войдите в порядок и судите сами, что в вас хочет отклониться или уйти от Бога? Закон Божий есть тоже закон свободы; Он вас освободит, если вы дадите ему полную власть над собою. Не колебайтесь, и вы опять войдете в гармонию с Богом, найдете перевес жизненных сил и мир невообразимый.
   

14 января
Страх Божий

Страх Божий есть истинная премудрость,
а уклонение от зла есть ведение
(Иов. XXVIII:<28>)

   Есть два различных страха. Тот, о котором здесь упоминается, назван началом премудрости и блаженным страхом. Вы его почувствуете, когда пойдете под наблюдением Св<ятого> Духа и склоняясь к Его предостережениям. Этот страх охраняет от зла и от самоуверенности. Об нем-то говорит Св<ятой> Петр: "со страхом проводите время странствования вашего". Это-то и есть святой страх сына к своему отцу и самый лучший предохранитель от всякого падения и безумия. Бойтесь только Вечного, служите Ему в истине, всем сердцем вашим и вы увидите, какие чудные вещи Он для вас сделает. Писание всегда возвращается к тому страху и не утомляется в подтверждение о нем. На вас, боящихся Его Имяни, сказал Вечный, взойдет солнце правды и здравие будет в лучах его. Страх Божий изощряет свободное упражнение сил души. Пока вы будете бояться Бога, вы будете владеть собою. Конечно, для Бога нет выигрышу в вашем к Нему страхе, но вы все выиграете, отвращаясь от зла.
   

15 января
Ложный страх

Не бойся, только веруй
(Марк. V:36)

   Диавол есть глупый подражатель Бога, и закон свой он подделывает под закон Бога. Слова остаются те же, но смысл их искажен. То же можно сказать и о страхе, внушенном диаволом. В падшем человеке оно заменяет направление Святого духа. Адам, грешник, боялся предстать Бога. Страх, внушаемый нам диаволом, есть тот, который держит нас далеко от Бога и который разрушает любовь. Под зловредным влиянием врага привязанность делается отвращением, доверенность переменяется в подозрительность и безверие; послушание доброхотное заменяется повиновением рабским. Сущность пожертвована форме и истина -- наружности. Ничто не делает так жалким человека, как такое положение; и вот такой-то цепью держит нас всех диавол прежде нашего обращения. Но Сын Божий пришел, чтоб уничтожить дела диавола. Он говорит связанной душе: "не бойся, только веруй". Это есть меч, проникающий в засады Сатаны, очищающий дорогу к доверию. Примите Иисуса Христа как пришедшего в мир спасти грешников, и Он вам даст право соделаться чадами Божиими, с верою в Его Имя. Чадо уже не раб. Иисус освобождает всех, которые были во всю их жизнь в рабстве. Там, где восстановлена любовь, доверие скоро возрождается. И так полная, или совершенная, любовь изгоняет страх.
   

16 января
Что Христос для нас

Им, вы пребываете во Иисусе Христе, который
сделался для нас премудростию от Бога,
праведностию, и освещением и искуплением.
(К коринф. <1>:30)

   Много есть таких людей, которые не знают, что нам Бог даровал во Христе. Эти четыре слова, вами прочитанные, и содержат в себе порядок благодати. Отбросьте же ваши предрассудки, ваши метания и ваши личные мнения: они плохие руководители и свет неверный: один Христос есть путь и свет миру. Его, а не вас, надо слушать. Допустите до себя Его слово и Христос, от Бога, сделается для вас премудростию. Читая же Священное Писание, углубляясь в него, он научит узнавать неисцеленные раны вашего сердца. Ваша собственная правота представится вам как самая нечистая ткань, и немощны, напрасны все усилия, чтоб переделать свою природу, вы дойдете до того, что возопите: "Несчастный! Кто избавит меня от этого смертного тела?!" В этот самый час Иисус Христос, опять от Бога, сделается для вас праведностию. Он вас научит тому, что вам казалось невозможным. Бог это сделал, послав Сына своего в мир. Если вы этому поверите, праведность Христа покроет все ваши неправедности, и Его жизнь будете отвечать за вашу потерянную жизнь. Вы будете спасены милостию, даром от Бога, праведностию не от ваших дел, а праведностию Бога, дарованною безвозмездно, через веру в Его возлюбленного. Уверенность в таком спасении соделается для вас закваскою радости и жизни, которая не допустит вас ни оставаться в грехе, ни в праздном и бесплотном обладании благодати. С той поры ваше блаженство будет идти вместе с Иисусом Христом и, таким образом, милостию Божией, Он соделается для вас освящением. Тогда не вы уже будете жить, а другой, и будет работать в вас. Вы испытаете, что вас освещает не ваша собственная сила, но Господь Сам все в вас совершает, все что Ему угодно, через Иисуса Христа. Эта работа будет производиться среди многих борений; в вас много еще останется несовершенств и корни греха не оставят вас до смерти; но перед вами уже откроется будущность, в которой что было, то прошло, и где Христос сделается для вас от Бога -- искуплением. Делание в нас Христа продолжается до нашего освобождения от тела и до нашего прославления небесного. Тогда только это великое дело искупления, окончания и будет увенчано. Начатое в лоне несовершенств, оно окончится в славе и одесную Бога...
   

17 января
Ложное благочестие

В телесном упражнении немного пользы,
а благочестие не все полезно, ибо Ему
принадлежит обетование
настоящей и будущей жизни
(<1> Тим. IV: 8)

   Есть христиане, которые весьма заботятся о наружных благочестивых упражнениях; так они их называют. Но эти упражнения, однажды выполненные, уже не оставляют у них по себе никакого следа. Это все вместе можно назвать вседневным нарядом духовным, а всякому известно, что мы не всякой день надеваем праздничное платье. И так, вообразив и рассмотрев всю мелочность, из которой составлен этот духовный наряд, мы ясно увидим, что одно наружное благочестие нимало не улучшит наше внутренне положение. Отцеживают комара, а верблюда поглощают. Господь взирает на сердце и на то благочестие, на все полезное, об котором говорит Св<ятой> Павел. Хотите ли узнать истинно благочестивых и идущих к совершенству? Это суть те, которые жаждут Бога живого и крепкого, которые вопиют к Нему, как олень, жаждущий живых потоков, это те, которые на все глядят, как на потерянное в сравнении познания Иисуса Христа. Это те, которые приняли девиз: "я принадлежу возлюбленному и Его Благодать касается души моей!" Будьте только в таком расположении и поэтому, если начатки святы, то и остальное таким же будет. Огромность и разнообразие ваших наружных упражнений не заставит вас ни на минуту подвинуться, если ваша душа не проникнута и не блаженна каждый час, каждую минуту благочестием, приправляющим вашу настоящую жизнь, и которая довершит ваше блаженство и в будущей.
   

18 января
Бескорыстие

Смерть действует в нас и жизнь в вас
(1 Коринф. IV: 12)

   Св<ятой> Павел для того, чтобы действовать на Коринфян, умирает сам себе. Действие такой смерти возымело силу животворную. И поистине, когда мы видим сердце, отстающа от вещей видимых и которое смиренно покоряется кресту, мы говорим: "здесь истина, потому что истина есть жизнь, была жизнь умирающая, а другая возникающая!" Хотите ли произвесть духовное влияние?.. Не употребляйте много слов: есть довольно скучных обратите лей... Покажите в том, что до слов касается, что вы под властию силы действующей в вас и которая, проникнув до глубины вашей прежней жизни, соделала вас новым человеком, покажите, что хотя вы еще ходите по земле, но что ваше сердце там уже, где его сокровище. Это заставит призадуматься. Такая смерть, действуя в вас, будет закваской жизни для вашего семейства, для всей церкви; она убедит других в том, что Библия есть что-то живое, что Сын Божий есть неоцененный дар и что можно дойти до того, чтобы ничего не хотеть знать, кроме Иисуса и Иисуса распятого.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru