Потапова З. М.
Братья Гонкур

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


З. М. Потапова

Братья Гонкур

   Сложным переплетением реалистических и натуралистических начал пронизаны литературное наследие и эстетическая теория писателей Жюля и Эдмона Гонкур, чье совместное творчество представляет собой важный этап в развитии французского романа 60--70-х годов XIX в.
   Гонкуры, как и Флобер, провозглашали принцип тщательного изучения жизни, правдивого и точного воспроизведения современной действительности в романе. Они смело вводили в сферу художественного изображения жизнь и духовный мир общественных "низов", стремились раскрыть социальное через психологическое. В лучших произведениях братьев Гонкур содержатся элементы антибуржуазного разоблачения. Однако аристократическая аполитичность Гонкуров, социальный пессимизм ограничивают изображение общественных конфликтов современности в романах. Художественной манере Гонкуров свойственно стремление эстетизировать действительность средствами искусства. Интерес к патологии, оттеснение социального физиологическим -- эти моменты, присущие натурализму, в большей или меньшей степени характеризуют все романы Гонкуров, особенно последние произведения, написанные Жюлем и Эдмоном совместно, и в еще большей степени -- романы Эдмона Гонкура 80-х годов.
   Де Гонкуры -- Эдмон (1822--1896) и Жюль (1830--1870) происходили из среды провинциального дворянства. Государственный переворот Луи Бонапарта вызывает у начинающих литераторов отвращение к политике. "Ясно, что не стоит умирать ни за какое дело, нужно уживаться с любым правительством, не верить ни во что, кроме искусства, поклоняться только литературе", -- записывают они в своем "Дневнике". Эта позиция отразилась в первом романе братьев Гонкур, называвшемся "В 18... году" и вышедшем в свет как раз в день государственного переворота -- 2 декабря 1851 г. Молодой герой романа Шарль иронически относится к любой общественной практике, не видит смысла и возможности служить человечеству.
   В последующее десятилетие писатели всецело отдаются изучению истории и искусства XVIII в., публикуют ряд обширных исследований, тесно связанных с их последующими романами по идейно-эстетическим позициям. Они называют себя создателями "социальной истории", понимаемой как история повседневной жизни, быта и нравов общества изучаемой эпохи. "Нам понадобилось открыть новые источники истинного, почерпнуть факты из брошюр, автографов, рисунков... из всех тех интимных документов, которые оставляет после себя эпоха", -- пишут они.
   Такой подход братьев Гонкур к исторической теме, безусловно, расширял картину исторического прошлого, освобождал ее от избитой трактовки. Но одновременно в нем сказалось нежелание авторов идти от частного к общему. Под лозунгом "документа", столь характерным позже для натуралистической школы, Гонкуры пишут "социальную историю" революции (1789--1794 гг.), уклоняясь от изображения общественных сдвигов, определяющих жизнь и духовный склад миллионов людей.
   В искусствоведческих работах, сохранивших исследовательскую ценность и посейчас, Гонкуры подчеркивают в творчестве художников XVIII в. верность изображения жизни, точность и правдивость, с которой они обрисовали "портрет своего времени". Но и здесь братья Гонкур возводят в ранг "социальной истории" жанровые сцены, картины быта, моральные аллегории. Эта противоречивая идейно-эстетическая концепция была перенесена Гонкурами и в роман, понимаемый ими как "история современных нравов". В письме к Флоберу в 1860 г. Жюль Гонкур писал: "...мы спешим выйти на свежий воздух, к жизни -- к роману, который в итоге остается единственной подлинно правдивой историей".
   Сюжет первого романа братьев Гонкур 60-х годов -- "Шарль Демайи" (1860) -- несколько схож с "Утраченными иллюзиями" Бальзака: Гонкуры описывают нравы мелкой парижской прессы, продажной, крикливой, живущей сплетнями и рекламой. Молодой одаренный литератор Шарль Демайи, который отличается от своих коллег серьезным отношением к искусству, подвергается травле в газете, рушится его семейная жизнь, и он кончает свои дни в сумасшедшем доме. Однако история Шарля не стала историей Люсьена Рюбампре Второй империи, так как писатели постепенно сосредоточивают главное внимание на психической деградации своего героя. Две линии романа Гонкуров -- разоблачение торгашеского духа, беспринципности журналистики и душевная болезнь Шарля -- не слиты воедино. Здесь намечены основные черты того героя, который проходит через многие произведения Гонкуров, -- это нервный, слабохарактерный человек, претерпевающий полный духовный крах и не имеющий ни энергии, ни воли к сопротивлению.
   Влияние Флобера благотворно сказалось на двух последующих романах братьев Гонкур: "Сестра Филомена" (1861) и "Рене Мопрен" (1864).
   "Сестра Филомена" -- история молодой монахини, больничной сестры милосердия. Рассказ о воспитании Филомены в монастырском пансионе и о причинах ее пострижения -- тонкий психологический этюд, в котором явно ощущается влияние тех страниц "Госпожи Бовари", где Флобер рассказывает о детстве Эммы.
   Гонкуры смело расширили кругозор романа своего времени, введя изображение больницы, быта студентов-медиков, перенеся в свое произведение профессиональный жаргон врачей и сестер.
   В романе "Рене Мопрен" писателям удалось создать социальные типы, характерные для Второй империи. Анри Мопрен -- законченный тип молодого буржуа-карьериста, духовный наследник Растиньяка и достойный предшественник Жоржа Дюруа из "Милого друга". В образе богача Буржо авторы с большой реалистической силой разоблачили трусость и предательство французской либеральной буржуазии после 1848 г.
   Вместе с тем растянутое, натуралистически детализированное описание медленного угасания юной героини романа внутренне чуждо основной направленности книги.
   В 1865 г. вышел лучший роман Гонкуров "Жермини Ласерте", который вызвал острую дискуссию в критике. Авторы предпослали первому изданию своей книги предисловие, которое прозвучало как программа романа о народе: "Неужели... народ должен оставаться под литературным запретом и в пренебрежении у писателей, до сих пор сохранявших молчание о его душе и сердце? Неужели существуют еще для писателя и читателя в нашу эпоху равенства классы, недостойные их внимания, слишком низменные бедствия, слишком обыденные драмы, катастрофы, ужас которых слишком неблагороден?"
   Центральный персонаж книги -- бедная служанка Жермини, которая влюбляется в сына лавочника, Жюпильона, всячески эксплуатирующего ее и заставляющего войти в неоплатные долги. Отныне вся жизнь ее становится сплошной ложью, она живет в вечном страхе, что хозяйка обнаружит ее двойную жизнь, с отчаяния начинает пить, опускается все ниже. Мастерское описание борьбы, происходящей в душе Жермини, ее метаний, угрызений совести, различных этапов ее морального падения, глубокое проникновение во внутреннюю жизнь героини составляют реалистическую основу романа.
   Но вместе с тем в "Жермини Ласерте" сказывается чрезмерное увлечение авторов позитивистскими теориями влияния среды на темперамент человека. "Эта работа представляет собой клиническое исследование любви" -- фраза из предисловия Гонкуров, ставшая впоследствии девизом молодого Золя.
   Физиологическая сторона слишком часто заслоняет в романе тот психологический рисунок, который должен, согласно декларации авторов в предисловии, доказать "право народа на изображение в литературе"; история бедной служанки, нашедшей свою гибель в большом городе, постепенно превращается в историю болезни, утрачивая смысл социального обобщения.
   В 1870 г. Жюль Гонкур говорил брату: "Пусть нас замалчивают сколько угодно, но в конце концов придется признать, что мы создали "Жермини Ласерте" и что она явилась образцом, послужившим всему, сфабрикованному после нас под именем реализма, натурализма и так далее". Отбросив чрезмерную претензию Гонкуров, следует признать, что в "Жермини Ласерте" действительно содержались многие черты, присущие натуралистическому направлению в целом.
   Патологическая деградация человека изображена в романах "Манетт Саломон" (1867) и "Мадам Жервезе" (1869). В последнем романе авторы с натуралистической тщательностью отмечают все этапы постепенного распада человеческого "я" героини, ставшей религиозной фанатичкой.
   В 1875 г. в статье о Гонкурах из серии статей "Романисты-натуралисты" Золя назвал основным вкладом этих писателей в литературу не их стремление к документальности и физиологизму, а передачу нового ощущения природы, воспроизведение каждого предмета внешнего мира, его очертаний, цвета, запаха. Золя указывает, что этому новому видению мира у Гонкуров соответствуют и новые стилистические и языковые средства: "Они стремятся превратить фразу в точный и непосредственный образ их ощущения".
   Именно в этой области братья Гонкур сумели завоевать особое место в натуралистическом направлении, став основателями импрессионистской манеры письма, передающего тончайшие психологические состояния и субъективные ощущения.
   Однако в романах Гонкуров последних лет их совместного творчества отступления описательного характера все чаще и чаще приобретают самодовлеющее значение. Люди и вещи в таком описании выступают как элементы зрительного субъективного впечатления.
   После смерти Жюля в 1870 г. вкус к патологии, изощренность манеры все сильнее обнаруживаются в романах Эдмона Гонкура. Так, роман "Девка Элиза" (1877), задуманный братьями еще в 1862 г., должен был быть направлен против бесчеловечной системы одиночного тюремного заключения; Эдмон Гонкур пошел по иному пути: основная часть книги посвящена "физиологии" проститутки, которая становится на путь разврата не из-за нищеты и несчастий, а лишь в силу присущих ей темных инстинктов. В последнем романе Эдмона Гонкура -- "Шери" (1884) -- интерес к патологическому психологизму приближает книгу к "истории болезни".
   В 70-е годы к Эдмону Гонкуру приходит слава как к одному из основателей натуралистического направления. Однако Золя, оставаясь в дружеских отношениях с Эдмоном Гонкуром, все больше расходится с ним в принципах литературного творчества.
   Особняком в творчестве писателя стоит роман "Братья Земганно" (1879), отразивший пережитую братьями драму: разлуку в искусстве. Этот роман, блестящий по стилистическому мастерству и одновременно проникнутый искренним человеческим чувством, принадлежит к числу лучших произведений Э. Гонкура. Однако автор предпослал "Братьям Земганно" декларативное предисловие, которое явилось свидетельством отказа писателя от прежних намерений изображать народ. Писатель заявляет, что народ изображался им в литературе лишь как примитивный материал, наиболее удобный для "первого изучения". Подлинным реализмом Эдмон Гонкур объявляет теперь "реалистический роман из жизни изящного общества".
   Золя в своей статье о "Братьях Земганно" решительно полемизировал с этим предисловием, отрицая исчерпанность тематики народного романа и требуя дальнейшего, более глубокого и правдивого раскрытия народной жизни. Гонкур, в свое время претендовавший на роль родоначальника натуралистической школы, теперь всячески отгораживался от разоблачительной тенденции Золя, от его широких социальных полотен, тяготея к декадентским течениям. В дневнике за 1891 г. он записал: "Психизм, символизм, сатанизм -- все то, чем молодежь хочет заменить натурализм, -- разве до того, как кто-нибудь об этом думал, я не пытался ввести эти дематериализующие факторы в "Мадам Жервезе", "Братьях Земганно", "Фостен"".
   В течение многих лет Гонкуры вели совместный "Дневник"; сначала его писал Жюль, затем -- до 1895 г. -- продолжал Эдмон. Как и в своих книгах, в "Дневнике" братья Гонкур стремились стать хроникерами своего времени, историками-документалистами, воссоздающими эпоху на основании фактов и наблюдений, деталей быта. Они хотели быть "беспристрастными, объективными и достоверными". Однако субъективизм подачи фактов в "Дневнике" -- одна из самых характерных его сторон.
   По завещанию Эдмона Гонкура, составленному в соответствии с желанием Жюля, все состояние братьев предназначалось в фонд ежегодных премий за лучшее художественное произведение в прозе. Премии должно было присуждать общество литераторов из десяти человек -- "Академия Гонкур", созданная 19 января 1903 г.
   Одна из высших литературных наград во Франции, Гонкуровская премия как бы воплощает в себе признание лучших сторон художественной манеры писателей -- глубину психологического анализа, мастерство живописного описания, выразительность стиля. Именно эти творческие завоевания братьев Гонкур и обогатили реалистическую традицию французской прозы XIX в.
   В конце 60-х годов молодой Золя провозгласил своим "кредо" ряд моментов, уже нашедших художественное воплощение в романах Гонкуров и впоследствии занявших прочное место в теории и практике того направления, которое Золя возглавил, дав ему имя натурализма.
  

-------------------------------------------------

   Источник текста: История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. -- М.: Наука, 1983--1994. -- На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 7. -- 1991. -- С. 264--267.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/vl7-2642.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru