H. С. Гумилев: pro et contra / Сост. и прим. Ю. В. Зобнина. -- СПб.: РХГИ, 2000.-- (Русский путь).
Книжечка эта обнаруживает в авторе некоторые ценные для поэта качества; главные из них: хорошо развитое художественное воображение и известная оригинальность, и литературная самостоятельность, позволившая молодому поэту создать себе целый мир творческих фантазий, где он живет и властвует довольно умело. Но все же нет в этих стихах настоящей лирики, настоящей музыки стиха, которую образуют и в которую сливаются не только слова, размеры и рифмы, но и самые мысли, образы и настроения. Иногда кажется, что г. Гумилев больше эпик, чем лирик. Размеры его однообразны. Больше того: его размеры, ритм его стиха -- нечто совсем постороннее, ничем не связанное с содержанием, с внутренней сущностью стихотворения. Только этим можно объяснить, что и Рим, и озеро Чад, и наша современность трактуются у него в одних и тех же размерах, которые во всех этих моментах кажутся одинаково случайными и во всех делают стихотворения мертворожденными, холодными и рассудочными.
Коли признать основным принципом искусства нераздельность формы и содержания, то стихи г. Гумилева пока большей частью не подойдут под понятие искусства. Впрочем, к некоторым из них это не относится (например, "Император с профилем орлиным", "Любовники" и другие). Зато "Ахилл и Одиссей" и "Садда Якко" слабы.
В общем, кажется, г. Гумилев еще не нашел себя, своей манеры, своей области и своего стиха. Теперешняя его книга -- лишь преддверие, лишь обещание, к которому, впрочем, стоит прислушаться; настоящее же творчество поэта еще впереди.
Комментарии
В. В. Гофман
Н. Гумилев. Романтические цветы
Печ. по: Русская мысль. 1908. No 7. Отд. III. С. 144-145.
Гофман Виктор (Виктор-Балтазар-Эмиль) Викторович (1884--1911) -- поэт, прозаик, критик, переводчик. Гумилеву принадлежит некролог, написанный после того, как Гофман -- достаточно популярный поэт-символист -- без видимой причины, вероятно, в припадке внезапного умоисступления, покончил с собой во время заграничного путешествия, в Париже, 13 августа 1911г. "Свободный и певучий стих, -- писал Гумилев о поэзии Гофмана, -- страстное любование красотой жизни и мечты, смелость приемов и пышное разнообразие образов, им впервые намеченных и впоследствии введенных в поэзию... Несмотря на раннюю кончину, В. В. Гофман обеспечил себе почетное место среди поэтов второй стадии русского модернизма" (Аполлон. 1911. No 7: см. ПРП 1990, с. 128--129).