Гольцев Виктор Александрович
Возражение г. умеренному консерватору
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Гольцев Виктор Александрович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1895
Обновлено: 28/11/2024. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Возраженіе г. ум
ѣ
ренному консерватору.
Не привыкли мы, батюшка, истинно-русскіе люди, къ вашимъ европейскимъ тонкостямъ и уступочкамъ. По нашему, по старинному, хлѣбъ-соль ѣшь -- да правду рѣжь {Г. Московскій обыватель, какъ и всѣ наши охранители дѣйствительно,
рѣжутъ
правду, но зарѣзать ее имъ, конечно, не удается.
Ред.
}. Вы одобряете разрѣшеніе московской думы контролировать сумму въ 71 р. 40 к., признавая эту сумму
безобидною.
Но если вы допускаете, что можно контролировать расходъ въ семьдесятъ одинъ рубль,-- какъ вы будете возражать противъ провѣрки издержекъ въ семьсотъ рублей, въ семь тысячъ рублей? Гдѣ тутъ остановиться? По вашему, вы предлагаете "компромиссъ",-- а по нашему это -- преступленіе, это -- отступничество отъ исконныхъ началъ, подъ сѣнью которыхъ росла и крѣпла Русская земля. И что такое всѣ эти "контроля" -- государственные и иные? Простое обезьянство передъ Западомъ. Жила же наша матушка Русь "безконтрольно" до освобожденія крестьянъ и другихъ милыхъ господамъ либераламъ реформъ. Я недавно прочелъ во французско-русскомъ словарѣ г. Бастэнъ разоблаченіе истиннаго смысла этого словечка:
contrôler
значитъ вносить въ роспись, повѣрять,
клеймить, порочить, хулить.
Вотъ чего добиваются наши либералы, прикидываясь овечками, а публицисты, подобные г. Умѣренному консерватору, попадаются на эту удочку.
Нѣтъ-съ, либераламъ надо совсѣмъ зажать ротъ: опасность отъ нихъ далеко не миновала. Въ нашемъ лагерѣ любятъ говорить, что либераловъ мало, что народъ ихъ и знать не хочетъ. Къ счастью, это и до сихъ поръ еще справедливо, но почему? Потому что народъ нашъ безграмотенъ, суевѣренъ и послушенъ. Дѣло уже сильно попорчено земскими школами и надо принять крутыя мѣры, покуда не ушло время. А тугъ слышатся иныя рѣчи съ такой стороны, съ какой и не предполагаешь ихъ услыхать.
Русская Мысль
ужь сослалась въ своей полемикѣ съ
Гражданиномъ
и
Моск. Вѣд.
на
Церковный Вѣстникъ.
Меня такая ссылка озадачила, я пересмотрѣли, эту газету, издаваемую при петербургской духовной академіи, и пришелъ въ ужасъ. "Несомнѣнно,-- прочелъ я въ
Церковномъ Вѣстникѣ
(No 14,
Мнѣнія и отзывы),--
что только совокупной энергіей церкви, государства и общества можетъ быть съ вожделѣннымъ успѣхомъ двинуто такое великое и сложное дѣло, какъ народное образованіе". Глазамъ своимъ не вѣрю: какое это у насъ на Руси
общество?
Есть мѣщанское, есть сельское, есть акціонерныя,-- но общество въ томъ смыслѣ, въ какомъ говоритъ о немъ
Церковный Вѣстникъ,
допущено быть не можетъ. Это новый либеральный подходецъ.
Общество
рядомъ съ государствомъ и церковью, да еще
съ совокупной энергіей!
Тысячу разъ правъ
Русскій Вѣстникъ
(ноябрь,
Современная лѣтопись),
когда говоритъ слѣдующее: "Искусственное ускореніе развитія грамотности путемъ образованія частныхъ обществъ, съ правомъ учреждать народныя школы, не соотвѣтствуетъ общему нашему учебному строю". Именно такъ; но я иду дальше и настаиваю на мысли о вредѣ распространенія народнаго образованія, вообще, о чемъ говорилъ я въ первомъ моемъ письмѣ
(Русская Мысль,
октябрь).
Попустительство
Церковнаго Вѣстника
либераламъ приведенными словами не ограничивается. Въ
Мнѣніяхъ и отзывахъ
No 42 напечатаны слѣдующія строки, надлежащимъ мѣстомъ для которыхъ могли бы быть страницы
Русской Мысли, Русскихъ Вѣдомостей
или
Вѣстника Европы:
"Несомнѣнно, что система образованія, отрѣшеннаго отъ церковной почвы и разсчитаннаго исключительно на возможно большее сообщеніе знаній, безъ привитія добрыхъ навыковъ,-- такая система страдаетъ односторонностью. Но точно также одностороння и та система, которая стремится воспитывать одно чувство, пренебрегая образованіемъ ума. Мы не хотѣли бы вѣрить, что г. Рачинскій, бывшій профессоръ университета, стоитъ на сторонѣ этой послѣдней системы со всѣми ея крайностями, а между тѣмъ, сказанное имъ невольно заставляетъ этому вѣрить".
Это, видите, мы у мужика-то должны "образовывать умъ"! Да онъ, бестія, послѣ этого работать перестанетъ.
Нѣтъ, пора намъ бросить церемоніи съ Западомъ и съ нашими либералами, открыто признать, что плюемъ мы на европейскую науку, а либераламъ крикнуть:
цыцъ!
Никакого
общества у
насъ нѣтъ, а есть
публика
(по выраженію одного полицеймейстера) и
улица
(по выраженію
Моск. Вѣд.).
Ни публика, ни улица никакой
совокупной энергіи
обнаруживать не смѣютъ, а за порядкомъ въ публичныхъ мѣстахъ и на улицѣ смотритъ установленная власть. И разговаривать тутъ не о чемъ.
Московскій обыватель.
"Русская Мысль", кн.XII, 1895
Оставить комментарий
Гольцев Виктор Александрович
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1895
Обновлено: 28/11/2024. 5k.
Статистика.
Статья
:
Публицистика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.